Дело №***а-2185/20 15 декабря 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия
У С Т А Н О В И Л:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в Всеволожский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия.
Определением Всеволожского городского суда <адрес> от **.**.**** административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия передано по подсудности в Смольнинский районный суд <адрес>.
Определением Смольнинского районного суда <адрес> от **.**.**** административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия передано по подсудности в Дзержинский районный суд <адрес>.
Административное исковое заявление обосновано тем, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от **.**.****№***-р административный истец направил в адрес административного ответчика обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, отмеченных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от **.**.****: «Очень важно, что действительно массовым становится волонтерское движение, которое объединяет школьников, студентов, да и вообще людей разных поколений и возрастов. Воплощением традиций взаимопомощи, уважения к старшим поколениям и к нашей истории стал проект «Волонтеры Победы». В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России 9 Мая - самый великий и святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому - она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство».
Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне.
Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленных по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в <адрес> 3-**.**.**** и включенный в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, предписывает органам государственной власти: «Организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков».
Оспариваемое бездействие органа исполнительной власти в лице административного ответчика заключается в бездействии государственных органов в исполнении поручений Президента Российской Федерации, в нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: благотворителей и добровольцев (волонтеров), детей, нуждающихся в помощи и защите государства, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения.
Просветительское инклюзивное мероприятие «Военный Заем 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Благотворители <адрес> (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заем 1942-1945».
Отказ административного истца от межсекторного взаимодействия, предусмотренного распоряжением правительства РФ от **.**.****№***-р нарушает права, свободы и законные интересы детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства (неопределенный круг лиц), работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, лишают их в получении благотворительной помощи.
Бездействие административного ответчика в рамках административно-властных отношений противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Административный истец просит суд признать бездействие административного ответчика в исполнении поручений Президента и Государственного совета Российской Федерации в организации благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков - незаконным.
Административный истец изменил предмет административных исковых требований, просит суд признать бездействие административного ответчика в осуществлении взаимодействие с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков - незаконным.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть административное дело в отсутствии представителя, представил суду письменные возражения на возражения административного ответчика, из которых следует, что обязанности административного ответчика в части содействия оказанию благотворительной помощи в отношении детей попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи государства регулируются распоряжениями правительства и профильным федеральным законом.
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право: получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заем 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне. Решение Государственного совета в части исполнения штата 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Административный истец по вопросу проведения благотворительного мероприятия к административному ответчику не обращался.
Административный истец подал административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц из числа детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.
Бездействие административного ответчика привело к срыву благотворительного мероприятия, лишило неопределенный круг лиц из числа детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства на получение благотворительной помощи благотворителей <адрес>, и как следствие к нерациональному использованию средств благотворителей и трудовых ресурсов добровольцев.
Представители административного ответчика по доверенности ФИО3, ФИО4 в судебное заседание явились, административный иск не признают, представили суду возражения, из которых следует, что исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В рассматриваемом деле указанные условия отсутствуют.
Так, из административного искового заявления следует, что ообщественное движение просит признать незаконным бездействие Комитета общего и профессионального образования <адрес> в организации благотворительного, интерактивного, инклюзивного мероприятия «Военный Заем 1942-1945».
Данное бездействие, по мнению ообщественного движения, заключается в отказе Комитета от межсекторного взаимодействия, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от **.**.****№***-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы».
Следует отметить, что данным распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, целью которой является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Пунктом 3 указанного распоряжения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано учитывать положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности.
Руководствуясь данным положением, в <адрес> приняты и реализуются соответствующие решения в сфере повышения финансовой грамотности.
Так, <адрес> совместно с ПАО «Почта-Банк» утверждена Дорожная карта по повышению экономического потенциала региона и финансовых услуг в <адрес>.
В рамках данной Дорожной карты проводятся мероприятия, содействующие развитию сферы образования в <адрес>, в том числе повышению уровня финансовой грамотности населения.
Кроме того, между Комитетом и Центральным банком Российской Федерации заключено соглашение о сотрудничестве в области повышения уровня финансовой грамотности населения.
Во исполнение данного Соглашения утверждена и реализуется Дорожная карта в области повышения уровня финансовой грамотности населения.
Общественное движение просит признать незаконным бездействие Комитета общего и профессионального образования <адрес> в организации благотворительного, интерактивного, инклюзивного мероприятия «Военный Заем 1942-1945».
При этом, как следует из иска, ообщественное движение ссылается на письмо комитета от **.**.****.
Вместе с тем следует отметить, что ообщественное движение по вопросу организации благотворительного, интерактивного, инклюзивного мероприятия «Военный Заем 1942-1945» в комитет не обращалось.
