ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2172/18 от 02.11.2018 Иглинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело 2а-2172/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Красная Горка «2» ноября 2018 года

Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гареевой А.С.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора Нуримановского района РБ Алексеева К.О., представителя административного ответчика администрации сельского поселения Красногорский сельский Совет МР Нуримановский район РБ Миниахметова Р.Ф.,

заинтересованных лиц: Калимуллиной Э.Н., Киреевой Р.С., Ганиевой Г.Р., представителя Калимуллиной Э.Н. - Ахметова И.Р.,

при секретаре Камаловой Э.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нуримановского района РБ к администрации сельского поселения Красногорский сельский Совет МР Нуримановский район РБ о признании бездействия администрации СП Красногорский сельсовет МР Нуримановский район РБ о рассмотрении представления прокуратуры Нуримановского района РБ 18.06.2018 г. незаконным, обязании устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства о противодействии коррупции, признании распоряжений главы администрации МР Нуримановский район РБ № №5,6,7 от 12.07.2018 г. незаконными и обязании рассмотреть вопрос об увольнении должностных лиц в связи с утратой доверия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Нуримановского района РБ обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района в период времени с 01.06.2018 по 18.06.2018 проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции в администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан. В администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район выявлены нарушения при предоставлении сведений о доходах и расходах за 2017 год. Муниципальными служащими указанного сельского поселения, а именно Калимуллиной Э.Н., Киреевой Р.С., указаны неполные сведения в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруга и несовершеннолетних детей, а Ганиевой Г.Р. указанные сведения не представлены. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 18.06.2018 в адрес главы администраций СП Красногорский сельсовет МР Нуримановский район РБ внесено представление об устранении выявленных нарушений и увольнении вышеуказанных сотрудников в связи с утратой доверия.

13.07.2018 в прокуратуру района поступил ответ администрации СП Красногорский сельсовет МР Нуримановский район РБ от 12.07.2018 № 173, согласно которому, представление прокуратуры района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции от 18.06.2018 обсуждено на оперативном совещании с участием всех специалистов и представителя прокуратуры Нуримановского района Алексеева К.О. Управляющая делами Калимуллина Э.Н., специалисты 1 категории Киреева Р.С. и Ганиева Г.Р. предупреждены о неполном должностном соответствии, а также привлечены к дисциплинарной ответственности.

Между тем, из представленного ответа не следует, какие конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих приняты со стороны администрации СП Красногорский сельсовет МР Нуримановский район РБ по всем выявленным нарушениям. Факт ненадлежащего рассмотрения представления прокуратуры Нуримановского района является незаконным, противоречит требованиям федерального законодательства. На основании изложенного, административный истец просит признать бездействие администрации СП Красногорский сельсовет МР Нуримановский район РБ при рассмотрении представления прокуратуры Нуримановского района от 18.06.2018 незаконным. Признать Распоряжения главы администрации сельского поселения Красноключевский сельский Совет МР Нуримановский район РБ № № 5,6,7 от 12.07.2018 незаконными и обязать рассмотреть вопрос об увольнении должностных лиц администрации СП Красногорский сельсовет МР Нуримановский район РБ: управляющей делами Калимуллиной Э.Н., специалистов 1 категории Киреевой Р.С. и Ганиевой Г.Р. в связи с утратой доверия за допущенные нарушения закона, неисполнение установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей и несоблюдения ограничений и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца Алексеев К.О. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Красногорский сельский Совет МР Нуримановский район РБ Миниахметов Р.Ф. возражал против удовлетворения искового заявления, просил отказать в удовлетворении иска, указал, что после поступившего из прокуратуры представления от служащих были взяты объяснения, затем представление обсуждено на оперативном совещании с участием всех служащих. Кроме того, служащие повторно оформили и сдали сведения о доходах и расходах. В части доводов прокурора, что Ганиева не сдала декларацию, не согласны так как, сведения ее были представлены, что подтверждается самой справкой Ганиевой на себя и членов своей семьи, так и сведениями с сайта о размещении информации. Однако в связи с тем, что в ее справке не все сведения были указаны, на нее также наложено дисциплинарное взыскание.

Заинтересованных лица: Калимуллина Э.Н., Киреева Р.С., Ганиева Г.Р., а также представитель Калимуллиной Э.Н. - Ахметов И.Р., возражали против удовлетворения ходатайства.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В ч. 4 ст. 27.1 вышеуказанного Закона установлено, что при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 этого же закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что для применения такого взыскания как увольнение муниципального служащего по вышеуказанному основанию, необходимо тщательное исследование всех обстоятельств, при которых служащим были допущены нарушения требования законодательства.

