ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-217/2023 от 10.11.2023 Курьинского районного суда (Алтайский край)

Дело 2а-217/2023

УИД: 22RS0030-01-2023-000252-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2023 года с. Курья

Курьинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего - судьи Шапошниковой Е.А., с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Курьинского района Шапорева В.А.,

представителя административного ответчика- Шабановой Е.Г.

при секретаре Васиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Курьинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Курьинского района Алтайского края о признания незаконным бездействия, обязании создать на территории муниципального образования систему оповещения населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курьинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курьинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, об обязании создать на территории муниципального образования систему оповещения населения.

В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Курьинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в ходе которой установлено, что на территории Курьинского района Алтайского края расположено населенных пункта, в которых проживают граждане, осуществляют свою деятельность индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые могут пострадать от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановлением администрации Курьинского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о муниципальной системе оповещения населения Курьинского района. Согласно паспорту муниципальной системы оповещения населения Курьинского района Алтайского края, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оповещение населения техническими средствами в автоматизированном режиме составляет 65% от общего количества проживающего населения. Система оповещения признается готовой к выполнению задач, если не менее 75% населения субъекта Российской Федерации проживает или осуществляет свою хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) региональной системы оповещения.

Приоритетный режим функционирования местной системы оповещения – автоматизированный, вместе с тем на основании пункта 2.3 Паспорта МСО в системе оповещения используется лишь 2 оконечных средств оповещения в автоматизированном режиме. По результатам комплексной проверки готовности установлено, что система оповещения на территории района не соответствует предъявленным требованиям, поскольку не сопряжена с региональной централизованной системой края, не является автоматизированной, не охватывает всю территорию Курьинского района. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района были внесены представления об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, которые признаны обоснованными. Между тем нарушения не устранены, чем нарушены права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций и их последствий.

По указанным основаниям просил признать незаконным бездействие Администрации Курьинского района Алтайского края по непринятию мер, направленных на создание на территории муниципального образования Курьинский район Алтайского края систему оповещения населения в соответствии с действующим законодательством. Обязать административного ответчика создать на территории муниципального образования Курьинский район Алтайского края в соответствии с Приложением № 1 к Положению о системах оповещениях, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 На основании ст. 187 КАС РФ установить администрации Курьинского района Алтайского края срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу привлечено в качестве заинтересованного лица Управление Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора просительную часть административных исковых требований уточнил, просил признать незаконным бездействие Администрации Курьинского района Алтайского края по непринятию мер, направленных на создание на территории муниципального образования Курьинский район Алтайского края системы оповещения населения в соответствии с действующим законодательством. Обязать Администрацию Курьинского района Алтайского края создать на территории муниципального образования Курьинский район Алтайского края систему оповещения населения в соответствии с действующим законодательством. Установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по доводам, изложенным в административном иске, поскольку административный ответчик бездействует, конкретных действий по созданию муниципальной системы оповещения не проведено. Не определены на территории района точки системы оповещения, не определена сумма затрат. Считает срок для исполнения решения суда разумным.

Представитель административного ответчика - Шабанова Е.Г., действующая на основании доверенности против удовлетворения требований прокурора не возражала, однако считает, что создание муниципальной системы оповещения населения при создании либо реконструкции региональной системы оповещения населения не требуется, просила учесть, что для выполнения всех мероприятий по созданию системы оповещения требуется длительное время, идет реконструкция региональной системы оповещения, будет подготовлен проект проектно-сметной документации, где определены конкретные действия района, в бюджете района на 2024 год для создания муниципальной системы заложено 30000 рублей, что является недостаточным. Просила увеличить срок для исполнения решения суда до 2 лет.

Представитель заинтересованного лица Госинспекции Алтайского края в судебное заседание не явился. Представили заявление в котором, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя. В отзыве требования прокурора поддерживает в полном объеме, ссылаясь на то, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защита населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрация Курьинского района Алтайского края является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района, обладающим правами юридического лица. Статьей 4 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Пунктом «м» части 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают муниципальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. В соответствии с п. 2,4 ст. 19 Закона Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» для оповещения населения Алтайского края на муниципальном уровне функционирования системы оповещения создаются и поддерживаются в состоянии готовности органами местного самоуправления Алтайского края. В результате проведенной проверки установлено, что распорядительный документ о принятии муниципальной системы оповещения населения Курьинского района в эксплуатацию и её организации отсутствует, муниципальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в надлежащем виде не создана. Согласно реестра населенных пунктов на территории Алтайского края Сибирского Федерального округа 3 населенных пункта Курьинского района подвержены риску наводнения, 13 населенных пунктов подвержены лесным пожарам. Отсутствие муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Курьинского района Алтайского края не позволяет гарантировать своевременное доведение до населения экстренной информации об опасностях и необходимости проведения мероприятий по защите, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью населения Курьинского района Алтайского края.

Представитель заинтересованного лица ККУ «Управление Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» (далее ККУ «УГОЧС и ПБ Алтайского края») в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в заявлении просили дело рассмотреть без участия представителя. В представленном отзыве ссылаются на ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ст. 8 Закона Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» которые предусматривают, что создание и поддержание в постоянной готовности муниципальной системы оповещения возложено в пределах своей компетенции на органы местного самоуправления. Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365 « Об утверждении Положения о системах оповещения населения» предусмотрено создание на муниципальном уровне муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения. Этим же Положением предусмотрено, что в полномочия региональной системы оповещения входит обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до субъектов, а не их создание на муниципальном уровне. Подготовки плана мероприятий, технического задания и проектно-сметной документации муниципальными образованиями не требуется, если разработка указанных мероприятий и документация выполнена при создании или реконструкции региональной системы оповещения.

Допрошенный в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля ФИО6. суду пояснил, что работает заведующим отдела по делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Администрации Курьинского района Алтайского края, в настоящее время идет совершенствование краевой системы оповещения, на местном уровне приняли решение приобрести три сирены, о чем в муниципальной программе по защите населения внесли изменения, выделили дополнительно 139 000 рублей на приобретение данных сирен, планируют их установить в трех населенных пунктах: с.Усть-Таловка, с.Краснознаменка, с.Трусово, однако без краевой проектно-сметной документации не знают какое необходимо закупить оборудование для функционирования данных сирен. Управление планирует поставить одну сирену и оборудование, которое будет в ЕДДС с Администрацией района. Подтвердил тот факт, что на территории муниципального образования Курьинского района, система оповещения населения в соответствии с приложением №1 к Положению о системах оповещения, утвержденным Приказом МЧС России №578/365 от 31.07.2020 г, еще не создана, только 65% населения соответствует готовности к системе оповещения, 2 сирены установлены в населенных пунктах: с. Колывань и с. Краснознаменка.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны являются, в частности, оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу пункта 2 части 8 того же Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в числе прочего создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Аналогичные положения содержаться в подпункте «м» пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ).

Как предусмотрено статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Положение о системах оповещения населения согласно его пункту 2 определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.

Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения населения система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

В силу пункта 7 данного Положения системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно.

Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 к настоящему Положению. На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении № 2 к настоящему Положению (пункт 10).

Как предусмотрено пунктом 13 Положения о системах оповещения населения, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

При этом пунктом 19 Положения о системах оповещения населения предусмотрено, что передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений. В ручном режиме функционирования: уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения. Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.

В соответствии с положениями пункта 21 Положения о системах оповещения населения для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться: сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем; сети проводного радиовещания; сети уличной радиофикации; сети кабельного телерадиовещания; сети эфирного телерадиовещания; сети подвижной радиотелефонной связи; сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения; сети связи операторов связи и ведомственные; сети систем персонального радиовызова; информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»; громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

По смыслу приведенных норм создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения с основным автоматизированным режимом функционирования обязательно.

Согласно пунктам 26, 27 Положения о системах оповещения населения готовность систем оповещения населения достигается в числе прочего наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся в том числе комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.

Как установлено в судебном заседании, Постановлением администрации Курьинского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о муниципальной системе оповещения населения Курьинского района (л.д.67, 68-77)

Согласно пункту 6 Положения система оповещения населения Курьинского района организационно, технически и программно сопрягается (взаимодействует) с региональной системой оповещения, обеспечивая обработку поступающих данных в автоматизированном режиме.

Сопряжение муниципальной системы оповещения Курьинского района с региональной системы оповещения обеспечивается Правительством Алтайского края. Сопряжение локальных систем оповещения и КСЭОН с муниципальной системой оповещения Курьинского района не осуществляется ввиду их отсутствия.

В соответствии с пунктом 2.3 паспорта МСО, в системе оповещения используются 2 оконечнных средства оповещения в автоматизированном режиме.

