ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-217/20 от 30.10.2020 Владикавказского гарнизонного военного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Владикавказский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Пагеева К.В., при секретаре судебного заседания Хугаевой К.А. с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика командира войсковой части – ФИО2, административного соответчика – начальника <данные изъяты><данные изъяты> ФИО3, помощника военного прокурора Владикавказского гарнизона <данные изъяты> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-217/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника <данные изъяты> и командира войсковой части , связанных с порядком сдачи дел и должности административным истцом, а также исключением из списков личного состава воинской части,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными рапорт начальника <данные изъяты> ФИО3 о сдаче ею дел и должности, а также приказ командира войсковой части от 20 августа 2020 г. № 99, которым она полагается сдавшей дела и должность и исключена из списков личного состава воинской части.

В судебном заседании административный истец требования поддержала, пояснив, что ФИО1 дела и должность не сдавала, вещевым имуществом при исключении из списков воинской части не обеспечена, согласия на исключение без обеспечения положенными видами довольствия не давала.

В суде представитель командира войсковой части ФИО2 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду их необоснованности и пояснила, что препятствий для явки в вещевую службу для получения вещевого имущества не имелось. Поскольку ФИО1 уклоняется от получения вещевого имущества, то оснований для увеличения срока ее военной службы не имеется.

Административный соответчик ФИО3 также полагал административный иск ФИО1 необоснованным и пояснил, что рапорт о сдаче дел и должности написан им лично, поскольку административный истец не являлась материально ответственным лицом и отказалась добровольно подать рапорт о сдаче дел и должности.

Военный прокурор в своем заключении полагал административный иск необоснованным, а действия административных ответчиков законными.

Извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель заинтересованного лица – Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания» в суд не прибыл, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.

<данные изъяты> ФИО1 проходила военную службу по контракту в войсковой части .

Срок действия контракта о прохождении военной службы заключенного с ней до достижения предельного возраста пребывания на военной службе истек 25 августа 2018 г.

Решением командующего 58 общевойсковой армией от 4 декабря 2019 г. ФИО1 отказано в заключении нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе.

Приказом командующего 58 общевойсковой армией от 25 мая 2020 г. № 62 ФИО1 уволена с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

19 августа 2020 г. ФИО3, являвшимся начальником для административного истца, написан рапорт о сдаче ФИО1 дел и должности.

Приказом командира войсковой части от 20 августа 2020 г. № 99, ФИО1 считается с 19 августа 2020 г. сдавшей дела и должность и с 18 сентября 2020 г. исключена из списков личного состава воинской части с предоставлением до последней даты отпуска, пропорционально прослуженному в 2020 году времени.

Изложенные обстоятельства следуют из административного искового заявления, выписок из вышеприведенных приказов и решения командующего 58 общевойсковой армией, копии рапорта от 19 августа 2020 г. о сдаче дел и должности.

Разрешая административный иск по существу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Пунктом 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 закрепляет требование о том, что военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.

Согласно пункту 16 того же Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

Таким образом, ввиду издания приказа об увольнении с военной службы командир войсковой части 68889 имел законные основания, а также обязанность по принятию мер к исключению ФИО1 из списков личного состава воинской части.

Как установлено п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Согласно пункту 30 Порядка обеспечения вещевым имуществом военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 14 августа 2017 г. № 500 военнослужащий, увольняемый с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части возвращает сдаваемое вещевое имущество на вещевой склад воинской части и обеспечивается положенным вещевым имуществом личного пользования.

Изложенное указывает на то, что при исключении из списков личного состава воинской части для расчетов увольняемый военнослужащий должен самостоятельно явиться в вещевую службу для производства расчетов. Неявка такого военнослужащего не является препятствием к исключению из списков личного состава. В этом случае приказ об исключении из списков личного состава не нарушает права военнослужащего на недопустимость исключения без согласия до производства расчетов по вещевому имуществу.

Вопреки доводам административного истца какого-либо специального уведомления о необходимости явки для производства расчетов по вещевой службе нормативными актами не предусмотрено и достаточно доведения приказа об исключении из списков личного состава.

Суд, принимая решение по данному делу, исходит из того, что ФИО1, которая в соответствии с представленными в суд сведениями, подлежала обеспечению предметами вещевого имущества и имела имущество, подлежавшее сдаче при исключении. Соответственно до исключения из списков личного состава воинской части должна была рассчитаться с вещевой службой и получить причитающееся имущество. Каких-либо препятствий для явки в вещевую службу в период с даты издания приказа об исключении из списков части до дня исключения, что составило 30 суток, не имелось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что необеспеченность вещевым имуществом ФИО1 в данном случае не свидетельствует о незаконности ее исключения из списков личного состава воинской части.

Как видно из оспариваемого приказа административному истцу до дня исключения из списков личного состава воинской части сохранены выплаты установленных надбавок и повышающих коэффициентов, а сама ФИО1 законность исключения из списков личного состава с порядком обеспечения денежным довольствием не связывала.

Из объяснений соответчика ФИО3 следует, что он лично сообщил ФИО1 о необходимости сдать дела и должность после доведения до него выписки из приказа об увольнении последней с военной службы.

Данное обстоятельство административный истец подтвердила в судебном заседании, а также пояснила, что отказалась писать рапорт о сдаче дел и должности, ввиду несогласия с увольнением с военной службы.

Между тем, военнослужащий обязать исполнять приказы и распоряжения командиров. Поскольку ФИО3 являлся непосредственным командиром для ФИО1, его распоряжение о необходимости сдать дела и должность являлось обязательным для административного истца. Отказавшись добровольно сдать дела и должность, ФИО1 поступила неправомерно.

Исходя из оспариваемого приказа об исключении из списков личного состава, в связи с предоставлением положенных дней отпуска возвращение ФИО1 к месту службы и исполнение должностных обязанностей не предполагалось. В этой связи, по мнению суда, рапорт ФИО3 о сдаче ФИО1 дел и должности является правомерным и прав истца не нарушает.

Таким образом, административный иск ФИО1, суд находит необоснованным и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца не подлежат взысканию понесённые по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий начальника <данные изъяты> и командира войсковой части , связанных с порядком сдачи дел и должности административным истцом, а также исключением из списков личного состава воинской части,.

Судебные расходы по делу отнести на счёт административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Южный окружной военный суд через Владикавказский гарнизонный военный суд в течение месяца.

Председательствующий К.В. Пагеев

Решение в окончательной форме изготовлено 30 октября 2020 г.