Учитывая, что целью установления законодательством такого взыскания в отношении муниципальных служащих является борьба с коррупцией, должны были быть предприняты необходимые меры для проведения служебной проверки, выяснения истинных причин не указания Калимуллиной Э.Н., Киреевой Р.С. и Ганиевой Г.Р. в декларациях, сведений о принадлежащем им имуществе и доходах.

Выяснению подлежит факт наличия умысла в действиях Калимуллиной Э.Н., Киреевой Р.С., Ганиевой Г.Р. на сокрытие сведений о принадлежащем им имуществе, поскольку само определение "сокрытие" предполагает их заведомое утаивание с какой-либо определенной целью.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района в период времени с 01.06.2018 по 18.06.2018 проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции в администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан. Проверкой выявлено, что муниципальными служащими администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район, а именно Калимуллиной Э.Н., Киреевой Р.С., Ганиевой Г.Р. допущены нарушения при предоставлении сведений о доходах и расходах за 2017 год. Так, управляющей делами сельского поселения Калимуллиной Э.Н. в п. 3.1 раздела 3 справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не указаны земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> с кадастровым номером , и <адрес>, с кадастровым номером находящиеся в долевой собственности с несовершеннолетним Калимуллиным А.И. Вышеуказанные земельные участки в пункте 3.1 раздела 3 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего сына Калимуллина А.И. также не указаны. Кроме того, в п. 6.1 раздела 6 Сведений, об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании, Калимуллиной Э.Н. не указаны земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером , и <адрес> с кадастровым номером Также не заполнен раздел 4 Сведений, а именно о наличии счетов в банках и иных кредитных организациях. Также в представленных Сведениях отсутствуют сведения о дате сдачи вышеуказанной справки.

Аналогичные нарушения выявлены в Сведениях специалиста 1 категории администрации сельского поселения Киреевой Р.С., а именно не указано в п. 3.1 раздела 3 о наличии в собственности у супруга, Киреева Х.Е. жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, и земельного участка по вышеуказанному адресу, не заполнен раздел 4 Сведений, а именно о наличии счетах в банках и иных кредитных организациях на Кирееву Р.С. и Киреева Х.Е., отсутствуют сведения о дате сдачи вышеуказанной справки и о должностном лице, принявшем данные Сведения.

Специалистом 1 категории администрации СП Красногорский сельсовет МР Нуримановский район РБ Ганиевой Г.Р. справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруга и несовершеннолетних детей за 2017 год на время проведения прокуратурой проверки были не сданы.

По результатам проверки прокуратурой Нуримановского района РБ вынесено представление № 6 д-2018 от 18.06.2018 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции с требованием о рассмотрении на оперативном совещании с участием представителя прокуратуры Нуримановского района РБ и безотлагательном принятии эффективных мер по устранению и недопущению требований законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, а также об увольнении вышеуказанных сотрудников в связи с утратой доверия (л.д. 10-14).

По итогам рассмотрения вышеуказанного представления прокуратуры Нуримановского района РБ главой сельского поселения Красногорский сельский Совет МР Нуримановский район РБ Миниахметовым Р.Ф. 13.07.2018 дан ответ, согласно которому представление прокурора № 6 д-2018 от 18.06.2018 обсуждено на оперативном совещании с участием всех специалистов и представителя прокуратуры Нуримановского района РБ Алексеева К.О. Управляющая делами Калимуллина Э.Н., специалисты 1 категории Киреева Р.С. и Ганиева Г.Р. предупреждены о неполном должностном соответствии, а также привлечены к дисциплинарной ответственности (л.д. 15).

Главой сельского поселения Красногорский сельский Совет МР Нуримановский район РБ Миниахметовым Р.Ф. вынесены распоряжения № № 5, 6, 7 от 12.07.2018 о привлечении к дисциплинарной ответственности: управляющей делами Калимуллиной Э.Н., специалистов 1 категории Киреевой Р.С. и Ганиевой Г.Р. (л.д. 16-18).

Из представленных в суд заинтересованными лицами документов, следует, что у Калимуллиной Э.Н. и ее несовершеннолетнего сына К,А,И, в общей долевой собственности имеется два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером , общей площадь. 2 238 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>т. 1 л.д. 101), и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 122 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Кроме этого Калимуллина Э.Н. по договору аренды пользуется земельными участками с кадастровым номером , общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>». Срок действия договора аренды на земельный участок с кадастровым номером истек 21.01.2016 г. Новый договор аренды Калимуллиной Э.Н. не заключался и не продлевался (т. 1 л.д. 103). Также на основании оговора аренды она пользуется земельным участком с кадастровым номером , общей площадью 958 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Срок действия договора аренды на земельный участок с кадастровым номером истек 15.08.2016 г. Новый договор аренды Калимуллиной Э.Н. не заключался и не продлевался (л.д. 104).

