Дело № 2а-217/2021 г. УИД: 48RS0016-01-2021-000361-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Становое 13 мая 2021 год
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Л.П. Васиной,
с участием помощника прокурора Становлянского района А.В. Герасимова,
при секретаре А.А. Лаухине,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Становлянского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой на сайте информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Становлянского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой на сайте информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.
В заявлении указывает, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области проведена проверка соблюдения требований исполнения законодательства о противодействии коррупции.
Проведенной прокуратурой района проверкой выявлен сайт https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/, где размещена информация противоречащая действующему законодательству о противодействии коррупции, а именно, в имеющейся статье «как правильно давать взятку преподавателю» в свободном доступе без аутентификации, размещены материалы, содержащие информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых можно давать взятку.
Размещенная на сайте информация является общедоступной. Посещение страницы сайта свободно для всех без исключения граждан. Страница не содержит каких-либо запретов либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
Вход на страницы сайта https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/ свободный и не требует регистрации. Ограничений на передачу, копирование и распространение информации, содержащейся на вышеуказанном Интернет-ресурсе, нет.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Таким образом, распространение информации, содержащей алгоритм действий по получению и даче взятии, то есть совершению деяний, за которые законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием сети Интернет, является подстрекательством и пособничеством к совершению преступления.
Ограничение доступа к информации в этом случае, указывает прокурор, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоров, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На момент проверки установлено, что указатель на сайт https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/ в Едином реестре отсутствует.
На основании изложенного, прокурор просит признать информацию, размещенную на страницах интернет-сайта https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области (пер. Попова, д.5, <...>) для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Становлянского района Герасимов А.В. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.
Заинтересованные лица:
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области, ФИО1, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил исковые требования удовлетворить, дело рассмотреть в их отсутствие.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора Становлянского района обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информационно - телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Согласно ч. 1 ст. 9, ч.1 ст.10, ч.5 ст. 15 вышеуказанного федерального закона, ограничение доступа к информации устанавливается Федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники…
В силу ст. 10 вышеуказанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.1, ч.5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частями 1,6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» в Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», дача взятки и получение взятки являются коррупцией.
В силу ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области проведена проверка соблюдения требований исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлен сайт https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/, где размещена информация противоречащая действующему законодательству о противодействии коррупции, а именно, в имеющейся статье «как правильно давать взятку преподавателю» в свободном доступе без аутентификации, размещены материалы, содержащие информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых можно давать взятку.
Размещенная на сайте информация является общедоступной. Посещение страницы сайта свободно для всех без исключения граждан. Страница не содержит каких-либо запретов либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
Вход на страницы сайта https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/ свободный и не требует регистрации. Ограничений на передачу, копирование и распространение информации, содержащейся на вышеуказанном Интернет-ресурсе, нет.
Коррупция выступает реальной угрозой национальной безопасности страны, так как угрожает стабильности и безопасности, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Таким образом, распространение информации, содержащей алгоритм действий по получению и даче взятии, то есть совершению деяний, за которые законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием сети Интернет, является подстрекательством и пособничеством к совершению преступления.
Статьей 291 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки.
Уголовным законом установлена ответственность соучастников преступлении (подстрекателей и пособников), которая определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 Уголовного кодекса РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нормами действующего в Российской Федерации законодательства предусмотрен запрет на распространение информации противоречащей действующему законодательству о противодействии коррупции и ограничение доступа к информации в этом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоров, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
На момент проведения проверки в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сайт https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/, не значится.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 и п. 2 ч. 5, ч. 6 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: …
2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в сети «Интернет», провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 ФЗ от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
В соответствии с пунктом 2 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В силу п. 5 указанных Правил основанием для включения в единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 4 ст. 265.5 КАС РФ предусмотрено, что решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Становлянского района о признании информации, размещенной на интернет-сайте по адресу https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/, информацией, размещение которой на территории Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию размещенную на интернет-сайте:
https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/,
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области (пер. Попова, д.5, <...>) для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» https://yaklerk.ru/kak-pravilno-dat-vzyatku-prepodavatelyu/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.П. Васина
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2021 года
Судья Л.П. Васина