Дело № 2а-2172/2023
25RS0010-01-2023-002413-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года г. Находка Приморского края
Мотивированное решение составлено 14 июня 2023 года (в порядке статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой О.А.,
при секретаре Турчанович О.Л.,
с участием старшего помощника прокурора г. Находки Балюк А.А.,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации Находкинского городского округа Приморского края о признании постановления от 21.02.2014 № 341 недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами: №№ и жилых домов с кадастровыми номерами: №, расположенных по адресу: <.........> о возложении обязанности,
установил:
ФИО1 в лице своего представителя – адвоката ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что ей на праве собственности принадлежат объекты недвижимости здание – жилой дом, общей площадью 164,9 кв.м., с кадастровым номером №, адрес: <.........>; здание – жилой дом, общей площадью 278,6 кв.м., с кадастровым номером №, адрес: <.........><.........>.
Жилые дома расположены на земельных участках с кадастровым номером №, площадью 1561,60 кв.м. и кадастровым номером №, общей площадью 1872,90 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующего жилого дома. Земельные участки принадлежат истцу на праве аренды на срок до 2067 года.
С целью получения указанных земельных участков в собственность за плату истец обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлениями от 30.03.2023 о предоставлении данных земельных участков.
Ответом исх. № 13.2-9-1611 от 31.03.2023 начальника управления землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа принято решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность ввиду того, что части испрашиваемых земельных участков расположены в пределах территории общего пользования улицы и дороги местного значения.
Постановлением администрации Находкинского городского округа от 21.02.2014 № 341 утверждены красные линии дороги, в том числе и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №, тем самым вышеуказанные земельные участки вошли в границы территории общего пользования.
Административный истец считает, что красная линия дороги установлена без учета существующих объектов недвижимости и границ земельных участков, половина части жилого дома с кадастровым номером 25:31:090001:264 и половина части жилого дома с кадастровым номером 25:31:090001:224 истца расположена в границах территории общего пользования за «красной линией», что создает препятствия в осуществлении прав собственника жилых зданий и лица, имеющего исключительное право на приобретение земельного участка в собственность без торгов.
Просили признать постановление администрации Находкинского городского округа от 21.02.2014 № 341 недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объектов недвижимости:
земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1561,60 кв.м., расположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <.........>;
земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1872,90 кв.м., расположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <.........>;
здание – жилой дом, общей площадью 164,9 кв.м., с кадастровым номером <.........>, адрес: <.........>;
здание – жилой дом, общей площадью 278,6 кв.м., с кадастровым номером №, адрес: <.........> момента вступления решения суда в законную силу;
Обязать администрацию Находкинского городского округа принять решение о корректировке красной линии относительно указанных объектов недвижимости в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещались в установленном законом порядке, от представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии административного истца и её представителя.
Представитель административного ответчика – администрации Находкинского городского округа ФИО4 в судебном заседании с административными исковыми требованиями ФИО1 не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, из которых следует, что ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами № в собственность для эксплуатации существующих жилых домов. Уведомлением от 31.03.2023 № 13.2-9-1611 управление землепользования и застройки администрации в соответствии с пп. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) отказало административному истцу в предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов, т.к. предоставление земельных участков на заявленном виде прав не допускается. В уведомлении об отказе указано, что части испрашиваемых земельных участков расположены в пределах территории общего пользования (улицы и дороги местного значения). Правовым актом, устанавливающим красные линии через границы вышеуказанных земельных участков, является постановление администрации Находкинского городского округа от 21.02.2014 № 341 «Об утверждении документации по планировке территории». В прилагаемой графической части документации по планировке территории объекта местного значения Находкинского городского округа (Объекты транспортной инфраструктуры – микрорайон города Находки «поселок Врангель», пос. Береговой, ландшафтно-рекреационное образование в районе бухт Спокойная и Окуневая) отражены красные линии, установленные данным правовым актом. Принятие решения об утверждении документации по планировке территории относится к полномочиям администрации Находкинского городского округа. Проект планировки должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования. На карте функциональных зон Находкинского городского округа (микрорайон города Находки «поселок Врангель», пос. Береговой, ландшафтно-рекреационное образование в районе бухт Спокойная и Окуневая) (Приложение 16) Генерального плана Находкинского городского округа, утвержденного решением Думы Находкинского городского округа от 26.10.2022 № 10-НПА «О внесении изменений в решение Думы Находкинского городского округа от 29.09.2010 № 578-НПА «О Генеральном плане Находкинского городского округа» рассматриваемые участки находятся в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, частично – в зоне транспортной инфраструктуры. По карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Находкинского городского округа, утвержденных постановлением администрации Находкинского городского округа от 17.02.2022 № 155, рассматриваемые земельные участки находятся в территориальной зоне Ж-1, частично в Т-4 зоне транспортной инфраструктуры. Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения Находкинского городского округа объекты транспортной инфраструктуры – микрорайон города Находки «поселок Врангель», пос. Береговой, ландшафтно-рекреационное образование в районе бухт Спокойная и Окуневая) (Приложение 6) рассматриваемые участки находятся в красных линиях улиц и дорог местного значения – улицы <.........>. Красные линии улицы <.........