В судебном заседании Калимуллина Э.Н. пояснила, что указанные земельные участки огорожены как один общий участок, на котором стоит дом площадью 59,5 кв.м., по ул. Надежды, д. 8. Поэтому ею был ошибочно указан только один земельный участок. В данном доме она проживает вместе с несовершеннолетним сыном К.А.И.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права № от 28.12.2004 у мужа Киреевой Р.С.- К.Х.Н. собственности имеется земельный участок, общей площадью 3 528 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 122), а также ? доля жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке ( т.1 л.д. 122).

В судебном заседании Киреева Р.С. указала, что с мужем фактически совместно не проживает уже много лет, однако официально они не разведены. Сведения о наличии в собственности мужа земельного участка и дома в декларации не указала, так как не знала, что данное имущество в его собственности. Сведения об автомобиле не указала, так как автомобиль старый, стоит в огороде, им не пользуются.

В судебном заседании Ганиева Г.Р. указала, что сведения о доходах и расходах сдавала вовремя, в марте 2018 г. Однако, поскольку в сведениях о доходах ошибочно не были указаны сведения о пенсии, получаемой в связи с потерей кормильца и были иные недостатки, она вновь заполнила справку и сдала управляющей делами.

Анализируя представленные в суд документы, а также пояснения участников процесса, суд находит подтвержденными выявленные прокуратурой нарушения при предоставлении муниципальными служащими сведений о доходах за 2017 год, однако суд не находит наличия умысла в действиях Калимуллиной Э.Н., Киреевой Р.С., Ганиевой Г.Р. на сокрытие сведений о принадлежащем им и их родственникам имуществе. Суд полагает, что в данном случае муниципальные служащие пренебрежительно отнеслись к обязанности предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Решение о мере ответственности принимает руководитель муниципального органа.

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 79-ФЗ, Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии. Помимо названных мер ответственности, ст. 59.2 предусматривает увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

При применении взысканий учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

Согласно ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Решение о мере ответственности (от замечания до увольнения) в рамках предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий принимает руководитель государственного (муниципального) органа (организации).

Расторжение служебного контракта с государственным или муниципальным служащим осуществляется по инициативе представителя нанимателя в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального Закона N 79-ФЗ, а расторжение трудового договора по инициативе работодателя - в соответствии с п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В обоих случаях увольнение (освобождение от должности) происходит в связи с утратой доверия представителя нанимателя (работодателя) к служащему (работнику).

Как установлено судом по результатам рассмотрения представления прокурора № 6 д-2018, управляющая делами Калимуллина Э.Н., специалисты 1 категории Киреева Р.С. и Ганиева Г.Р. были привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии, что соответствует ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Суд полагает, что мера взыскания в отношении муниципальных служащих была вынесена с учетом совершенного гражданскими служащими коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых они совершены.

Поскольку судом установлено, что представление прокурора было рассмотрено на оперативном совещании, у служащих взяты объяснения, главой администрации сельского поселения Красногорский сельский Совет МР Нуримановский район РБ приняты меры по устранению нарушений, выявленных прокуратурой Нуримановского района РБ, в отношении муниципальных служащих применено дисциплинарное взыскание, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокуратуры Нуримановского района РБ.

Кроме того суд обращает во внимание, что взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов.

Также ст. 193 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Как следует из материалов дела, распоряжение главы администрации сельского поселения Красногорский сельский Совет МР о наложении дисциплинарного взыскания на управляющую делами Калимуллину Э.Н., специалистов 1 категории Кирееву Р.С. и Ганиеву Г.Р. вынесены 12.07.2018, то есть в течение месяца со дня обнаружения проступка, поскольку представление прокурора № 6 д-2018 вынесено 18.06.2018. На момент вынесения судом решения срок привлечения вышеуказанных служащих к дисциплинарной ответственности истек.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Нуримановского района РБ к администрации сельского поселения Красногорский сельский Совет МР Нуримановский район РБ о признании бездействия администрации СП Красногорский сельсовет МР Нуримановский район РБ о рассмотрении представления прокуратуры Нуримановского района РБ 18.06.2018 г. незаконным, обязании устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства о противодействии коррупции, признании распоряжений главы администрации МР Нуримановский район РБ № №5,6,7 от 12.07.2018 г. незаконными и обязании рассмотреть вопрос об увольнении должностных лиц в связи с утратой доверия, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд РБ в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Иглинский межрайонный суд РБ.

Судья А.С. Гареева

Решение в окончательной форме изготовлено 06.11.2018