ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-217/20 от 30.07.2020 Красновишерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-217/2020

Красновишерского районного суда

Пермского края

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2020 года Красновишерский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Бардаковой С.В.,

с участием представителя административного истца администрации Красновишерского городского округа ФИО1, действующей по доверенности № 15 от 10.01.2020 года, предъявившей диплом о высшем юридическом образовании установленного образца,

административного ответчика-судебного пристава-исполнителя ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО2, действующей на основании служебного удостоверения, предъявившей диплом о высшем юридическим образовании установленного образца,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Красновишерске административное дело по административному исковому заявлению администрации Красновишерского городского округа к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Красновишерскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2 Отделению судебных приставов по Красновишерскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Федеральной службе судебных приставов, заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков Березниковский межрайонный природоохранный прокурор, о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Красновишерского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому края ФИО2 по не направлению своевременно в адрес администрации Красновишерского городского округа копии постановления о замене стороны исполнительного производства № 11717/20/59023-ИП, вынесенного на основании определения Красновишерского районного суда от 20.05.2020 года по делу № 2а-257/2018 (материал 13-81/2020); о признании незаконными действий судебного пристава – исполнителя ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО2 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 19.06.2020 года № 59023/20/42517 в рамках исполнительного производства № 11717/20/59023-ИП, возбужденного на основании решения Красновишерского районного суда Пермского края по делу № 2а-257/2018; об отмене постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от 19.06.2020 года № 59023/20/42517, вынесенного в рамках исполнительного производства № 11717/20/59023-ИП; об обязании административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем направления в адрес административного истца копии постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем о замене стороны исполнительного производства № 11717/20/59023-ИП.

Административный истец мотивировал свои требования тем, что Красновишерским районным судом 20.05.2020 года по делу № 2а-257/2018 (материал 13-81/2020) было вынесено определение о замене должника муниципального образования «Вайское сельского поселение Красновишерского района Пермского края» в лице администрации Вайского сельского поселения Красновишерского района Пермского края на Красновишерский городской окру в лице администрации Красновишерского городского округа по исполнительному производству № 11717/20/59023-ИП, возбужденному 24.04.2020 года на основании исполнительного листа, выданного по решению Красновишерского районного суда Пермского края от 30.06.2018 года по делу № 2а-257/2018. Данное определение вступило в законную силу 11.06.2020 года. Из определения суда следует, что 24.04.2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю в отношении администрации Вайского сельского поселения возбуждено исполнительное производство № 11717/20/59023-ИП. Кроме указанного определения другие документы: постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление судебного пристава-исполнителя о замены стороны исполнительного производства, требования об установлении срока для добровольного исполнения решения суда, в администрацию Красновишерского городского округа не поступали. Информацией о сроках добровольного исполнения решения суда по делу № 2а-257/2018, установленных в рамках возбужденного исполнительного производства № 11717/20/59023-ИП, администрация Красновишерского городского округа по состоянию на 30.06.2020 года не располагает, как и о вынесении судебным приставом-исполнителем постановления о замене стороны исполнительного производства правопреемником, копия соответствующего постановления не получена. 25.06.2020 года администрацией Красновишерского городского округа получено постановление судебного пристава – исполнителя ОСП по Красновишерскому району УФССП Росси по Пермскому краю ФИО2 от 19.06.2020 года № 59023/20/42517 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, вынесенного в рамках исполнительного производства № 11717/20/59023-ИП. В постановлении о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем указано, что исполнительный документ должником администрацией Красновишерского городского округа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебного приставу-исполнителю должником не представлено. Исполнительное производство № 11717/20/59023-ИП было возбуждено 24.04.2020 года в отношении администрации Вайского сельского поселения о возложении обязанности организовать сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов со свалок на территории Вайского сельского поселения в юго-восточной части пос. Золотанка, у кромки леса выдела № 27, квартала № 2 Кутимского участкового лесничества ГКУ «Красновишерское лесничество». Согласно выписке из ЕГРЮЛ администрация Вайского сельского поселения ликвидирована 14.05.2020 года. Информация о возбуждении исполнительного производства от должника администрации Вайского сельского поселения в адрес администрации Красновишерского городского округа не направлялась. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес администрации Красновишерского городского округа как администрацией Вайского сельского поселения, так и судебным приставом-исполнителем не направлялась. Информацией о сроке добровольного исполнения, установленного судебным приставом – исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства: либо 5 дней с момента получения данного постановления, либо немедленного исполнения, должник администрация Красновишерского городского округа не владеет. Дополнительных требований судебного пристава-исполнителя со сроками исполнения решения суда либо предоставления документов по его исполнению в адрес администрации Красновишерского городского округа не поступало, в том числе, в период вступления в законную силу определения суда о замене стороны по исполнительному производству, с 11.06.2020 года по 25.06.2020 года. Администрацией Красновишерского городского округа в целях исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, по ликвидации несанкционированных свалок на Вайской сельской территории с начала 2020 года, до замены стороны по решению суда по делу № 2а-257/2018, были предприняты меры, а именно: заложены ассигнования в бюджет городского округа на исполнение данных полномочий в размере 120 000 рублей, что подтверждается выпиской из свободной бюджетной росписи по расходам бюджета Красновишерского городского округа на 2020 год. Информация о предпринятых действиях администрацией Красновишерского городского округа в целях исполнения решения суда и подтверждающие документы, судебным приставом – исполнителем не запрашивались, объяснения с должностных лиц администрации по данному факту не отбирались. В связи с тем, что работа администрации Красновишерского городского округа по ликвидации несанкционированных свалок с Вайской сельской территории начата еще до вынесения 20.05.2020 года определения суда о замене стороны исполнительного производства, отсутствием информации о сроке добровольного исполнения по исполнительному производству, отсутствием неисполненных в установленный срок требований судебного пристава – исполнителя об исполнении решения суда и (или) о предоставлении подтверждающих документов, отсутствием копии постановления судебного пристава – исполнителя о замене стороны исполнительного производства, а также в связи со вступлением в законную силу определения суда от 20.05.2020 года по делу № 2а-257/2018 о замене стороны исполнительного производства 11.06.2020 года, считает, что постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей от 19.06.2020 года № 59023/20/42517 вынесено судебным приставом – исполнителем ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО2 незаконно. Такие действия судебного пристава-исполнителя нарушают права и законные интересы административного истца, влекут необоснованное взыскание с администрации Красновишерского городского округа денежных средств в виде исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которые подлежат выплате из бюджета Красновишерского городского округа, который является дотационным. Жалоба в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу на действия (бездействие) судебного пристава – исполнителя не подавалась.