На основании постановления администрации Курьинского района от единая дежурно-диспетчерская служба Администрации Курьинского района определена уполномоченным органом передавать сигналы оповещения и экстренной информации о возникающих опасностях.

Из ответа Госинспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ адресованного прокурору Курьинского района, следует, что в результате проверки администрации Курьинского района на предмет исполнения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68 –ФЗ установлено, что ЕДДС Курьинского района является ЕДДС V категории, состоит из начальника, заместителя – старшего оперативного дежурного и дежурных оперативных (4 единицы), имеется оператор системы -112. В состав оперативной дежурной смены включен 1 человек. В ЕДДС прямые телефонные каналы связи отсутствуют. На территории Курьинского района имеются отдельные технические средства оповещения, которые не обеспечивают доведение сигналов оповещения и экстренной информации для всего населения находящегося на территории и муниципального образования. Распорядительный документ о принятии муниципальной системы оповещения населения Курьинского района в эксплуатацию и организацию ее эксплуатации отсутствует, муниципальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях не создана.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации района внесены представления об устранение нарушений закона, которые рассмотрены, признаны обоснованными, однако до настоящего времени не исполнены.

Довод представителя ответчика, о том что создание муниципальной системы оповещения населения при создании либо реконструкции региональной системы оповещения населения не требуется, не может быть приняты судом, как обоснованным, в силу того, что в рамках и во исполнение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 2, 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" пункта 2); осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "г" пункта 2); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "д" пункта 2 статьи 11).

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ создана ЕДДС Курьинского района, оповещение населения техническими средствами в автоматизированном режиме составляет 65% от общего количества проживающего населения, в системе оповещения используются лишь 2 оконечных средства оповещения в автоматизированном режиме. По результатам проверки используемая система оповещения не сопряжена с региональной централизованной системой Алтайского края, не является автоматизированной, существующая система не охватывает всю территорию Курьинского района, в связи с чем предложено обеспечить оповещение населения района с использованием гарантированных средств оповещения.

Таким образом, в судебном заседании на основании совокупности исследованных доказательств установлено бездействие ответчика по не принятию надлежащих мер к созданию в соответствии с требованиями действующего законодательства муниципальной системы оповещения населения.

Вышеуказанные нарушения требований законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей ответственными лицами администрации Курьинского района, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц: физических и юридических лиц - на защиту от чрезвычайных ситуаций и их последствий.

При таких обстоятельствах суд признает административные исковые требования прокурора обоснованными.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

Из материалов дела усматривается, что для создания муниципальной системы оповещения населения, отвечающей требованиям действующего законодательства, в 2022 году разработано техническое задание на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации реконструкции муниципальной системы оповещения на территории района, согласованное с Главным Управлением МЧС России по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ, которое предусматривает проектирование работ по реконструкции пункта управления оповещения муниципального образования на территории районного центра, создание (реконструкцию существующих) пунктов сиренного и (или) речевого оповещения в населенных пунктах района, притом что места размещения оборудования, состав и характеристики необходимых к установке программно-технических средств оповещения подлежат определению в рамках проектной работы.

Устанавливая, указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.

Истцом предложен срок для исполнения требований прокурора в течение 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом обстоятельств рассматриваемого спора, характера и объема подлежащих выполнению работ, исходя из законодательно установленного порядка осуществления муниципальных закупок для заключения договоров о выполнении запроектированных работ, времени, необходимого для исполнения данных договоров, суд считает целесообразным установить срок для совершения возложенных судом на административного ответчика действий – в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В этой связи, доводы административного ответчика об увеличении срока для исполнения решения суда до 2 лет, нельзя признать разумными, опровергаются как нарушающие баланс интересов сторон, права неопределенного круга лиц на безопасность и своевременное предупреждение о чрезвычайных ситуациях.

Каких – либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности совершения указанных действий в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Курьинского района Алтайского края в защиту неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Курьинского района Алтайского края, выраженное в непринятии мер, направленных на создание на территории муниципального образования Курьинский район Алтайского края системы оповещения населения в соответствии с действующим законодательством.

Обязать администрацию Курьинского района Алтайского края создать на территории муниципального образования Курьинский район Алтайского края муниципальную систему оповещения населения в соответствии с действующим законодательством в течении 1 (одного года) с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Курьинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено: 16 ноября 2023 года

Председательствующий: судья Е.A. Шапошникова