КОПИЯ
Дело № 2а-2189/2018
Решение
Именем Российской Федерации
7августа 2018 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Казакова М.В.,
При секретаре Кабановой А.Э.,
С участием административного истца Лузенина В.Ю., представителя административного истца Минковича А.Л., представителя административного ответчика Трясциной Л.А., с участием старшего помощника прокурора Пермского района Погореловой Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному искуЛузенина Виктора Юрьевича о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии,
установил:
Лузенин В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 30 июля 2018 года № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Пальниковского сельского поселения Пермского муниципального района по многомандатному избирательному округу №, восстановлении нарушенного избирательного права.
В обоснование исковых требований указал, что Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района им подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. Решением административного ответчика от 24 июля 2018 года истец извещен о том, что в согласии баллотироваться в сведениях о судимости указаны неполные сведения, предложено исправить недостатки.Изучив ранее поданное заявление, он выяснил, что им неверно указано, что судимости сняты, тогда как они погашены. Также им неверно указаны сроки погашения судимостей. В то же время номера, части и пункты статей, а также их наименования указаны верно. 26 июля 2018 года истцом поданы сведения об изменениях в сведения о кандидате в депутаты. Однако оспариваемым решением от 30 июля 2018 года истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты на том основании, что в сведениях о судимости не указаны наименования статей.Считает решение административного ответчика незаконным.
В судебном заседании административный истец и его представитель настаивали на заявленных требованиях по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административного истца дополнительно указал на нарушение административным ответчиком требований Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановление ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Дополнительно пояснил, что в извещении о необходимости исправления недостатков подробно указано, в каком документе и какие неточности допущены. Единственным основанием к отказу в регистрации истца в качестве кандидата послужило то обстоятельство, что административным истцом не указано наименование статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, которая действовала на момент осуждения, при этом наименование статьи, указанное истцом, не соответствует ни ранее действовавшей редакции, ни редакции, которая действует в настоящее время. Наименование статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации указано в соответствии с уголовным законом; неточности, связанные с датой погашения судимости, истцом устранены и основанием к отказу в его регистрации не являются.
Участвующий в деле прокурор дал заключение о необоснованности заявленных требований, отсутствии оснований для их удовлетворения.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Согласно подпункту 58 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:
сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацам 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа обобразовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (абзац 1). Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном настоящей частью, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости (абзац 2).
Согласно части 12 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 1 статьи 32 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту «г» части 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
г) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона.
В судебном заседании установлено, что 3 июля 2018 года Лузенин В.Ю. обратился в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района с заявлением о согласии баллотироваться в порядке выдвижения избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидатом в депутаты Совета депутатов Пальниковского сельского поселения Пермского муниципального района по многомандатному избирательному округу №. В данном заявлении, помимо прочих, административным истцом были сообщены сведения о судимости следующего содержания:
«Имелась судимость – статья 158 часть 2 п. «В, Г» - «Кража», Уголовный кодекс Российской Федерации, судимость – снята ДД.ММ.ГГГГ.
Имелась судимость – статья 157 часть 1 (Неуплата алиментов), Уголовный кодекс Российской Федерации, судимость – снята ДД.ММ.ГГГГ года».
Решением от 24 июля 2018 года № Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района известила Лузенина В.Ю. о том, что представленные им документы содержат неполные сведения, а также оформлены с нарушением требований действующего законодательства, а именно: в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в сведениях о судимости кандидата указаны неполные сведения.
Данное решение было получено Лузениным В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается.
Устраняя указанные недостатки, в соответствии с частью 12 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» 26 июля 2018 года Лузенин В.Ю. представил в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района уточненные данные о судимости следующего содержания:
«Сведения о судимости: осужден ДД.ММ.ГГГГ Кунгурским ГНС Пермской области по пунктам «В, Г» ч. 2 ст. № Уголовного кодекса Российской Федерации, на 2 года условно с испытательным сроком 1 год. Судимость погашена ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о судимости: осужден ДД.ММ.ГГГГ Пермским районным судом Пермской области по ч. 1 ст. № Уголовного кодекса Российской Федерации, на 7 месяцев исправительных работ условно с испытательным сроком 1 год. Судимость погашена ДД.ММ.ГГГГ года».
Оспариваемым решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 30 июля 2018 года № Лузенину В.Ю. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Пальниковского сельского поселения Пермского муниципального района по многомандатному избирательному округу №по основаниям пункта «г» части 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». В решении указано, что заявление Лузенина В.Ю. о согласии баллотироваться оформлено с нарушением части 1 статьи 32 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», а именно: кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указаны неполные (частичные) сведения о судимости кандидата. В представленных Лузениным В.Ю. 26 июля 2018 года сведениях вновь указаны неполные (частичные) сведения о судимости, а именно: не указано наименование статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой он был осужден.
Данное решение административный истец считает незаконным по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Вместе с тем, доводы административного истца об этом подлежат отклонению.
Как было указано выше, уведомление избирательной комиссии о выдвижении кандидата, а равно признание кандидата выдвинутым, приобретение им прав и обязанностей кандидата Закон Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» связывает с моментом поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (часть 1 статьи32 названного Закона).
Таким образом, заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу имеет правовое значение, влечет наделение кандидата определенными законом правами и обязанностями, которым корреспондируют права и обязанности соответствующей избирательной комиссии.
В связи с изложенным законом установлены требования к форме и содержанию такого заявления. В частности, помимо прочих сведений, в таком заявлении должны быть указаны сведения о судимости кандидата.