В судебном заседании представитель административного истца отказался от части административных исковых требований: о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО2 по не направлению своевременно в адрес администрации Красновишерского городского округа копии постановления о замене стороны исполнительного производства № 11717/20/59023-ИП, вынесенного на основании определения Красновишерского районного суда от 20.05.2020 года по делу № 2-257/2018 (материал 13-81/2020); об обязании административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем направления в адрес административного истца копии постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем о замене стороны исполнительного производства № 11717/20/59023-ИП. Определением суда от 29.07.2020 года производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 остальную часть административных исковых требований по изложенным доводам, посредством которых обоснованы требования, поддерживает. Пояснила, что в 2018 году администрацией Красновишерского муниципального районы был заключен муниципальный контракт с МУП «Комус», согласно которому исполнитель обязался оказать услуги по ликвидации несанкционированных свалок, отходов производства и потребления на межселенной территории Красновишерского района. По техническому заданию в данный контракт был включен п. Золотанка площадью 0,02 га. Работа по исполнению контракта была принята 16.10.2018 года. Однако работа по ликвидации несанкционированных свалок в пос. Золотанка была проведена частично, не в полном объеме. Имеется копия акта приемки выполненных работ и фотоотчет от 15.10.2018 года. Причиной неисполнения условий контракта явилось то, что в контракте не было прописано какие свалки необходимо ликвидировать, и в каких кварталах. В настоящее время со стороны администрации Красновишерского городского округа ведется работа по исполнения решения суда в части ликвидации несанкционированных свалок в пос. Золотанка. В бюджет 2020 года заложены денежные средства на выполнение данных работ. Составлена смета, подготовлен проект муниципального контракта, объявлен электронный аукцион на выполнение услуг по ликвидации несанкционированных свалок, окончание подачи заявок – 30.07.2020 года, аукцион назначен на 03.08.2020 года. Цена контракта составляет 80 600 рублей. В настоящее время на аукцион заявился один участник. Работа по исполнению судебного акта велась со стороны администрации Вайского сельского поселения, а в последующем со стороны его правопреемника администрации Красновишерского городского округа. Исполнительский сбор вынесен преждевременно, понесенные расходы по исполнительскому сбору скажутся на бюджете Красновишерского городского округа. Дефицит бюджета городского округа составляет 11 671,2 тысяч рублей.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО2 с административным исковым заявлением не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 64-66), пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства № 59023/20/270127 от 24.04.2020 года было направлено в адрес должника: <адрес>, реестр внутренних почтовых отправлений (<данные изъяты>), получено адресатом 29.04.2020 года. В связи с тем, что на момент возбуждения исполнительного производства должник находился в стадии ликвидации, 24.04.2020 года в суд направлено заявление об установлении правопреемства. 20.05.2020 года определением Красновишерского районного суда произведена замена должника МО «Вайское сельское поселение Красновишерского района Пермского края» в лице администрации Вайского Сельского поселения на Красновишерский городской округ в лице администрации Красновишерского городского округа по исполнительному производству № 11717/20/59023-ИП, возбужденному 24.04.2020 года на основании исполнительного листа, выданного по решению Красновишерского районного суда от 30.06.2018 года № 2а-257/2018. 05.06.2020 года ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление № 59023/20/38418 от 05.06.2020 года о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником, которое направлено сторонам исполнительного производства, что подтверждается реестром отправки почтовых отправлений и получением сторонами исполнительного производства: администрация Красновишерского городского округа (<данные изъяты>), получено адресатом 09.06.2020 года, администрация Вайского сельского поселения (<данные изъяты>), получено адресатом 10.06.2020 года. На основании части 4 статьи 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для сторон исполнительного производства, которую правопреемник заменил. 19.06.2020 года в отношении должника администрации Красновишерского городского округа вынесено постановление № 59023/20/42517 от 19.06.2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с тем, что в 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, решение не исполнено. Также должнику администрации Красновишерского городского округа установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.07.2020 года. По состоянию на 08.07.2020 года требования исполнительного документа не исполнены. Ею был сделан запрос в Березниковскую межрайонную прокуратуру, из ответа которой следует, что 04.03.2020 года прокуратурой в администрацию Красновишерского городского округа был сделан запрос о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда. 16.03.2020 года из администрации был направлен ответ о том, что мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на земельном участке, площадью 0,5 га в пос. Вая включены в муниципальный контракт, проходят конкурсные процедуры, для чего подготовлен пакет документов. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Совокупность условий для признания действий (бездействий) или постановления судебного пристава-исполнителя незаконными отсутствует.

Представитель административных ответчиков Отделения судебных приставов по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю, Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на официальном сайте Красновишерского районного суда, их явка не признавалась судом обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В судебном заседании заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков прокурор Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд полагает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В силу с ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным Федеральным законом (часть 12).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).

Порядок наложения на должника денежного взыскания в виде исполнительского сбора регламентирован статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой такая штрафная санкция налагается на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Должник вправе в порядке, установленном указанным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Судом установлено, что по решению Красновишерского районного суда Пермского края от 30.06.2018 года административные исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. Бездействие администрации Вайского сельского поселения Красновишерского муниципального района Пермского края по не организации сбора и транспортировке твердых коммунальных отходов со свалок на территории Вайского сельского поселения в юго-восточной части пос. Золотанка, у кромки леса выдела № 27, квартала № 2 Кутимского участкового лесничества ГКУ «Красновишерское лесничество» признано незаконным. На муниципальное образование «Вайское сельское поселение Красновишерского района Пермского края» в лице администрации Вайского сельского поселения Красновишерского района Пермского края возложена обязанность организовать сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов со свалок на территории Вайского сельского поселения в юго-восточной части пос. Золотанка, у кромки леса выдела № 27, квартала № 2 Кутимского участкового лесничества ГКУ «Красновишерское лесничество» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

15.04.2020 года взыскателем Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой направлен в ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю исполнительный лист ФС № 033309042 по исполнению решения суда от 30.06.2018 года дело № 2а-257/2018 для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства в отношении администрации Вайского сельского поселения (л.д. 44-46).

24.04.2020 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю в отношении администрации Вайского сельского поселения возбуждено исполнительное производство № 11717/20/59023-ИП (л.д. 52), должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления. Копия указанного постановления получена должником по почте 29.04.2020 года (л.д. 53).

Часть 14 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает случаи, когда судебным приставом-исполнителем не устанавливается срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства: 1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи; 2) при последующих предъявлениях исполнительного документа; 3) по исполнительному документу о конфискации имущества; 4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ; 5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению; 6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) по запросу центрального органа о розыске ребенка; 8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

Таким образом, в рассматриваемом случае, несмотря на то, что в решении суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, установлен срок для добровольного исполнения судебного акта, судебный пристав-исполнитель после истечения данного срока и поступления исполнительного документа на принудительное исполнение правильно возбудил исполнительное производство и установил должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа неимущественного характера в пять дней.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 3 указанной статьи).

20.05.2020 года определением Красновишерского районного суда произведена замена должника МО «Вайское сельское поселение Красновишерского района Пермского края» в лице администрации Вайского сельского поселения Красновишерского района Пермского края на Красновишерский городской округ в лице администрации Красновишерского городского округа по исполнительному производству № 11717/20/59023-ИП, возбужденному 24.04.2020 года на основании исполнительного листа, выданного по решению Красновишерского районного суда от 30.06.2018 года по делу № 2а-257/2018 (л.д. 55-57). Определение суда вступило в законную силу 11.06.2020 года.

05.06.2020 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Красновишерскому району ФИО2 вынесено постановление № 59023/20/38418 о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником (л.д. 58), произведена замена должника администрации Вайского сельского поселения на правопреемника администрацию Красновишерского городского округа. Постановление утверждено старшим судебным приставом, начальником отдела ОСП по Красновишерскому району ФИО3 Копия указанного постановления получена администрацией Красновишерского городского округа 09.06.2020 года, администрацией Вайского сельского поселения – 10.06.2020 года (л.д. 60-61).

14.05.2020 года администрация Вайского сельского поселения ликвидирована, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 47-51).

В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

В период времени, прошедший после 5-ти дневного срока для добровольного исполнения судебного акта, требования исполнительного документа оставались не исполненными сначала должником администрацией Вайского сельского поселения, а после замены должника, эти требования не исполняются правопреемником администрацией Красновишерского городского округа.

Факт неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера подтверждается актом о совершении исполнительных действий, составленным заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Красновишерскому району ФИО4 19.06.2020 года (л.д. 62), согласно которому, по состоянию на 19.06.2020 года должником не представлено документов, подтверждающих исполнение решения суда, а также информация о причинах его не исполнения.

В связи с тем, что в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа неимущественного характера с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником, правопреемником которого является администрация Красновишерского городского округа, не исполнены, 19.06.2020 года заместителем начальника отделения- заместителем старшего судебного пристава ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО2 вынесено постановление № 59023/20/42517 о взыскании исполнительского сбора с администрации Красновишерского городского округа в размере 50 000 рублей (л.д. 14). Данное постановление утверждено начальником отделения- старшим судебным приставом ОСП по Красновишерскому району УФССП России по Пермскому краю. Должнику администрации Красновишерского городского округа установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.07.2020 года.

Оспариваемое постановление получено должником 25.06.2020 года (л.д. 14).

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое администрацией Красновишерского городского округа постановление о взыскании исполнительского сбора от 19.06.2020 года № 59023/20/42517 является законным, поскольку административным истцом не исполнено в полном объеме решение Красновишерского районного суда Пермской области от 30.07.2018 года, вступившее в законную силу 04.09.2018 года, в срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа. Факт неисполнения решения суда в полном объеме не оспаривается административным истцом.

Как установлено судом, администрацией Красновишерского муниципального района Пермского края был заключен муниципальный контракт с МУП «Комус» № ЗК – 28 от 27.07.2018 года «Услуги по ликвидации несанкционированных свалок, отходов, производства и потребления на межселенной территории Красновишерского муниципального района (границы Вайского, Вишерогорского сельских поселений)», согласно которому исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на межселенной территории Красновишерского муниципального района (в границах Вайского, Вишерогорского сельских поселений. По техническому заданию в данный контракт включен поселок Золотанка площадью 0,02 га (приложение № 1 к контракту). 16.10.2018 года по акту приемки оказанных услуг работа по муниципальному контракту была принята. Однако в поселке Золотанка работа по ликвидации несанкционированных свалок была произведена частично, на момент вынесения оспариваемого постановления судебный акт не был исполнен, что в судебном заседании подтверждено административным истцом.

Данных о том, что в установленный законом срок администрацией Красновишерского городского округа судебному приставу-исполнителю были представлены сведения о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение требований исполнительного документа, материалы дела не содержат.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае судебным приставом-исполнителем исполнительский сбор к должнику был применен правильно, которым в предусмотренный законом срок для добровольного исполнения не исполнены требования исполнительного документа не имущественного характера, и не представлено доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Доводы административного истца о том, что для организации сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов со свалок на Вайской сельской территории в пос. Золотанка необходимо более длительное время, сейчас ведется работа со стороны администрации Красновишерского городского округа по исполнению решения суда, в частности при формировании бюджета Красновишерского городского округа в декабре 2019 года были заложены денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок на Вайской территории, в конце мая 2020 года составлена смета по выполнению работ, объявлен аукцион со сроком принятия заявок до 30.07.2020 года, аукцион назначен на 03.08.2020 года, судом отклоняются, поскольку административный истец с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса РФ не обращался.

Также отклоняются доводы о том, что судебный пристав – исполнитель обязан самостоятельно запрашивать информацию о предпринятых действиях должника, так как указанные действия не предусмотрены требованиями законодательства об исполнительном производстве.

Учитывая, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом, полностью соответствует положениям действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным действия судебного пристава – исполнителя ОСП по Красновишерскому району ФИО2 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 19.06.2020 года № 59023/20/42517, и для его отмены.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Анализируя в совокупности добытые доказательства по делу, суд приходит к выводу, что права взыскателя не нарушены, для удовлетворения требований административного истца отсутствует одновременная совокупность условий, а именно: не соответствие оспариваемых действий закону, установление факта нарушения прав либо свобод административного истца в результате оспариваемых действий, что является достаточным для основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вместе с тем, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (пункт 74).

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Суд имеет право уменьшить размер исполнительского сбора с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 в пункте 75, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как установлено судом, с 11.06.2020 года к администрации Красновишерского городского округа перешли обязанности должника администрации Вайского сельского поселения по исполнительному производству № 1171/20/59023-ИП.

До замены должника администрацией Красновишерска городского округа при формировании бюджета Красновишерского городского округа была заложена статья о выделении денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок на Вайской сельской территории, что подтверждается выпиской из сводной бюджетной росписи по расходам бюджета Красновишерского городского округа (л.д.20). Ассигнования на ликвидацию несанкционированных свалок на Вайской сельской территории предусмотрены в размере 80 800 рублей.

После замены должника по исполнительному производству администрация Красновишерского городского округа предприняла меры к заключению муниципального контракта для оказания услуг по ликвидации несанкционированных свалок. Была проведена работа по составлению локально – сметного расчета на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории п. Золотанка Красновишерского городского округа, согласно которого стоимость работ составляет 80 600,05 рублей (л.д. 77). Подготовлен проект муниципального контракта «Оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории п. Золотанка Красновишерского городского округа», в предмет которого входит оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории п. Золотанка юго-восточная часть п. Золотанка у кромки леса выдела № 27, квартала № 2 Кутимского участкового лесничества ГКУ «Красновишерское лесничество» площадью 18 га (л.д. 72-85).

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для проведения конкурсных процедур был подготовлен установленный законом пакет документов, объявлен электронный аукцион. Сведения об электронном аукционе содержатся в Единой информационной системе в сфере закупок, в которой содержится информация: дата и время начала срока подачи заявок – 22.07.2020 года в 17.11 часов; дата и время окончания срока подачи заявок – 30.07.2020 года в 08.00 часов; дата проведения аукциона – 03.08.2020 года в 13.25 часов; начальная цена контракта – 80600 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Красновишерского городского округа не уклоняется от исполнения решения суда, исполнение судебного акта для лиц указанной категории осложняется процедурой проведения закупок в форме электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Срок для добровольного исполнения исполнительного документа, как и последствия несоблюдения данного срока должником, урегулированы положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" и не являются усмотрением судебного пристава-исполнителя. Указанные административным истцом в качестве причины неисполнения судебного решения не могут быть признаны чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях. Принимая во внимание установленное, суд приходит к выводу о том, что оснований для освобождения администрации Красновишерского городского округа от исполнительского сбора не имеется.

Оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения суммы исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 12 500 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Снизить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Красновишерскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2 от 19 июня 2019 года № 59023/20/42517 о взыскании с должника администрации Красновишерского городского округа исполнительного сбора на сумму 12 500 рублей (двенадцать тысяч пятьсот рублей).

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья