ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2186/2023 от 28.12.2023 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-2186/2023

УИД: 42RS0009-01-2023-002331-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Пановой Т.В.,

с участием помощника прокурора г. Кемерово Сергиенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«28» декабря 2023 г.

административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Кемеровская генерация» к Администрации города Кемерово о признании недействующим постановления,

У С Т А Н О В И Л:

АО «Кемеровская генерация» обратилось в Центральный районный суд г. Кемерово с исковым заявлением к Администрации г. Кемерово о признании недействующим постановления.

Требования мотивирует тем, что АО «Кемеровская генерация» является единой теплоснабжающей организацией в Кемерово и реализует населению услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Поскольку г. Кемерово отнесен к ценовой зоне теплоснабжения, в соответствии с ч. 2. п. 3 ч. 6 статьи 23.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в расчетах с потребителями за тепловую энергию должны применяться цены, определяемые соглашением сторон, но не выше установленных регулирующим органом предельных цен, а в расчётах за горячую воду - установленные регулирующим органом тарифы.

Предельные цены на тепловую энергию утверждены постановлением РЭК Кузбасса от **.**.****###, а тарифы на горячую воду для потребителей АО «Кемеровская генерация» - постановлениями РЭК Кузбасса от **.**.****### и ###.

В то же время в Кемеровской области-Кузбассе органами государственной власти субъекта РФ было реализовано право установить для отдельной категории потребителей льготные тарифы на коммунальные услуги.

На территории ... городского округа принят Порядок предоставления субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), утвержденный постановлением Администрации г. Кемерово от **.**.****###. Указанное постановление со всеми изменениями опубликовано на официальном сайте ..., **.**.****, **.**.****, **.**.****, а также в приложении «Официально» к газете «Кемерово» от **.**.****###, от **.**.****###, от **.**.****###.

По мнению административного истца, последние изменения в оспариваемое постановление (ред. Постановления администрации г. Кемерово от **.**.****###) существенно меняют порядок субсидирования, распространены на отношения, возникшие с **.**.**** (п. 2 указанного постановления).

В связи с тем, что в Порядке ### имеются положения, противоречащие нормативным правовым актам большей юридической силы и нарушающие права, и законные интересы АО «Кемеровская генерация» на своевременную и полную компенсацию выпадающих доходов, административный истец полагает, что оспариваемое постановление должно быть признано недействующим с **.**.**** в части, по следующим основаниям.

В соответствии с абзацам 8-12 пункта 2.10.4, абзацам 13-17 пункта 2.10.6 Порядка ### субсидия предоставляется только на объем ресурса, не превышающего показания общедомового прибора учета в соответствующем месяце, даже если собственникам по их индивидуальному потреблению в совокупности начислен больший объем. Однако данный подход противоречит ст. 154 Жилищного кодекса РФ.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ **.**.****###.

Так, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении рассчитывается в соответствии с п. 42 правил и формулами ###, 23(1) наложения ### к Правилам ###. В основе расчета используется объем потребленной за расчетный период в жилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального прибора учета в таком помещении, а при его отсутствии - исходя из нормативов потребления горячей воды.

Условий о корректировке индивидуальных объемов потребления горячей воды и платы за услугу ГВС в зависимости от показаний общедомового прибора учета Правила ### не содержат.

Плату за содержание жилого помещения, в т.ч. плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в составе платы за жилое помещение собственники и наниматели помещений в МКД во всех случаях при выборе способа управления посредством управляющей компании, ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива (далее - УК) вносят данным лицам (ч. 4 - 6 ст. 155 ЖК РФ).

По общему правилу в тех случаях, когда в многоквартирном доме объем коммунального ресурса, начисленного собственникам, превышает объем, определенный по показаниям общедомового прибора учета: плату за коммунальную услугу в соответствующем месяце граждане платят в полном объеме исходя из объема своего личного потребления (по индивидуальному прибору учета или нормативу); плата за коммунальный ресурс, потребленный на содержание общего имущества, начисляется в размере 0 рублей; в следующих расчетных периодах размер расходов за коммунальный ресурс в составе платы за содержание жилого помещения уменьшается на отрицательную величину.

Иными словами, согласно федеральным нормативно-правовым актам «отрицательная величина» влияет на корректировку платы за жилое помещение в отношениях между гражданами и УК, но никак не на корректировку платы за коммунальные услуги.

Льготные же тарифы для граждан в Кузбассе установлены только в отношении коммунальных услуг и не распространяются на ресурсы, потребленные на СОИ. Это прямо следует из в п. 4.2 Постановления РЭК Кузбасса от **.**.****### «Об установлении льготных тарифов...».

При этом, вышеуказанным положениям расчета между гражданами и УК коррелирует порядок расчета между ресурсоснабжающими организациями и УК, установленный Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее также РСО), утвержденные постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124.

Так, согласно пп. «г» п. 21 Правил №124 в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие оплате исполнителем.

В соответствии с оспариваемой нормой Администрация при «отрицательной разнице» предоставляет РСО субсидию не на весь объём коммунальной услуги, начисленной гражданам по льготным тарифам, а только на объем, ограниченный показаниями общедомовыми приборами учета.

В результате у РСО возникают необоснованные убытки, поскольку, с одной стороны, она недополучает часть платы (за превышающий показания общедомовых приборов учета объем) за начисленные гражданам коммунальные услуги по льготным тарифам, с другой стороны - обязана зачесть данный объём в расчетах с УК за ресурс на СОИ по полному, экономически обоснованному тарифу.

Оспариваемое постановление, исходя из «Общих положений» этого постановления, имеет своей конечной целью компенсацию недополученных доходов, возникающих у теплоснабжающих и иных организаций в результате установления льготных цен (тарифов).

Исходя из принципа справедливости, пункта 2.16 того же Порядка ###, должен субсидироваться фактический объем недополученных доходов за отчетный период, следовательно, размер субсидии следовало бы исчислять простым арифметическим действием - путем вычитания фактически полученного дохода РСО за отчетный период от реализации коммунальных услуг льготированного населения из суммы такого же объема коммунальных услуг умноженного на полный тариф.

Однако оспариваемые нормы при «отрицательной разнице» закладывают принцип неполной компенсации выпадающих доходов РСО, убыточность деятельности РСО от предоставления коммунальных услуг населению.

АО «Кемеровская генерация» просит суд признать недействующими с **.**.**** абзацы 8-12 пункта 2.10.4, абзацы 5 в части слов «с учетом расчетного значения Kiгвс, определяемого согласно подпункту «б» данного пункта», 13-17 пункта 2.10.6 Порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), утвержденного Постановлением Администрации г. Кемерово от **.**.****###.

В ходе рассмотрения дела, представители АО «Кемеровская генерация» уточнили исковые требования и просили признать недействующими с **.**.**** абзацы 8-12 пункта 2.10.4, абзацы 5 в части слов «с учетом расчетного значения Kiгвс, определяемого согласно подпункту «б» данного пункта», 13-17 пункта 2.10.6 Порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), утвержденного Постановлением Администрации г. Кемерово от **.**.****### (в редакции постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****. ### «О внесении изменений в постановление администрации г. Кемерово от **.**.****### «Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение)недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)» (т.1,л.д.208-210), а также представили возражения на отзыв административного ответчика (л.д.230-241,т.1), а также дополнительные письменные пояснения по делу (л.д.42-45, т.2).

Определением суда от **.**.****. к участию в административном деле по административному исковому заявлению Акционерного общества «Кемеровская генерация» к Администрации города Кемерово о признании недействующим постановления, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса.

Представители административного истца Акционерного общества «Кемеровская генерация» - Хватикова О.А., действующая на основании доверенности от **.**.****, Харитохин П.В., действующий на основании доверенности от **.**.****, Максимичева Е.О., действующая на основании доверенности от **.**.**** в судебном заседании уточненные исковые требования,возражения на отзыв административного ответчика, а также дополнительные письменные пояснения по делу поддержали, представили в суд возражения и дополнительные возражения на заключения экспертов ###.

Представитель административного ответчика Муравейко Е.Ф,, действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление, приобщенный к материалам дела (т.1 л.д.177-181), дополнения к отзыву на административное исковое заявление (т.2 л.д.122-128).

Представитель заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в суд не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен телефонограммой (т.3 л.д.80), ранее представили в материалы дела отзыв на административное исковое заявление (т.2 л.д.23-27).

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в процессе, заключение помощника прокурора г.Кемерово, полагавшего заявленные требования не обоснованными, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление АО «Кемеровская генерация» не подлежит удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании ч. 6 ст. 208 КАС РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В силу ч.2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Согласно Закону Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****### «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области - Кузбасса по компенсации (возмещению) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)» (принятым Законодательным Собранием Кемеровской области - Кузбасса **.**.****, далее - Закон ###), органы местного самоуправления городских округов в Кемеровской области - Кузбассе наделяются отдельными государственными полномочиями Кемеровской области - Кузбасса по компенсации (возмещению) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих при применении льготных цен (тарифов) на неограниченный срок.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона ###, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны самостоятельно организовать деятельность по осуществлению отдельных государственных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса.

Согласно ст. 5 Закона ###, отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления за счет субвенции, предоставленной местным бюджетам из областного бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемый местным бюджетам из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, устанавливается Законом Кемеровской области - Кузбасса об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Законом Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****### «Об областном бюджете на **.**.**** год и на плановый период **.**.**** годов» предусмотрена субвенция на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих при применении льготных цен (тарифов), в том числе Кемеровскому муниципальному округу.

Непосредственное предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов юридическим лицам из бюджетов муниципальных образований осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствиис правовыми актами органов местного самоуправления и заключенными соглашениями.

Муниципальное образование в соответствии с переданными государственными полномочиями самостоятельно принимает решения об исполнении переданных полномочий, в том числе о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидий юридическим лицам.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации Закона Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****### «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области - Кузбасса по компенсации (возмещению) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)» Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановлением от **.**.****. ### утвердило Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Кемеровской области - Кузбасса по компенсации (возмещению) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов) (далее - Порядок ###).

Согласно п. 5 указанного Порядка ###, субвенции предоставляются местным бюджетам на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов в связи с оказанием населению коммунальных услуг, возникших в результате применения льготных цен (тарифов), в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству, на основании заявок на перечисление субвенции бюджету муниципального образования по видам коммунальных услуг и в разрезе ресурсоснабжающих организаций при наличии документов, подтверждающих фактический объем реализации коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 4 Закона Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****### «О льготных ценах (тарифах) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, твердое топливо, сжиженный газ на территории Кемеровской области - Кузбасса», Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановлением от **.**.****### утвердило Порядок компенсации (возмещения) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению.

Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенции, предоставленной местным бюджетам из областного бюджета; - принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий и контроля за их исполнением.

Пунктом 2 постановления Правительства Кемеровской области от **.**.****### установлено, что компенсация (возмещение) выпадающих доходов, возникающих в результате разницы между утвержденным экономически обоснованным тарифом для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы собственности или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание населению коммунальных услуг (далее - ресурсоснабжающие организации), и установленной льготной ценой тарифом) за коммунальную услугу для населения исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области - Кузбасса, предоставляется в виде субсидии из средств местного бюджета на основании муниципальных правовых актов, принятых в соответствии с бюджетным законодательством.

Как следует из Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Кемеровской области - Кузбасса по компенсации (возмещению) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****###, субвенции предоставляются местным бюджетам при наличии документов, подтверждающих фактический объем реализации коммунальных услуг.

Постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### утвержден порядок предоставления из бюджета города Кемерово субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов) (далее - Порядок).

Постановлением администрации г. Кемерово от **.**.****### в указанный Порядок внесены изменения, в частности в порядок расчета выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, возникающих при применении льготных тарифов на горячее водоснабжение при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в ценовой зоне теплоснабжения.

В прокуратуру города Кемерово **.**.**** поступил проект постановления администрации города Кемерово «О внесении изменений в постановление администрации города Кемерово от **.**.****### «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)»

Прокуратурой города проведена антикоррупционная экспертиза указанного проекта.

Согласно заключению прокуратуры города Кемерово от **.**.****### данное постановление администрации г. Кемерово не противоречит требованиям действующего законодательства, коррупциогенные факторы не содержит.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям в случае наличия разницы между тарифом (ценой), установленным в соответствии с действующим законодательством, и установленной льготной ценой (тарифом) на коммунальную услугу для населения, утвержденной регулирующим органом.

Согласно пункту 2.10 Порядка размер субсидии ресурсоснабжающей организации за отчетный период определяется по формулам, исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг населением на основании предоставленных соответствии с п. 3.1 Порядка отчетных форм,что соответствует утвержденному и применяемому в субъекте Порядку ###.

Кроме того, согласно п. 2.19 Порядка ###, в случае, если у Получателя субсидии возникли недополученные доходы в результате установления льготного тарифа на коммунальный ресурс, связанные с корректировкой платы за коммунальный ресурс, отпущенный населению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства от **.**.****### «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Получатель субсидии вправе предоставить корректировочный расчет субсидии (далее - корректировка):

- за периоды текущего финансового года, предшествующие отчетному месяцу, по форме согласно приложениям с приложением документов, подтверждающих необходимость данной корректировки (при необходимости). Компенсация указанных недополученных доходов включается в расчет размера субсидии согласно за отчетный месяц;

- по завершению календарного года (включая декабрь) Получатель субсидии вправе не позднее **.**.**** текущего календарного года предоставить корректировочный расчет субсидии по форме согласно приложениям с приложением документов, подтверждающих необходимость данной корректировки (при необходимости). Компенсация указанных недополученных доходов включается в расчет размера субсидии за отчетный месяц.

Полагая свои права нарушенными, АО «Кемеровская генерация» обратилось в суд с административным исковым заявлением опризнании недействующими с **.**.**** абзацы 8-12 пункта 2.10.4, абзацы 5 в части слов «с учетом расчетного значения Kiгвс, определяемого согласно подпункту «б» данного пункта», 13-17 пункта 2.10.6 Порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), утвержденного Постановлением Администрации г. Кемерово от **.**.****### (в редакции постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****. ### «О внесении изменений в постановление администрации г. Кемерово от **.**.****### «Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение)недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)».

По мнению административного истца, последние изменения в оспариваемое постановление (ред. Постановления администрации г. Кемерово от **.**.****###) существенно меняют порядок субсидирования, распространены на отношения, возникшие с **.**.**** (п. 2 указанного постановления).

В связи с тем, что в Порядке ### имеются положения, противоречащие нормативным правовым актам большей юридической силы и нарушающие права, и законные интересы АО «Кемеровская генерация» на своевременную и полную компенсацию выпадающих доходов, административный истец полагает, что оспариваемое постановление должно быть признано недействующим с **.**.**** в части по основаниям, изложенным выше.

В соответствии с требованием ст.77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Согласно ч.1 ст. 81 КАС РФ, в случае, если при установлении соответствующих обстоятельств по административному делу возникает необходимость в проведении экспертизы с использованием специальных познаний в различных областях знаний или с использованием познаний в различных научных направлениях в пределах одной области знаний, суд назначает комплексную экспертизу.

В связи с указанным, определением суда от **.**.**** по настоящему делу назначена судебная экономическая экспертиза для разрешения вопросов:

1.Является ли обоснованным и соответствующим установленному законодательством порядку расчетов за коммунальные услуги подход к определению объемов субсидии, используемый Администрацией г. Кемерово?

2.Определить обеспечивает ли компенсацию недополученных доходов теплоснабжающей организации - АО «Кемеровская генерация» в связи с реализацией ею тепловой энергии и горячей воды населению г.Кемерово по регулируемым ценам, «порядок предоставления субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)», утв. Постановлением Администрации г. Кемерово ### от **.**.****. (в редакции Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****. ###)?

Проведение экспертизы поручено экспертам ООО Сибирского межрегионального центра «Судебных экспертиз».