> на данном участке установлены документацией по планировке территории в соответствии с нормами «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*». Довод о необоснованном отнесении земельных участков административного истца к землям общего пользования является несостоятельным, поскольку определение границ оспариваемой территориальной зоны производилось органом местного самоуправления с учетом сложившейся планировки территории в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации от 21.02.2014 № 341 и учитывающей улично-дорожную сеть в этом районе. Заявитель не обосновала в своем заявлении нарушение ее прав и законных интересов, поскольку она является собственником объектов недвижимости, расположенных на вышеуказанных земельных участках, находящихся у нее в аренде. Сам факт утверждения рассматриваемого проекта планировки территории не влечет прекращения прав заявителя на земельные участки и объекты недвижимости, расположенные в пределах земельных участков. Оспариваемый нормативный правой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав административного истца. Проект по строительству дороги на основе генерального плана и проекта планировки проходящей по территории земельных участков и жилых домов, расположенных по адресу: <.........>, на 2023 и 2024 гг. не принимался. В оспариваемом правовом акте отсутствует указание на необходимость изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков и жилых домов, находящихся на территории планируемого строительства автодороги. Решение о резервировании и (или) об изъятии вышеуказанных земельных участков и жилых домов для государственных или муниципальных нужд, в сроки, установленные ст. 45 градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), не принималось. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.
В данном суду заключении старший помощник прокурора г. Находки Балюк А.А. полагала, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление администрации Находкинского городского округа Приморского края следует признать не действующим в части, устанавливающей прохождение красных линий через границы принадлежащих административному истцу объектов недвижимости и используемых земельных участков, поскольку красные линии утверждены без учета границ названных объектов, чем нарушены права последней.
Изучив требования административного истца, позицию административного ответчика, представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 8 статьи 213 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов граждан, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальный правовой акт об утверждении документации по планировке территории, обладает нормативными свойствами, поскольку издается в установленном порядке органом местного самоуправления, устанавливает правовой режим конкретного объекта публичного права, который является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений, изменение или прекращение существующих правоотношений.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ), а именно: согласно части 5 статьи 45 ГрК РФ принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 ?–4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, изложенных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ.
Из положений части 14 статьи 45 ГрК РФ следует, что документация по планировке территории, представленная органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации.
Из содержания части 1 статьи 18 ГрК РФ следует, что Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования.
Генеральные планы содержат: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ, проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «РДС 30-201-98» (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого, красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.
Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом, в соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п. 3.3 Инструкции красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Пунктом 3.4 названной Инструкции предусмотрено, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Пунктом 8 статьи 27 и пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к таким землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 ЗК РФ, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Пунктами 2 и 3 статьи 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, при этом по общему правилу земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Таким образом, отнесение земельных участков к территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса о резервировании и (или) об изъятии таких земельных участков для муниципальных нужд.
21.02.2014 администрацией Находкинского городского округа принято постановление № 341 «Об утверждении документации по планировке территории», которым утверждена документация по планировке территории. Указанным актом утверждены красные линии, в том числе и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, тем самым вышеуказанные земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости – жилые дома, с кадастровыми номерами № вошли в границы территории общего пользования.
По результатам изучения представленных административным ответчиком документов, с учетом требований законодательства суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в предусмотренной форме, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие.
Проверяя соответствие части оспариваемого акта нормативным правовым документам, имеющим большую юридическую силу, а также на предмет нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно представленным фрагментам карты градостроительного зонирования территории Находкинского городского округа из Правил землепользования и застройки Находкинского городского округа земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, частично – в зоне транспортной инфраструктуры.
Из представленного фрагмента карты функционального зонирования территории Находкинского городского округа из Генерального плана Находкинского городского округа следует, что участки расположены в жилой зоне и частично в зоне транспортной инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что административный истец на основании договоров дарения от 02.02.2023 является собственником жилых домов, общей площадью 1561,60 кв.м. 1872,90 кв.м., расположенных по адресу: <.........>, кадастровые номера №.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости – жилые дома с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <.........>, год завершения постройки жилого дома с кадастровым номером №, год завершения постройки жилого дома с кадастровым номером №.
Жилой дом с кадастровым номером № расположен на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1561,60 кв.м., находящимся в пользовании у административного истца на основании договора аренды от 27.11.2018 № 7294ф18, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02.02.2023, на срок до 28.10.2067.
Жилой дом с кадастровым номером № расположен на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1872,90 кв.м., находящимся в пользовании у административного истца на основании договора аренды от 27.11.2018 № 7297ф18, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02.02.2023, на срок до 30.10.2067.
31.03.2023 управлением землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа ФИО1 отказано в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами № в собственность за плату для эксплуатации существующих жилых домов, поскольку части испрашиваемых земельных участков расположены в пределах территории общего пользования (улицы и дороги местного значения).
Представленными материалами дела объективно подтверждается факт прохождения красной линии дороги по части жилых домов, принадлежащих ФИО1 на праве собственности, что свидетельствует об их утверждении без учета границ существующих объектов недвижимости, что недопустимо.
Какого-либо правового обоснования правомерности отнесения к территории общего пользования земельных участков под жилыми домами, построенными в 1949 и 2007 годах и находящимися в собственности гражданина, административным ответчиком в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств, свидетельствующих о том, что жилые дома построены на земельных участках общего пользования.
Действующее законодательство не допускает произвольного отнесения земельных участков, находящихся под жилыми домами к землям общего пользования.
При этом, расположение земельных участков на территории общего пользования препятствует их предоставлению в собственность, поскольку передача таких объектов в единоличное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке и противоречит правовому режиму земель общего пользования.
Приведенные положения в своей совокупности свидетельствуют о том, что пересечение жилых домов, принадлежащих ФИО1 и земельных участков, на которых расположены части жилых домов, красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности истицы, препятствует оформлению прав на земельные участки под частями жилых домов и свидетельствует о нарушении ее прав и законных интересов.
Сведения о разработке, согласовании и утверждении проекта по строительству дороги, на основе Генерального плана и проекта планировки территории, проходящей по территории земельных участков и частям жилых домов, расположенных по адресу: <.........>, отсутствуют.
Проект по строительству дороги на основе генерального плана и проекта планировки, проходящей по территории земельных участков и жилых домов, расположенных по адресу: <.........> отсутствует. В оспариваемом правовом акте указаний на необходимость изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков и объектов недвижимости, находящихся на территории планируемого строительства дороги не имеется. Решения о резервировании и (или) изъятии вышеуказанных земельных участков и объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд в сроки, установленные ст. 45 ГрК РФ не принимались.
Доказательств, достоверно подтверждающих наличие публичного интереса в установлении красной линии на соответствующих участках именно в такой конфигурации, при которой данная красная линия пересекает жилые дома, принадлежащие ФИО1 на праве собственности и земельные участки, на которых располагаются части жилых домов, административным ответчиком не представлено.
Доводы ответчика, который обосновывает установление красных линий и отнесение земельного участка к землям общего пользования Генеральным планом не могут быть приняты во внимание, поскольку в оспариваемом правовом акте отсутствует указание на необходимость изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, отнесенных к территории планируемого строительства автодороги.
Доводы о соблюдении параметров красных линий при разработке проекта планировки территории не имеет значения для настоящего спора, поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемый в части акт не соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы.
Принимая во внимание изложенное выше, а именно нарушение утвержденной красной линией прав и законных интересов административного истца, отсутствие достаточных доказательств наличия публичного интереса в установлении красной линии в утвержденной конфигурации, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правого акта недействующим в части.
Рассматривая требование административного истца в части возложения на администрацию Находкинского городского округа обязанности принять решении о корректировке красной линии относительно указанных объектов в течение установленного срока, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 4 ст. 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, ч. 4 ст. 216 КАС РФ подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Учитывая, что оспариваемый правовой акт подлежит признанию недействующим в части в отношении конкретных объектов недвижимости, связанных с административным истцом, при этом наличия каких-либо административных или иных публичных правоотношений, имеющих недостаточную правовую урегулированность в связи с принятым решением суда, и которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного крага лиц, в ходе рассмотрения дела судом не выявлено, правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части, у суда не имеется.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к администрации Находкинского городского округа Приморского края удовлетворить частично.
Признать постановление администрации Находкинского городского округа Приморского края от 21.02.2014 № 341 «Об утверждении документации по планировке территории» недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объектов недвижимости:
земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1561,60 кв.м., расположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <.........>;
земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1872,90 кв.м., расположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <.........>;
здание – жилой дом, общей площадью 164,9 кв.м., с кадастровым номером №, адрес: <.........>;
здание – жилой дом, общей площадью 278,6 кв.м., с кадастровым номером №, адрес: <.........>, с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Находкинского городского округа Приморского края опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения
В части требований о возложении обязанности на администрацию Находкинского городского округа Приморского края принять решение о корректировке красной линии относительно указанных объектов недвижимости в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Приморский краевой суд, с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья О.А. Фёдорова