Дело №***а-2186/20 15 декабря 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия
У С Т А Н О В И Л:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в Всеволожский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия.
Определением Всеволожского городского суда <адрес> от **.**.**** административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия передано по подсудности в Смольнинский районный суд <адрес>.
Определением Смольнинского районного суда <адрес> от **.**.**** административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия передано по подсудности в Дзержинский районный суд <адрес>.
Административное исковое заявление обосновано тем, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от **.**.****№***-р административный истец направил в адрес административного ответчика обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, отмеченных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от **.**.****: «Очень важно, что действительно массовым становится волонтерское движение, которое объединяет школьников, студентов, да и вообще людей разных поколений и возрастов. Воплощением традиций взаимопомощи, уважения к старшим поколениям и к нашей истории стал проект «Волонтеры Победы». В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России 9 Мая - самый великий и святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому - она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство».
Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне.
Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленных по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в <адрес> 3-**.**.**** и включенный в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, предписывает органам государственной власти: «Организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков».
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Административный ответчик нарушил сроки, установленные ст. 12 федерального закона от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Просветительское инклюзивное мероприятие «Военный Заем 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношении Благотворители <адрес> (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведении» профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заем 1942-1945».
Отказ административного истца предоставить ответ по существу поставленных в обращении вопросов нарушает права, свободы и законные интересы граждан-благотворителей и добровольцев, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства по проведению профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, лишают детей в получении благотворительной помощи.
Административный истец просит суд признать бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении сроков ответа на обращение объединения граждан - незаконным.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть административное дело в отсутствии представителя, представил суду письменные возражения на возражения административного ответчика, из которых следует, что административный ответчик подтверждает следующие факты, на которые он ссылается как на основания своих возражений.
Обращение комитетом рассмотрено и **.**.**** был дан ответ на указанное обращение.
Следовательно, административный ответчик признает, что ответ на оспариваемое обращение от **.**.**** направлено административному истцу **.**.**** по истечении предусмотренного профильным законодательством срока.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от **.**.****№*** «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных км государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями», орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.
Таким образом, административный ответчик в своих возражениях подтверждает факт получения письма от административного истца, по которому административный ответчик принял решение с нарушением установленного срока.
Представители административного ответчика по доверенности ФИО3, ФИО4 в судебное заседание явились, административный иск не признают, представили суду возражения, из которых следует, что из административного искового заявления следует, что общественным движением в адрес комитета было направлено обращение в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий в целях подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
При этом из содержания административного искового заявления следует, что ответ был дан комитетом только **.**.**** и что, по мнению общественного движения, комитетом нарушен срок ответа на указанное обращение.
Действительно, **.**.**** общественным движением в адрес комитета направлено обращение в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий в целях подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Данное обращение комитетом рассмотрено и **.**.**** был дан ответ на указанное обращение.
Следовательно, исходя из срока рассмотрения заявлений, установленного Федеральным законом от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок рассмотрения обращения общественного движения комитетом не нарушен.
Поскольку срок ответа на обращение общественного движения комитетом не нарушен, то правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав представителей административного ответчика, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в адрес Комитета общего и профессионального образования <адрес> поступило обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от **.**.**** с просьбой обеспечить участие не менее 100 человек из числа обучающихся образовательных организаций в интерактивном мероприятии, реализуемом в рамках властных административных правоотношений на условиях межсекторного партнерства, на платформе УРФИНГРАМ.
Обращение направлено в электронном виде за усиленной квалифицированной подписью представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» с указанием, в том числе, почтового адреса заявителя. Помимо самой просьбы заявителем в ее обоснование приведены выдержки из нормативно-правовых актов, в том числе, Федерального закона от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Комитетом общего и профессионального образования <адрес> дан письменный ответ Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» от **.**.****№***, который направлен посредством Почты России по почтовому адресу, указанному в обращении, указанное подтверждается реестром почтовых отправлений.
В вышеуказанном письменном ответе от **.**.****№*** Комитет общего и профессионального образования <адрес> сообщил Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности», что в соответствии с Федеральным законом от **.**.**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» учредителями (собственниками) всех общеобразовательных организаций, расположенных на территории <адрес>, являются муниципальные образования. В целях проведения мероприятий, организатором которых является Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности», комитет рекомендует обращаться непосредственно в муниципальные районы (городской округ) <адрес>.
Указанное не оспаривается административным истцом.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно положениям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца. При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, приходит к выводу, что незаконное бездействие, нарушающее права и интересы административного истца со стороны административного ответчика не допущено, исходя из того, что между датой регистрации обращения административного истца и датой рассмотрения обращения административным ответчиком прошло 16 дней, что менее 30 дней, установленных частью 1 статьи 12 Федерального закона от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Доводы административного истца о нарушении 7-дневного срока ответа на обращение организатора добровольческой деятельности, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****№***, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный нормативно-правовой акт регулирует обращения организатора добровольческой деятельности с предложением о намерении взаимодействовать, которое должно содержать определенную информацию, в том числе, перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» носит иной характер, из содержания которого следует, что указанное обращение направляется на основании Федерального закона от **.**.**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от **.**.**** N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от **.**.**** N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) Комитету общего и профессионального образования <адрес> при рассмотрении обращения.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 150, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Комитету общего и профессионального образования <адрес> о признании незаконным бездействия отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк