ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2189/2016 от 29.08.2016 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-2189/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2016 года г.Сочи

Судья Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края Власенко И.В.

при секретаре Кучугуре П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хостинского районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Сочи о признании бездействия в части непринятия мер по включению в состав имущества казны города Сочи бесхозной дороги незаконным и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хостинского района г. Сочи обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО г-к Сочи, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи бесхозяйной дороги, протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90, приведению ее в соответствие с требованиями государственных стандартов. Обязать администрацию города Сочи в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Управление Росреестра о принятии части автомобильной дороги протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90 на учет как бесхозяйное имущество, в дальнейшем, по истечении года, принять меры к включению в состав имущества казны города Сочи бесхозяйной дороги, протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90.

В обосновании своих требований административный истец указывает, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка по вопросу бездействия администрации г. Сочи при принятии решения о включении в состав имущества казны города Сочи участка автомобильной дороги протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90.

Требования законодательства о дорожной деятельности администрацией г. Сочи исполняются ненадлежащим образом. Указанный участок дороги в установленном законом порядке не оформлен. Правоустанавливающие документы на дорогу отсутствуют, дорога содержится в ненадлежащем состоянии, мер по принятию и оформлению в муниципальную собственность данной дороги не принято.

Указанное бездействие администрации г. Сочи нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд с заявлением для защиты указанных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Хостинского района г. Сочи Коломоец К.А., поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации город-курорт Сочи по доверенности ФИО1, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что администрация г. Сочи является ненадлежащим ответчиком по делу, так как ответственность за организацию и выполнению работ по диагностике, оценке технического и транспортно-эксплуатационного состояния, инвентаризации, мониторингу и паспортизации автомобильных дорог местного значения возложено на МКУ «Управление автомобильных дорог».

Представитель заинтересованного лица ФИО2 просил об удовлетворении административных исковых требований.

Суд, выслушав стороны, заинтересованного лица, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка по вопросу бездействия администрации г. Сочи при принятии решения о включении в состав имущества казны города Сочи участка автомобильной дороги протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 77 Решения Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 N 92 "О принятии Устава муниципального образования город-курорт Сочи" экономическую основу местного самоуправления города Сочи составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города Сочи, а также имущественные права города Сочи. В собственности города Сочи может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Положениями ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Судом установлено, что указанный участок дороги в установленном законом порядке не оформлен. Правоустанавливающие документы на дорогу отсутствуют, дорога содержится в ненадлежащем состоянии, мер по принятию и оформлению в муниципальную собственность данной дороги не принято.

Так, согласно информации МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» эксплуатационное состояние рассматриваемой дороги не соответствует требованиям раздела 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: отсутствует надлежащее водоотведение, освещение, имеются многочисленные неровности и просадки, ширина отдельных участков составляет 3,3 метра, что препятствует приемке в муниципальную собственность.

Проверкой с привлечением специалистов муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, ОГИБДЦ УВД по г. Сочи установлено, что дорога, ведущая от жилого многоквартирного дома 98/24 по ул. Курортный проспект Хостинского района города Сочи к дому № 90 по ул. Благодатной Хостинского района города Сочи расположена в кадастровых кварталах 23:49:0302031 - 23:49:0302036 и является частью территории из состава неразграниченной государственной собственности; ширина на различных участках составляет от 3,5 до 5 метров.

Согласно распоряжению главы администрации Хостинского района г. Сочи от 26.03.1999 № 372-р «О строительстве подъездной дороги в районе жилого квартала в микрорайоне «Старая Мельница» застройщикам жилых кварталов микрорайона «Старая Мельница» разрешено продолжить ранее запроектированную подъездную дорогу от дома № 100/8 по Курортному проспекту до жилых кварталов микрорайона «Старая Мельница».

Таким образом, ненадлежащее состояние рассматриваемой дороги стало следствием длительного бездействия администрации г. Сочи по включению в состав имущества казны города Сочи бесхозяйной дороги, протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Таким образом, данная дорога является бесхозяйным объектом недвижимого имущества. Поскольку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, то именно на ответчике, а не на МКУ «УАД» лежит обязанность своевременно выявлять бесхозное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество. Не обращение ответчика в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии автомобильной дороги на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о нарушении им ст. 225 ГК РФ.

Отсутствие собственника дороги создает угрозу безопасности жителей микрорайона «Старая мельница», число которых постоянно меняется, нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как пешком, так и с использованием транспортных средств.

Указанное бездействие администрации г. Сочи нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд с заявлением для защиты указанных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного заявление прокурора Хостинского района г.Сочи суд находит законным, обоснованным, и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Сочи о признании бездействия в части непринятия мер по включению в состав имущества казны города Сочи бесхозной дороги незаконным и понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи бесхозяйной дороги, протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90, приведению ее в соответствие с требованиями государственных стандартов.

Обязать администрацию города Сочи в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Управление Росреестра о принятии части автомобильной дороги протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90 на учет как бесхозяйное имущество, в дальнейшем, по истечении года, принять меры к включению в состав имущества казны города Сочи бесхозяйной дороги, протяженностью 700 м - от Курортного проспекта №98/24 до ул. Благодатная, 90.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31 августа 2016 года.

Судья И.В. Власенко

На момент публикации не вступило в законную силу.