Дело № 2а-217/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гдов 27 октября 2022 года
Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Асадова А.Б., при секретаре Большовой К.Я., с участием административного истца заместителя прокурора Гдовского района Псковской области Кадыровой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Гдовского района Псковской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации сельского поселения «Плесновская волость» Гдовского района Псковской области о признании незаконным бездействия в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронном виде посредством федерального портала государственных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гдовского района Псковской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации СП «Плесновская волость» Гдовского района о признании незаконным бездействия в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронном виде посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».
В обоснование требования указано, что прокуратурой Гдовского района по результатам мониторинга исполнения Администрацией СП «Плесновская волость» законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», установлены нарушения действующего законодательства.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 № 9) являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993 - р (далее - Распоряжение от 17.12.2009 № 1993-р) утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Согласно Распоряжению от 17.12.2009 № 1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 г.
Вопреки вышеуказанному требованию Федерального закона № 210-ФЗ Администрацией СП «Плесновская волость» не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, таких муниципальных услуг, как организация ритуальных услуг, присвоение почтовых адресов объектам недвижимости, выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, предоставление письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения муниципальных правовых актов органов местного самоуправления в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Бездействие административного ответчика влечёт нарушение прав и законных интересов лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, ограничивает право таких лиц на доступность их получения, что не отвечает целям реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».
На основании изложенного просит:
Признать незаконным бездействие Администрации СП «Плесновская волость», в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».
Обязать Администрацию СП «Плесновская волость» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией СП «Плесновская волость», в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993—р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».
В судебном заседании представитель административного истца - заместитель прокурора Гдовского района Кадырова М.С. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации СП «Плесновская волость» Гдовского района в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела без его участия.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика СП «Плесновская волость» Гдовского района, что не противоречит положениям ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав административного истца, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
В тоже время гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто из них не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Положениями части 4 ст. 29 Конституции РФ предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 № 9) являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
Согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются в том числе, разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон от 27.07.2010 № 210 - ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Судом установлено, что прокуратурой Гдовского района Псковской области по результатам мониторинга исполнения Администрацией СП «Плесновская волость» законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», установлены нарушения действующего законодательства.
Вопреки вышеуказанному требованию Федерального закона № 210-ФЗ Администрацией сельского поселения «Плесновская волость» не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, таких муниципальных услуг, как организация ритуальных услуг, присвоение почтовых адресов объектам недвижимости, выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, предоставление письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения муниципальных правовых актов органов местного самоуправления в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Согласно поступившему ответу в прокуратуру Гдовского района от главы Администрации СП «Плесновская волость» следует, что возможность получения физическими и юридическими лицами муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг производится в рамках платформы обратной связи (ПОС), других услуг администрация с использованием Единого портала не предоставляет. Предоставление услуг в полном виде потребует финансовых затрат в части установления и обслуживания программ, возможно замена оборудования, обучение специалиста, что в настоящее время не возможно, так как волость дотационная.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Согласно данному Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 г.
Бездействие административного ответчика влечёт нарушение прав и законных интересов лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, ограничивает право таких лиц на доступность их получения, что не отвечает целям реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Отсутствие надлежащего финансирования волости на данные цели, не освобождает ответчика от исполнения предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Принимая во внимание нормы законодательства, фактическое признание иска ответчиком, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Гдовского района Псковской области являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, в связи с чем, считает их подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Гдовского района Псковской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации сельского поселения «Плесновская волость» Гдовского района Псковской области о признании незаконным бездействия в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронном виде посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru» - удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Плесновская волость» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией сельского поселения «Плесновская волость», в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Гдовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме вынесено 27 октября 2022 года.
Судья: А.Б. Асадов