Содержание понятия «сведения о судимости кандидата» приводится в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпункт 58 статьи 2). Помимо прочих сведений в сведениях о судимости должно быть указано наименование статьи уголовного закона, на основании которой был осужден кандидат.
В заявлении о согласии баллотироваться административным истцом были сообщены сведения о судимости, однако наименование одной из статей Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой был осужден кандидат, указано не верно, а также допущены неточности в сведениях о дате погашения судимостей. В частности, административный истец был осужден по ст. 158 УК РФ «Кража», что в сведения о судимости нашло свое отражение. Также административный истец был осужден по ст. 157 УК РФ, которая на момент постановления приговора называлась «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», а в настоящее время называется «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». Лузениным В.Ю. наименование статьи было указано как «Неуплата алиментов», что не соответствует действительному наименованию данной статьи, в том числе на момент постановления приговора в отношении административного истца.
Неполнота либо неточность сообщенных кандидатом сведений о судимости не является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку в этом случае избирательная комиссия извещает кандидата о неполноте предоставленных им сведений и предлагает исправить выявленные недостатки, что и было сделано административным ответчиком.
Несмотря на это административный истец не устранил выявленные недостатки, что следует из буквального содержания дополнительно предоставленных им уточненных сведений о судимости. В частности, в заявлении от 26 июля 2018 года административным истцом вновь не указано наименование статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой был осужден кандидат.
При указанных обстоятельствах, сообщенные кандидатом сведения о судимости не могут считаться полными и не соответствуют требованиям закона (подпункт 58 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), что свидетельствует о том, что предоставленное кандидатом заявление о согласии баллотироваться не соответствует требованиям закона к содержанию такого заявления (часть1 статьи 32 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае»). В свою очередь указанное обстоятельство свидетельствует о наличии оснований для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата по пункту«г» части 4 статьи 37 названного Закона Пермского края.
Таким образом, оспариваемое административным истцом решение административного ответчика соответствует требованиям действующего закона, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных Лузениным В.Ю. исковых требований.
Доводы представителя административного истца о том, что Лузенин В.Ю. не скрывал сведения о судимости правового значения не имеют, поскольку основанием для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата послужил не факт сокрытия сведений о судимости, а оформление документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, с нарушением требований Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Доводы представителя административного истца о том, что предоставленные административным истцом дополнительные уточненные сведения не отменяют тех сведений, которые были указаны в заявлении о согласии баллотироваться, а дополняют их, правового значения не имеют, поскольку с этой позицией согласился также и представитель административного ответчика, при этом из оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии следует, что при принятии такого решения Комиссия оценивала все сообщенные административным истцом сведения в совокупности. Это же подтвердил в судебном заседании и представитель административного ответчика.
Доводы представителя административного истца о том, что наименование статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации было указано Лузениным В.Ю. в заявлении о согласии баллотироваться, подлежат отклонению, поскольку, как было указано выше, наименование данной статьи было приведено не в соответствии с уголовным законом. Неверное указание наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации противоречит понятию «сведения о судимости», в связи с чем позволяет сделать вывод о том, что наименование статьи не указано в надлежащем виде, что влечет неполноту сведений о судимости.
Следует отметить, заявление о согласии баллотироваться, с которым закон связывает возникновение правовых последствий, подается самим кандидатом, который и должен обеспечить полноту изложенных в нем сведений о себе, в том числе сведений о судимости. В связи с этим доводы представителя административного истца о том, что истцом указан смысл статьи, что более понятно для избирателей, подлежат отклонению, поскольку по смыслу действующего законодательства в составе сведений о судимости должно быть указано наименование статьи в точном соответствии с уголовным законом, а не ее смысл или приблизительное название.
Доводы представителя административного истца о нарушения самим административным ответчиком требований Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановление ЦИК России от 11.06.2014 №, подлежат отклонению.
В частности, представитель истца ссылался на абзац 3 пункта 4.12.2. названных Методических рекомендаций, согласно которому «в извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки».
Вместе с тем, в извещении от 24 июля 2018 года буквально указано, что документ, оформленные с нарушением требований действующего законодательства, - это заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, а недостаток заключается в неполноте сведений о судимости. Таким образом, данное извещение содержит исчерпывающую информацию о выявленных Комиссией недостатках; данное извещение соответствует требованиям Методических рекомендаций. Дальнейшая детализация недостатков не предусмотрена законом и является неоправданной, поскольку сообщить сведения о судимости в соответствии с законом – обязанность самого кандидата в депутаты.
Доводы административного искового заявления о том, что оспариваемое истцом решение принято по заявлению ФИО1, на законность оспариваемого решения административного ответчика не влияют, поскольку в судебное заседание представителем административного ответчика предоставлено решение Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 03.08.2018 №, которым в оспариваемое решение внесены соответствующие изменения, а именно: исправлена техническая ошибка, в преамбуле оспариваемого решения слова «ФИО1» заменены словами «Лузенина Виктора Юрьевича».
Иных доводов по существу заявленных требований лицами, участвующими в деле, не приведено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение избирательной комиссии является законным и обоснованным, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Лузенина Виктора Юрьевича к Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района о признании незаконным и отмене решения от 30 июля 2018 года № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Пальниковского сельского поселения Пермского муниципального района по многомандатному избирательному округу №, восстановлении нарушенного избирательного права– оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в срок 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме (8 августа 2018 года).
Судья: Подпись М.В. Казаков
Копия верна. Судья:
Подлинник подшит
в административном деле № 2а-2189/2018
Пермского районного суда