Согласно экспертному заключению Сибирского межрегионального центра «Судебных экспертиз» ### от **.**.****: Подход (порядок) по определению объемов субсидии, изложенный в Постановлении Администрации г. Кемерово ### от **.**.****. (в ред. Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****###) является обоснованным и соответствующим установленному порядку расчетов за коммунальные услуги.

Подход (порядок) по определению объемов субсидии, изложенный в Постановлении Администрации г. Кемерово ### от **.**.****. (в ред. Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****###) обеспечивает компенсацию недополученных доходов теплоснабжающей организации - АО «Кемеровская генерация» в связи с реализацией ею тепловой энергии и горячей воды населению г. Кемерово по регулируемым ценам в полном объеме, без возникновения убытков.

Выводы указанного экспертного заключения подтвердил в судебном заседании эксперт Сиворонов Е.В,, допрошенный в судебном заседании.

Суд принимает как допустимое доказательство заключение экспертов Сибирского межрегионального центра «Судебных экспертиз» ### от **.**.****, поскольку указанная судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ и положений ст. 77, 82 КАС РФ на основании определения суда. Экспертное заключение содержит необходимые выводы, ссылки на методическую литературу, использованную при производстве экспертизы, экспертам разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 49-50 КАС РФ, они также предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ. Оснований считать указанное экспертное заключение недопустимым доказательством, не имеется. Какие-либо данные о том, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, прямо или косвенно заинтересованы при проведении по делу экспертизы, в материалах дела отсутствуют.

В судебном заседании эксперт Сиворонов Е.В, пояснил, что при проведении судебной экспертизы эксперты руководствовались нормативной документацией, действующей на момент вынесения спорного Постановления Администрации г.Кемерово.

Возражения административного истца в отношении того, что эксперты при проведении проверочных расчетов не учитывают разные варианты расчетов РСО исполнитель коммунальных услуг / поставщик коммунального ресурса являются несостоятельными, так как эксперты, проводя проверочные расчеты в различных ситуациях, основывают их на Постановлении Администрации г. Кемерово ### от **.**.**** (в редакции Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****###), т.е. на порядке расчета субсидии, указанных в данном постановлении, при этом экспертами определяется позволяет ли он произвести компенсацию межтарифной разницы в полном объеме без возникновения недополученного дохода, как при применении однокомпонентного тарифа, так и при применении двухкомпонентного тарифа, при осуществлении ресурсоснабжающей организацией поставки ГВС населению с применением льготного тарифа. Следует отметить, что в оспариваемом постановлении порядок для поименованных административным истцом вариантов расчета в отношении РСО установлен единый порядок для определения размера субсидии, в связи с чем эксперты и проверяли по нему различные ситуации потребления (когда ОДПУ < общего ИПУ, ОДПУ > общего ИПУ, ОДПУ = общего ИПУ).

Кроме того, административный истец в своих возражениях указывает, что согласен с аналитической частью заключения экспертов, в том числе и в отношении того, что корректировка оплаты за коммунальные услуги при отрицательной разницы между общедомовым прибором учета и норматива потребления и показаниями индивидуальных приборов учета и норматива потребления федеральным законодательством не предусмотрена, но не согласен с выводом экспертов о том, что порядок, изложенный в Постановлении Администрации г. Кемерово ### от **.**.**** (в редакции Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****###), таковой довод также является несостоятельным.

В рассматриваемом споре административным истцом оспаривается порядок определения размера субсидии, установленный Постановлением Администрации г. Кемерово ### от **.**.**** (в редакции Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****###) для компенсации межтарифной разницы в полном объеме без возникновения недополученного дохода, при осуществлении ресурсоснабжающей организацией поставки ГВС населению с применением льготного тарифа.

В связи с чем, при проведении судебной экспертизы подлежало проверки обоснованность порядка определения размера субсидии, в том числе и имеет ли факт возникновения недополученного дохода у РСО при осуществлении ресурсоснабжающей организацией поставки ГВС населению с применением льготного тарифа.

