Дело № 2а-217/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Хасанский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Волковой С.Ю., при секретаре Трегубенко Т.В., с участием: истца ФИО2, представителя административного истца ФИО5, представившей доверенность <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., диплом об образовании, рассмотрев материалы административного дела по административному иску ФИО2 к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения, возложении обязанности, установил: административный истец ФИО2 обратилась с административным иском к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (далее АЗГП ХМР ПК). В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым №, расположенного <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. через программу ФИС «На Дальний Восток РФ» в администрацию Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края. ДД.ММ.ГГГГг. административным ответчиком сформирован договор безвозмездного пользования. ФИО2, данный договор был подписан и направлен административному ответчику для подписания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получен отказ в предоставлении земельного участка на основании п.16 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. (в ред. от 05.12.2017г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», земельный участок находится в полосе отвода автодороги (письмо от ДД.ММ.ГГГГ. №). Расстояние между испрашиваемым ФИО2 земельным участком и существующей автодорогой в <адрес> примерно 8 метров, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может создать препятствий для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых могу располагаться объекты дорожного сервиса. Просит 1) признать незаконным действия администрации Зарубинского городского поселения в отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка с кадастровым № в соответствии с ФЗ от 01.05.2016 № 119-ФЗ (ред. от 29,12.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившиеся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№; 2) обязать администрацию Зарубинского городского поселения рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ., поданное через программу ФИС «На Дальний Восток РФ» о предоставлении земельного участка кадастровым №, расположенного <адрес>. обшей площадью <данные изъяты> кв.м. в соответствии с ФЗ от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.). Административный истец, представитель ФИО5, исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям. Истец суду пояснила, что на части испрашиваемого участка с кадастровым номером № ею установлено самовольно возведенное строение, используемое под магазин. Представитель истца пояснила, что объект права как второстепенная дорога, на кадастровом учете не значится. При этом ответчиком была согласована схема расположения ЗУ, испрашиваемого ФИО2 ранее ДД.ММ.ГГГГ., согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ., тогда как участок общего пользования с кадастровым № сформирован без учета расположения границ, участка сформированного ФИО2. Образованный участок кадастровым № не проходил процедуры предоставления через аукцион, не публиковалось объявления на участие в аукционе, тогда как имелось наложение границ, участок общего пользования с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учет неправомерно. Изложенные в отзыве ответчика сведения о нахождении земельного участка кадастровым номером № в полосе отвода автодороги опровергаются схемой расположения и заключением кадастрового инженера ФИО3, осуществившей топографическую съемку, совместив съемку с кадастровым планом территории. Согласно заключения специалиста – кадастрового инженера, проводившего топографическую съемку земельного участка с кадастровым номером 25:20:360101:2611, кадастровый инженер совместив топографическую съемку испрашиваемого участка с Кадастровым планом территории кадастрового квартала №№ от ДД.ММ.ГГГГ. установил, что расстояние от асфальтного покрытия дороги, расположенного на земельном участке с кадастровым № до границ земельного участка с кадастровым № составляет в точке с № – 7 метров, в точке № – 10 метров. На требованиях настаивает. Представитель административного ответчика- администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыла, о причинах неявки не сообщила. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. представитель административного ответчика – администрации Зарубинского городского поселения ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. административный иск не признала, просила в иске отказать, в возражениях на иск пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации было установлено, что на части земельного участка с кадастровым № расположено нежилое строение, размером <данные изъяты> метров. Земельный участок расположен примерно в <данные изъяты> метрах от основной дороги и вплотную примыкает к второстепенной дороге с кадастровым №. Комиссией администрации принято решение о невозможности предоставления истцу испрашиваемого участка с кадастровым №. Просила в иске отказать. Представил суду письменный отзыв, согласно которому указывает, что соответствии со скрином программы ФИС «На Дальний Восток» заявленный земельный участок находится в полосе отвода автодороги. Согласно п.22 ст.7 Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, бульвары. Статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане имеют право свободно, без каких либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках. Из анализа изложенного следует, что предоставление земельного участка по заявлению ФИО2 невозможен. Представитель заинтересованного лица департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия в связи с занятостью в другом судебном процессе. В ходатайстве также указывает, что Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> не согласен с заявленными требованиями в полном объёме в силу следующего. Департамент не предоставлял земельный участок, а так же не осуществлял каких либо действий в отношении указанных земельных участков. Истец не обращалась в департамент. Заявление не содержит ссылок на нарушение департаментом норм действующего законодательства РФ или нарушения прав заявителя, какими либо действиями департамента. Выслушав объяснения сторон, исследовав, оценив в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Право заинтересованного лица обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 22 КАС РФ. В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В силу п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае если такой порядок установлен; основания принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возложена на административного ответчика Согласно ч.1 ст.2 Закона № 119-ФЗ, гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 119-ФЗ земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование на основании заявления гражданина, в котором указываются, в том числе площадь испрашиваемого земельного участка; Частью 2 указанной статьи определено, что к заявлению о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование прилагаются схема размещения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать. Схема размещения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на публичной кадастровой карте или кадастровом плане территории. В схеме размещения земельного участка указывается площадь образуемого земельного участка. Подготовка схемы размещения земельного участка осуществляется на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы либо на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. постановлением № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», вынесенным администрацией Зарубинского городского поселения на основании заявления ФИО2 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного <адрес>, в пределах зоны <данные изъяты> разрешенное использование – размещение магазина, из категории земель – земли населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратилась в адрес администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в рамках Закона № 119 ФЗ от 01.05.2016г. в безвозмездное пользование земельного участка, площадью 27 кв.м. в границах Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района. К заявлению приложена выполненная на бумажном носителе схема размещения испрашиваемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГг. административным ответчиком сформирован договор безвозмездного пользования. ФИО2, данный договор был подписан и направлен административному ответчику для подписания. ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в предоставлении земельного участка на основании п. 16 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. (в ред. от 05.12.2017г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», земельный участок находится в полосе отвода автодороги, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно акта осмотра № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг., составленного администрацией Зарубинского городского поселения комиссия в составе специалистов администрации осуществила выезд на земельный участок с кадастровым №. В результате визуального осмотра установлено, что на части земельного участка с кадастровым №, расположено нежилое строение временного характера, размером <данные изъяты> м. Земельный участок расположен примерно в <данные изъяты> м от основной дороги и вплотную примыкает к второстепенной дороге с кадастровым №. Комиссией принято решение о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым №. Как следует из данных, отраженных на публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым №, имеет статус «учтенный», расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование: улично-дорожная сеть. Согласно выписке № от ДД.ММ.ГГГГ из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым №, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В соответствии с п.22 ст.7 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае если испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. Согласно п.12 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ территории общего пользования- территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. Согласно п.8 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения. В соответствии с п.16 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Федерального закона). Согласно доводам административного ответчика, изложенным в письменных возражениях на административный иск, на сегодняшний день, испрашиваемый ФИО2 земельный участок с кадастровым номером № находится в границах территории земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование: улично-дорожная сеть, что подтверждено изучением представленной представителем истца схемой размещения земельного участка. Из заключения специалиста-кадастрового инженера ООО «Геодезист ДВ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведена топографическая съемка земельного участка с кадастровым №, кадастровый инженер совместив топографическую съемку испрашиваемого участка с Кадастровым планом территории кадастрового квартала №№ от ДД.ММ.ГГГГ. установил, что расстояние от асфальтного покрытия дороги, расположенного на земельном участке с кадастровым № до границ земельного участка с кадастровым № составляет в точке с № – <данные изъяты> метров, в точке № – <данные изъяты> метров. В судебном заседании судом обозревались «скриншоты», сделанные с публичной кадастровой карты и карты градостроительного зонирования, а также обзорная схема размещения земельного участка, в соответствии с которыми по границам земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование: улично-дорожная сеть, имеется наложение границ земельного участка, испрашиваемого истцом, участок примыкает к асфальтному покрытию дороги, расположенном на участке с кадастровым № в точке <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> метров, в точке <данные изъяты> – <данные изъяты> метров. Таким образом, на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем ИП ФИО8 и его рассмотрения администрацией, в составе испрашиваемого земельного участка имеется территории земли общего пользования, участок целиком входит в состав таких земель, примыкает к второстепенной дороги, районного значения фактически проходит по земельному участку с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование: улично-дорожная сеть. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок относится к зоне общего пользования. В материалы дела был представлен фрагмент публичной кадастровой карты, где отображены и обозначены границы спорного земельного участка, примыкающей к границам улицы общегородского значения – улично-дорожной сети, то есть землям общего пользования. Указанные обстоятельства, подтверждены актом № тогда как вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в собственности или ведении органов местного самоуправления, определение критериев предоставления таких земельных участков в целях, не связанных со строительством, отнесены законодателем к ведению соответствующего органа местного самоуправления, суд признает доводы административного истца о незаконности отказа в предоставлении земельного участка ФИО2 в соответствии с п. 22 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ, необоснованными. Доказательств обратного административный истец суду не представил, и материалы дела таковых не содержат. На основании изложенного, прихожу к выводу, что у администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края имелись законные основания для отказа ФИО2 в предоставлении земельного участка, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.175-180, 186, 227, 298 КАС РФ, суд решил: исковые требования ФИО2 к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района о призвании незаконным решения, возложении обязанности – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения через Хасанский районный суд Приморского края. Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.07.2018г. Судья С.Ю. Волкова |