**.**.**** в комитет поступило обращение общественного движения с предложением о реализации проектов благотворительного молодежного общественного движения «Уроки финансовой грамотности».
В установленные законодательством сроки письмом от **.**.**** исх. №*** комитетом в адрес общественного движения направлен ответ.
Кроме того, **.**.**** в связи с поступившим в <адрес> запросом о неполучении общественным движением данного ответа на обращение в комитет от **.**.**** в адрес заявителя ответ был направлен повторно.
При таких обстоятельствах, доводы общественного движения о бездействии комитета в организации благотворительного, интерактивного, инклюзивного мероприятия «Военный Заем 1942-1945» не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В рассматриваемом административном исковом заявлении общественного движения не указаны, какие права, свободы и законные интересы административного истца нарушены.
Напротив, из рассматриваемого административного искового заявления следует, что общественное движение обратилось в суд за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что противоречит действующему законодательству.
В связи с чем, по мнению комитета, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании вышеизложенного комитет просит суд удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав представителей административного ответчика, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в адрес Комитета общего и профессионального образования <адрес> с письмом от **.**.****№***, в котором указало о проведении каждое воскресенье в целях подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне открытых мероприятий по финансовой грамотности на одноименной цифровой платформе с минимальным количеством участников 100 человек и минимальным количеством из 10 учреждений и просило определить дату, время мероприятия, ответственное за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие должностное лицо.
Комитетом общего и профессионального образования <адрес> дан письменный ответ Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» от **.**.****№***, который направлен посредством Почты России по почтовому адресу, указанному в обращении, указанное подтверждается реестром почтовых отправлений.
В вышеуказанном письменном ответе от **.**.****№*** Комитет общего и профессионального образования <адрес> сообщил Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности», что в соответствии с Федеральным законом от **.**.**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» учредителями (собственниками) всех общеобразовательных организаций, расположенных на территории <адрес>, являются муниципальные образования. В целях проведения мероприятий, организатором которых является Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности», комитет рекомендует обращаться непосредственно в муниципальные районы (городской округ) <адрес>.
Также, из материалов дела следует, что **.**.**** в связи с поступившим в <адрес> запросом о неполучении ФИО5 ответа на обращение от **.**.****№***, Комитетом общего и профессионального образования <адрес> в адрес заявителя повторно был направлен ответ на указанное обращение.
Административный истец просит суд признать бездействие административного ответчика в осуществлении взаимодействие с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков – незаконным.
Суд, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного, поскольку факт бездействия со стороны административного ответчика, на которого действующими нормами права не возложена обязанность по обязательному сотрудничеству с общественными организациями, опровергнут представленными доказательствами, а доказательства нарушения оспариваемым бездействием прав административного истца суду не представлены.
В соответствии с п. 1 и 2 Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом РФ **.**.**** № Пр-38ГС, на Комитет общего и профессионального образования <адрес> не возлагается ответственность за рассмотрение прилагаемых предложений добровольческих (волонтерских) организаций, и исполнение перечня поручений. Более того, пункт 2 Перечня поручений в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласно резолюции, носит рекомендательный характер.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно положениям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца. При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу подпунктов 1, 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона от **.**.**** № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 17.3 Федерального закона от **.**.**** № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в том числе следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства): участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства); оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, что предусмотрено статьей 17.4 Федерального закона от **.**.**** № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
В Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****№***, включены деятельность по оказанию содействия в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета, утвержденного Президентом Российской Федерации **.**.**** № Пр-38ГС, Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть приложенные предложения добровольческих (волонтерских) организаций, представленных по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в <адрес> 3-**.**.****.
Как следует из приложения к названному Перечню, на Международном форуме добровольцев (волонтеров) было предложено организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков (пункт 25 предложений).
В пункте 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета, утвержденного Президентом Российской Федерации **.**.**** № Пр-38ГС, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить разработку межведомственных программ развития добровольчества (волонтерства), сформировать систему ресурсных центров по их поддержке, внедрить стандарт поддержки добровольчества (волонтерства), сформировать межведомственные советы по развитию добровольчества (волонтерства), проводить конкурсы на предоставление грантов социально ориентированным коммерческим организациям, обеспечить разработку региональных программ, направленных на оказание паллиативной помощи.
Суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, на основе представленных в материалы дела доказательств, установил отсутствие незаконного бездействия на стороне административного ответчика, поскольку в обращении административного истца от **.**.**** какие-либо предложения в рамках возложенных на Комитет общего и профессионального образования <адрес> функциональных обязанностей и специальных поручений Президента Российской Федерации не содержатся.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от **.**.**** N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от **.**.**** N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) Комитету общего и профессионального образования <адрес> при рассмотрении обращения.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 150, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк