Дело № 2а-2188/18 22 мая 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чистяковой Т.С..,
при секретаре Цобдаевой Э.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании нарушения сроков регистрации права собственности и прекращения права собственности незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем внесения исправлений,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с указанным выше административным иском, в обоснование указывают, что 25 декабря 2017 года между ФИО1 и ФИО3, ФИО4, ФИО2 был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи удостоверен нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО5. Так же нотариусу были переданы полномочия по передаче заявлений о прекращении прав собственности продавцов и возникновению прав собственности покупателя в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, на основании ст. 82.2 Основ Законодательства о нотариате РФ в электронном виде. 27 декабря 2017 года документы для регистрации были приняты Росреестром на обработку под номером 20-1217439. Как следует из положений о Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», что срок регистрации в случае поступления заявлений на осуществление государственной регистрации прав в электронной форме установлен в течение одного рабочего дня, следующего за днём поступления соответствующих документов. Таким образом, регистрация должна быть осуществлена не позднее 28.12.2017 года. Однако в нарушение законодательства административным ответчиком государственная регистрация произведена только 10 января 2018 года. Административный истец ФИО1 при несоблюдении срока регистрации договора купли-продажи и переносе даты регистрации на 2018 год теряет право на снижение налоговой базы за счет расходов на покупку жилой площади, согласно п. 1пп. 3 ст. 220 НК РФ, поскольку ей в декабре 2017 года была продана принадлежащая ей квартира по адресу: <адрес>. В досудебном порядке административные истцы обращались 11 января 2018 года с жалобой на действия административного ответчика. 05 марта 2018 года им пришёл ответ, что имел место технический сбой. С учетом того, что административный истец ФИО1 лишается права на снижение налоговой базы за счет расходов на покупку жилого помещения, она намерена расторгнуть договор купли-продажи квартиры, в случае если ее право на налоговый вычет не будет восстановлено. На время разрешения спора, стороны пришли к соглашению об отсрочки исполнения п. 8 договора, которым основание расторжения договора купли-продажи как несвоевременная государственная регистрация. Административные истцы просят признать нарушение срока регистрации права собственности ФИО1 на квартиру расположенную по адресу: <адрес> незаконным; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения и внести исправления в дату регистрации права собственности ФИО1 на указанную квартиру на 28.12.2017 года; признать нарушение срока регистрации прекращения права собственности ФИО2, ФИО4, ФИО6; обязать административного ответчика внести исправление в дату регистрации прекращения права собственности ФИО2, ФИО4, ФИО3 с 10.01.2018 года на 27.12.2017 года.
Административные истцы ФИО4, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные истцы ФИО2, ФИО1 в судебное заседание явились, просили удовлетворить административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, административный иск не признала, ранее были представлены письменные возражения, где указывала, что при подаче документов на государственную регистрацию прав в электронном виде первоначально проводится форматно-логический контроль заявки на соответствие необходимым требованиям заполнения. Проверяется правильность заполнения полей, полнота заявленных данных. При положительном решении заявка принимается в работу, для нее резервируется ячейка, присваивается порядковый номер, устанавливается дата принятия в работу. При положительном решении заявка направляется в Центральный шлюз, где проводится дополнительная проверка поступления денежных средств. Только после поступления оплаты государственной пошлины заявки распределяются по регионам по месту нахождения объекта. Скорость передачи данных зависит от загруженности Портала и банковских коммуникаций. Заявки распределяются в порядке очередности. Временной интервал передачи заявки увеличивается в предпраздничные дни. Непосредственно в интеграционный шлюз заявка поступает с реквизитами, присвоенными ей в момент принятия в работу. Дата поступления в интеграционный шлюз может отличаться от даты принятия в работу. Срок регистрации исчисляется с даты поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав. Заявление административных истцов и прилагаемые документы поступили в орган регистрации прав, а именно в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу 09 января 2018 года, 10 января 2018 года была осуществлена регистрация. Таким образом, срок регистрации не нарушен. Кроме того, полагает, что суд не вправе обязывать регистрационный орган осуществить регистрацию иной даты, чем фактическая дата регистрации, отмечает, что внести иную дату регистрации невозможно.
Суд, выслушав административных истцов, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 25.12.2017 года между ФИО1 и ФИО2, ФИО3, ФИО4, был заключен договору купли-продажи жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с условиями договора ФИО2, ФИО3, ФИО4 продали, а ФИО1 обязалась принять указанную квартиру и оплатить стоимость установленную в договоре купли-продажи.
Также из п. 6 договора купли-продажи следует, что стороны обязались в течение 3 дней со дня подписания настоящего договора подать документы на государственную регистрацию прекращения права собственности, с этой целью заявляют о согласии передать полномочия по передаче заявлений о прекращении прав продавцов и возникновению прав собственности покупателя в Росреестр через нотариуса, удостоверившего данный договор, с использованием электронной формы взаимодействия, в соответствии со ст. 86.2 Основ Законодательства о нотариате Российской Федерации.
Согласно сведениям распечатки портала услуг Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявления административных истцов были поданы в электронном виде 27.12.2017 года, этой же датой приняты в обработку.
Сведения о прекращении права собственности ФИО2, ФИО4, ФИО3 и возникновении права собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи от 25.12.2017 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2018 года.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.
Применительно к названным законоположениям срок государственной регистрации права собственности на квартиру оканчивался 28 декабря 2017 года, то есть был нарушен.
С учетом положений п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Вместе с тем порядок принятия должностными лицами решений относится к процедурным вопросам.
Однако установленные выше обстоятельства не свидетельствуют о существенном несоблюдении административным ответчиком установленного порядка принятия решения.
Как установлено ранее, срок регистрации необоснованно нарушен административным ответчиком; вместе с тем в рамках рассмотренного дела услуга по государственной регистрации права была предоставлена административным истцам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, удовлетворению требований административного иска способствует совокупность двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) требованиям закона, а также нарушение прав административных истцов.
Из административного иска не усматривается какие права административных истцов ФИО2, ФИО4, ФИО3 были нарушены несвоевременной регистрацией прекращения их права собственности.
Ссылки на возможное намерение ФИО1 расторгнуть в будущем договор купли-продажи квартиры, не могут быть приняты во внимание, поскольку никакого соглашения о расторжении договора купли-продажи между сторонами по указанным основаниям не представлено. Кроме того, из договора купли-продажи следовала обязанность продавцов по подаче документов в регистрирующий орган в течение 3-х дней с момента подписания, что ими было исполнено, более того, с момента регистрации права перехода права собственности как следует из договора у них возникает право требования на получение денежных средств от ФИО1.
Также суду не были представлены доказательства о том, что нарушение срока государственной регистрации повлекло нарушение прав административного истца ФИО1.
Доводы ФИО1 о том, что в связи нарушением срока осуществления государственной регистрации, она была лишена возможности права на использование налогового вычета в соответствии с п.1. пп. 3 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, посредством снижения налоговой базы за счет расходов на покупку жилой площади, не могут быть приняты во внимание, поскольку не представлено доказательств возникновения права ФИО1 на указанный налоговый вычет, отказ налогового органа.
Кроме того, в рамках административного производства не устанавливается факт причинения убытков действиями должностных лиц.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
В качестве способа восстановления нарушенного права истцы указывают на возложение обязанности на административного ответчика по внесению исправлений даты регистрации прекращения права собственности продавцов и регистрации права собственности покупателя с 10.01.2018 года на 28.12.2017 года.
Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, ограничении права или обременении объекта.
Таким образом, днем внесения записи в Единый государственный реестр прав является день ее фактического совершения, а соответственно суд не вправе обязать Управление Росреестра указать при внесении записи иную дату ее совершения.
При этом, исправление в Едином государственном реестре недвижимости допускается в соответствии со ст. Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", только технических ошибок (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки либо подобная ошибка), допущенной органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Однако дата совершения фактической регистрации прав к таковым не относится.
Таким образом, решение о признании нарушения сроков государственной регистрации прав, к восстановлению права административного истца ФИО1 не приведет, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.
руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании нарушения сроков регистрации права собственности и прекращения права собственности незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем внесения исправлений отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Санкт-Петербургский городской суд через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: Т.С. Чистякова