ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-217/2022 от 29.03.2022 Апанасенковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-217/2022

УИД 26 RS 0005-01-2022-001367-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Дивное 29 марта 2022 года

Судья Апанасенковского районного суда Ставропольского края Горностай Н.Е., рассмотрев в помещении суда административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению МРИ ФНС России № 14 по Ставропольскому краю к Андрющенко О.И. о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Андрющенко О.И. о взыскании с административного ответчика сумму задолженности по уплате обязательных платежей: налог, взымаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации: в размере 13 913 рублей пеня в размере 757,22 рубля; штрафы за налоговые правонарушения, установленные лавой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) в виде пени в размере 200 рублей, всего 14 870,22 рубля, в обоснование административного иска, указывая на следующее.

Андрющенко О.И. в период с 01.12.2004 по 25.12.2020 состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ставропольскому краю (далее - Межрайонная инспекция) в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 № 95-0-0 также указано, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (пункт 3 статьи 44 НК РФ).

Анализ положений пункта 1 статьи 23 и статьи 24 ГК РФ, определяющих особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, показывает, что юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Таким образом, утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Андрющенко О.И. являлся плательщиком УСН, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Андрющенко О.И. <дата> в Межрайонную инспекцию была представлена налоговая декларация по УСН за 2020 год, согласно которой подлежит уплате в бюджет налог в размере - 13913,00 рублей.

Данная сумма Андрющенко О.И. в указанный срок оплачена не была.

Андрющенко О.И. в Межрайонную инспекцию <дата> представлены сведения о доходах физических лиц (справка по форме 2-НДФЛ) за 2020 год на 1 человека. Данные сведения необходимо было представить не позднее <дата>.

Межрайонной инспекцией в отношении Андрющенко О.И. вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от <дата>, согласно которого Андрющенко О.И. был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ и ему был назначен штраф в размере 200,00 руб. Решение вступило в силу 26.05.2021.

Согласно п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

Данное Решение Андрющенко О.И. не исполнил.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - в виде пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

В связи с неуплатой в срок сумм налога и пени Межрайонной инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, в которых указано, что на лицевом счете у налогоплательщика имеется задолженность: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации): налог в размере - 13913.00 рублей, пеня в размере - 757.22 рублей; штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля): пеня в размере - 200.00 рублей.

<дата> по заявлению Межрайонной инспекции вынесен судебный приказ а-354-02-405/2021 о взыскании с Андрющенко О.И. недоимки по налогам.

<дата> вынесенный судебный приказ а-354-02-405/2021 от <дата> был отменен, в связи с несогласием Ответчика относительно его исполнения.

До настоящего времени сумма задолженности по налогу не уплачена.

Руководствуясь ст. 291 КАС РФ административный истец просит рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Заявленные административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю рассматриваются по правилам главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 60 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административному ответчику было направлено определение, согласно которому установлен срок на подачу возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в указанный срок возражений против рассмотрения дела в упрощенном (письменном) порядке, а также по существу заявленных требований, не поступило.

В соответствии со с ч. 1 ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В соответствии со ст. 176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Судом установлено, что Андрющенко О.И. с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРИП.

В соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Как установлено судом, Андрющенко О.И. являлся плательщиком УСН, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно п. 1 ст. 346.20 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

В соответствии со ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего НК РФ.

В соответствии со ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики, индивидуальные предприниматели, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом по УСН признается календарный год.

Как установлено судом, Андрющенко О.И. <дата> в Межрайонную инспекцию была представлена налоговая декларация по УСН за 2020 год, согласно которой подлежит уплате в бюджет налог в размере - 13913,00 рублей. Данная сумма Андрющенко О.И. в указанный срок оплачена не была.

В соответствии п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Андрющенко О.И. в Межрайонную инспекцию <дата> представлены сведения о доходах физических лиц (справка по форме 2-НДФЛ) за 2020 год на 1 человека. Данные сведения необходимо было представить не позднее <дата>.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В связи с изложенным Межрайонной инспекцией в отношении Андрющенко О.И. вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от <дата>, согласно которого Андрющенко О.И. был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ и ему был назначен штраф в размере 200,00 руб. Решение вступило в силу <дата>.

ФИО2 О.И. не исполнил.

В соответствии с п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 2 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).

Из материалов дела усматривается, что в связи с неуплатой в срок сумм налога и пени Межрайонной инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, в которых указано, что на лицевом счете у налогоплательщика имеется задолженность: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации): налог в размере - 13913.00 рублей, пеня в размере - 757.22 рублей; штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля): пеня в размере - 200.00 рублей.

Из вышеуказанного налогового требования, а также расшифровок задолженности налогоплательщика Андрющенко О.И. следует, что последним не оплачены: налог, взымаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации: в размере 13 913 рублей, пеня в размере 757,22 рубля; штрафы за налоговые правонарушения, установленные лавой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) в виде пени в размере 200 рублей.

Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщик Андрющенко О.И. не исполнил в полном объеме.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, а исковые требования удовлетворены в полном объеме, постольку с административного ответчика с учетом ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МРИ ФНС России № 14 по Ставропольскому краю к Андрющенко О.И. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей - удовлетворить.

Взыскать с Андрющенко О.И. в пользу МРИ ФНС России № 14 по Ставропольскому краю сумму задолженности по:

- налог, взымаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисленный в бюджеты субъектов Российской Федерации): налог в размере 13 913 (тринадцать тысяч девятьсот тринадцать) рублей, пеня в размере 757 (семьсот пятьдесят семь) рублей 22 копейки;

- штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля): пеня в размере 200 (двести) рублей.

Взыскать с Андрющенко О.И. в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке через Апанасенковский районный суд Ставропольского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.

Судья: Н.Е. Горностай