В заключении экспертов произведено сопоставление норм законодательства, регулирующих предоставление коммунальных услуг, в том числе их субсудирования, как установленных федеральным, региональным и местным законодательством, приведена экономическая обоснованность оспариваемого порядка определения размера субсидии, и по результатом такового анализа сделан вывод, чтоПостановление Администрации г. Кемерово ### от **.**.**** (в редакции Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****###) соответствует законодательству, так как принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, и при применении такового порядка не возникает у РСО недополученного дохода при осуществлении ресурсоснабжающей организацией поставки ГВС населению с применением льготного тарифа.

Так, в частности в оспариваемом постановлении в общем случае размер субсидии определяется по формуле Сi = (Viипулгвс * (Тэотi - Тльготi)) / НДС, (Сi - размер субсидии по i-той коммунальной услуге (в рублях, без НДС) Viипулгвс - фактический объем горячей воды (куб. м), потребленный собственниками (пользователями) жилых помещений, имеющими право на льготный тариф, определяется в соответствии с действующим законодательством по показаниям индивидуального прибора учета и (или) норматива потребления; Тэотi - тариф (цена) для граждан - собственников (пользователей) жилых помещений, установленный в соответствии с действующим законодательством для i-го Получателя на горячее водоснабжение (в рублях, с НДС); Тльгтi - льготный тариф для граждан - собственников (пользователей) жилых помещений, установленный регулирующим органом для i-го Получателя субсидии на горячее водоснабжение (в рублях, с НДС)).

При этом, в оспариваемом постановлении установлен один частный случай определения размера субсидии, при условии, если по итогам отчетного периода по горячей воде, потребленной собственниками (пользователями) жилых помещений, при условии отрицательной разницы (куб. м) между показаниями общедомового прибора учета и (или) норматива потребления и показаниями индивидуальных приборов и (или) норматива потребления (Кiгвс = Viгвс - Viипугвс), объем горячей воды, потребленный собственниками (пользователями) жилых помещений (Viипулгвс), имеющим право на льготный тариф в пределах норматива потребления горячей воды, уменьшается на объем Кiгвс (Кiгвс = Viгвс - Viипугвс, где: Кiгвс - расчетное значение, уменьшающее объем горячей воды, принимаемый для расчета субсидии, при условии отрицательного значения между показания общедомового прибора учета и (или) норматива потребления и показаниями индивидуальных приборов и (или) норматива потребления; Viгвс - фактический объем горячей воды (куб. м), потребленный собственниками (пользователями) жилых помещений, определяется в соответствии с действующим законодательством по показаниям общедомового прибора учета и (или) нормативу потребления; Viипугвс - фактический объем горячей воды (куб. м), потребленный собственниками (пользователями) жилых помещений, определяется в соответствии с действующим законодательством по показаниям индивидуального прибора учета и (или) норматива потребления.).

В заключении экспертов при проведении проверочных расчетов, экспертами определялся размер субсидии, как в общем случае (пример проверочного расчета, когда ОДПУ > общего ИПУ, ОДПУ = общего ИПУ) и частном случае (пример проверочного расчета, когда ОДПУ < общего ИПУ).

Так, при определении размера субсидии при частном случае (пример проверочного расчета, когда ОДПУ < общего ИПУ) эксперты в соответствии с оспариваемым порядком производят уменьшение показания потребления ГВС категории потребителей «Потребление ГВС в пределах норматива потребления» на разницу отрицательного значения между показаниями ОДПУ и общим значением ИПУ и /или норматива потребления. Следует отметить, что в данном случае, согласно оспариваемого порядка производится субсудирование именно в отношении фактически постановленной коммунальной услуги, при этом учитываются категории потребителей оплачивающих коммунальную услугу по ЭОТ («Потребление ГВС в жилых помещениях без регистрации граждан»), и тарифу с меньшей субсидией («потребление ГВС свыше норматива потребления»). При этом, оспариваемым постановлением не определяется порядок начисления коммунальных услуг, который в свою очередь определен Постановление Правительства РФ от **.**.****. ### и тем самым не регулирует корректировку оплат коммунальных услуг фактическим потребителем при отрицательной разницы между показаниями ОДПУ и общим значением ИПУ и /или норматива потребления.

Кроме того, несостоятельным является и возражение административного истца о том, что проверочные расчеты экспертами проведены в отношении периода равного одному месяцу, а не в динамике периодов (при этом административный истец не указывает период динамики). Так как в пункте 2.9 Постановления Администрации г. Кемерово ### от **.**.**** (в редакции Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****###) установлен отчетный период в целях расчета размера субсидий, равный месяцу, определяемый с учетом подпункта "е" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****###.

Следует отметить, что в ходе проверочных расчетов экспертами установлено, что при осуществлении ресурсоснабжающей организацией поставки ГВС населению с применением льготного тарифа и возмещением межтарифной разницы по подходу и формулам, изложенным в Постановлении Администрации г. Кемерово ### от **.**.****. (в ред. Постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****###) позволяет произвести компенсацию межтарифной разницы в полном объеме без возникновения недополученного дохода, как при применении однокомпонентного тарифа, так и при применении двухкомпонентного тарифа, как в общем случае (пример проверочного расчета, когда ОДПУ > общего ИПУ, ОДПУ = общего ИПУ) и частном случае (пример проверочного расчета, когда ОДПУ < общего ИПУ).

В соответствии с частью 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в качестве доказательств по административному делу допускаются, в том числе заключения экспертов.

Таким образом, указанное заключение судебной экспертизы отвечает всем предъявляемым к нему законом требованиям, содержит ответ на поставленные судом вопросы, экспертами при его подготовке были учтены все значимые обстоятельства и материалы, а надлежащих доказательств, опровергающих выводы данного заключения не представлено.

Административным истцом оспариваются некоторые положения постановления ###, касающиеся порядка расчета суммы субсидии, возмещаемой ресурсоснабжающей организации.

Однако, из содержания пункта 5 Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Кемеровской области - Кузбасса по компенсации (возмещению) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), утвержденного Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****###, следует, что субвенции предоставляются при наличии документов, подтверждающих фактический объем реализации коммунальных услуг.

Пунктом 2 Порядка компенсации (возмещения) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****### установлено, что компенсация (возмещение) выпадающих доходов, возникающих в результате разницы между утвержденным экономически обоснованным тарифом для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы собственности или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание населению коммунальных услуг, и установленной льготной ценой (тарифом) за коммунальную услугу для населения исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области - Кузбасса, предоставляется в виде субсидии из средств местного бюджета на основании муниципальных правовых актов, принятых в соответствии с бюджетным законодательством.

Суд приходит к выводу, что установленный постановлением ### порядок предоставления субсидии определяется исходя из фактического объема реализации коммунальных услуг (показания общедомового прибора учета).

Порядок расчёта размера субсидии, установленный постановлением ###, не противоречит требованиям федерального и регионального законодательства, в том числе тем, на которые в своем административном исковом заявлении ссылается административный истец, не нарушает прав ресурсоснабжающей организации на полную компенсацию выпадающих доходов.

Доводы административного истца о возникновении убытков при подобном расчете суммы убытков неосновательны, поскольку при порядке исчисления суммы субсидии, предлагаемой административным истцом, субсидия будет предоставляться за фактически не предоставленный объем реализации коммунальных услуг

Таким образом, Порядок ### утвержден в соответствии с законодательством Кемеровской области – Кузбасса и разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (постановление от **.**.****###), и определяет: категории и (или) критерии определения получателей субсидии; цели, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности; порядок возврата субсидий в местный бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; оценку эффективности использования получателями субсидии; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.

Согласно пункту 2.10 Порядка ### размер субсидии ресурсоснабжающей организации за отчетный период определяется по формулам, исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг населением.

Объем горячей воды, потребленный собственниками (пользователями) жилых помещений для расчета субсидии определяется, исходя из показаний индивидуального прибора учета и (или) норматива потребления.

По итогам отчетного периода по горячей воде, потребленной собственниками (пользователями) жилых помещений, при условии отрицательной разницы (куб. м) между показаниями общедомового прибора учета и (или) норматива потребления и показаниями индивидуальных приборов и (или) норматива потребления (Kiгвс = Viгвс - Viипугвс), объем горячей воды, потребленный собственниками (пользователями) жилых помещений (Viипугвс), имеющим право на льготный тариф в пределах норматива потребления горячей воды, уменьшается на объем Kiгвс.

При этом в пункте 2.19 Порядка ### предусмотрено, что в случае, если у получателя субсидии возникли недополученные доходы в результате установления льготного тарифа на коммунальный ресурс, связанные с корректировкой платы за коммунальный ресурс, отпущенный населению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от **.**.****### «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Получатель субсидии вправе предоставить корректировочный расчет субсидии.

В соответствии с и. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.****### (далее - постановление ###), объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 - 12(2) Приложения ### к Правилам предоставления коммунальных услуг. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.

Положением пп. "а" п. 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.****### (Постановление ###), установлена формула расчета объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета:

Vд = Vодпу-Vпотр, где;

Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);

Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу или равна ей, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах). При этом объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), определяемый в соответствии с пп. "а" или пп. "б" п. 21(1) Правил, уменьшается на величину, на которую Vпотр превышает Vодпу в текущем периоде.

АО «Кемеровская генерация» не представила реальных доказательств возникновения убытков и конкретных сумм убытков РСО.

Дополнительно для проверки приведенных выводов АО «Кемеровская генерация» была заказана рецензия на представленные Администрацией расчеты у независимой экспертной организации - ООО «Альтернативна экспертиза».

Согласно выводам рецензии:

«Представленный расчет субсидии не обоснован, поскольку не соответствует установленному Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг порядку определения объёмов и расчёта платы граждан за коммунальные услуги.

Расчеты не учитывают порядок расчетов объемов и платы за ресурсы, используемые в целях оказания коммунальных услуги и в целях содержания общего имущества, некорректно определяют СОИ в части применения льготных тарифов, что не соответствует региональному законодательству.

Используемый в расчете подход ведет к необоснованному занижению фактически реализованных в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг объемов коммунальных услуг гражданам по льготным тарифам, и, следовательно, не обеспечивает полной компенсации РСО убытков (недополученных доходов), связанных с необходимостью применения данных тарифов, вместо экономически обоснованных».

Суд не принимает выводы рецензии, так как они противоречат установленными в суде обстоятельствами, материалам дела и выводам судебной экспертизы.

Довод административного истца в подтверждение правомерности позиции, порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в иных регионах, в которых для граждан аналогично установлены льготные тарифы, судом отклоняется в связи с тем, что Муниципальное образование в соответствии с переданными государственными полномочиями самостоятельно принимает решения об исполнении переданных полномочий, в том числе о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидий юридическим лицам.

Учитывая изложенное, суд считает, что правовые основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют, поскольку оспариваемое Постановление Администрации г. Кемерово от **.**.****### (в редакции постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****. ### «О внесении изменений в постановление администрации г. Кемерово от **.**.****### принято в соответствии с законом, в пределах полномочий Администрации г. Кемерово, права и свободы административного истца указанным постановлением не были нарушены.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующими с **.**.**** абзацы 8-12 пункта 2.10.4, абзацы 5 в части слов «с учетом расчетного значения Kiгвс, определяемого согласно подпункту «б» данного пункта», 13-17 пункта 2.10.6 Порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), утвержденного Постановлением Администрации г. Кемерово от **.**.****### (в редакции постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****. ### «О внесении изменений в постановление администрации г. Кемерово от **.**.****### «Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение)недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)», не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Акционерного общества «Кемеровская генерация» к Администрации города Кемерово о признании недействующими с **.**.**** абзацы 8-12 пункта 2.10.4, абзацы 5 в части слов «с учетом расчетного значения Kiгвс, определяемого согласно подпункту «б» данного пункта», 13-17 пункта 2.10.6 Порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение) недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), утвержденного Постановлением Администрации г. Кемерово от **.**.****### (в редакции постановления Администрации г. Кемерово от **.**.****. ### «О внесении изменений в постановление администрации г. Кемерово от **.**.****### «Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию (возмещение)недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Центральный районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 09.01.2023 г.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-2186/2023 Центрального районного суда г.Кемерово