ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-218/17 от 28.04.2017 Новоселицкого районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-218/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2017 года с. Новоселицкое

Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Живницкая Н.Н.,

рассмотрев административное дело по административному иску и.о. прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования и обязании устранить выявленные нарушения (в порядке ст. 39 КАС РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новоселицкого района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края, в котором просит:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда по данному делу, а по истечении данного срока на постоянной основе, в том числе с учетом сезонности, принять меры по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования в области правил благоустройства населенных пунктов, порядка по уборке снега, наледей, ледяных образований, обязанностей по уборке мусора, правил выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы, правил содержания животных, невыполнение правил по обеспечению чистоты и порядка в населенных пунктах, а также осуществления деятельности в сфере торговли и привлечению виновных к установленной законом ответственности.

В обоснование исковых требований указано:

Прокуратурой района проведен анализ деятельности органов местного самоуправления по осуществлению полномочий по привлечению виновных к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом Ставропольского края от 10.04.2008 №20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

Анализ работы лиц администрации муниципального образования, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, показал, что в 2016 году составлено всего 15 протоколов по ч.1 ст. 2.3, 2 протокола по ч.2 ст. 2.3 и 1 протокол по ст. 4.8 Закона №20-кз.

Вне поля должностных лиц администрации села Чернолесского остаются нарушения в области правил благоустройства населенных пунктов, порядка по уборке снега, наледей, ледяных образований, обязанностей по уборке мусора, правил выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы, правил содержания животных, невыполнение правил по обеспечению чистоты и порядка в населенных пунктах, а также осуществления деятельности в сфере торговли, что свидетельствует о бездействии должностных лиц администрации при осуществлении деятельности по выявлению административных правонарушений. В черте населенного пункта осуществляют безнадзорный выпас сельскохозяйственных животных и птицы.

В ходе проведенных прокурорских проверок на территории муниципального образования выявились факты захламления мусором и складирования отходов производства и потребления отдельных территорий поселения. Объездом территории муниципального образования установлено, что на территории поселения уборка снега, наледей, ледяных образований как должностными лицами (индивидуальными предпринимателями), так и юридическими лицами осуществляется ненадлежащим образом, что является основанием для привлечения их к административной ответственности.

31.01.2017 года прокурором района главе села Чернолесского внесено представление об устранении нарушений требований вышеуказанного законодательства, однако из представленного главой муниципального образования ответа следует, что «указанные в представлении нарушения будут учтены в дальнейшей работе администрации», что свидетельствует о непринятии должностными лицами администрации конкретных мер по устроению выявленных нарушений действующего законодательства в указанной сфере.

Бездействие администрации муниципального образования села Чернолесского в непринятии мер по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования, не обеспечивает выполнение задач законодательства об административных правонарушениях в областях жилищно-коммунального хозяйства и торговли, предупреждение административных правонарушений, а также увеличение доходной части бюджета поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Административный истец - прокурор Новоселицкого района, представитель ответчика - администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования и обязании устранить выявленные нарушения (в порядке ст. 39 КАС РФ), подлежащими удовлетворению.

Этот вывод суда основан на следующем:

В соответствии со ст. 2 ст. 1.3.1 КоАП РФ законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

Административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Новоселицкого муниципального района от 21.08.2014 №309 образована административная комиссия муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края.

Согласно ч.1 ст. 10.1 Закона Ставропольского края от 15.07.2002 №31-кз «О порядке образования и деятельности административных комиссий в Ставропольском крае» положение об административной комиссии принимается на заседании соответствующей административной комиссии.

В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9, 10, 12, 14, 17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 11.4 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 №20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (далее - Закон №20-кз) административные комиссии в сельских поселениях Ставропольского края рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1-2.8, 4.1-4.12, 6.1-6.3, 7.1, 7.6 (в части несоблюдения ограничений или нарушения запрета на пребывание граждан в лесах, установленных или установленного муниципальными правовыми актами), 7.7 (в части нарушений на лесных участках, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований Ставропольского края, или землях, государственная собственность на которые не разграничена), 8.1, 9.4, 9.5 настоящего Закона.

Статьей 12.2 Закона №20-кз установлен перечень должностных лиц, в том числе органов местного самоуправления поселений уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Анализ работы лиц администрации муниципального образования, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, показал, что в 2016 году составлено всего 15 протоколов по ч.1 ст. 2.3, 2 протокола по ч.2 ст. 2.3 и 1 протокол по ст. 4.8 Закона №20-кз.

Вне поля должностных лиц администрации села Чернолесского остаются нарушения в области правил благоустройства населенных пунктов, порядка по уборке снега, наледей, ледяных образований, обязанностей по уборке мусора, правил выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы, правил содержания животных, невыполнение правил по обеспечению чистоты и порядка в населенных пунктах, а также осуществления деятельности в сфере торговли, что свидетельствует о бездействии должностных лиц администрации при осуществлении деятельности по выявлению административных правонарушений. В черте населенного пункта осуществляют безнадзорный выпас сельскохозяйственных животных и птицы.

В ходе проведенных прокурорских проверок на территории муниципального образования выявились факты захламления мусором и складирования отходов производства и потребления отдельных территорий поселения. Объездом территории муниципального образования установлено, что на территории поселения уборка снега, наледей, ледяных образований как должностными лицами (индивидуальными предпринимателями), так и юридическими лицами осуществляется ненадлежащим образом, что является основанием для привлечения их к административной ответственности.

В соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, которыми приняты соответствующие муниципальные правовые акты по нормативу 100 процентов.

31.01.2017 года прокурором района главе села Чернолесского внесено представление об устранении нарушений требований вышеуказанного законодательства, однако из представленного главой муниципального образования ответа следует, что «указанные в представлении нарушения будут учтены в дальнейшей работе администрации», что свидетельствует о непринятии должностными лицами администрации конкретных мер по устроению выявленных нарушений действующего законодательства в указанной сфере.

Бездействие администрации муниципального образования села Чернолесского в непринятии мер по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования, не обеспечивает выполнение задач законодательства об административных правонарушениях в областях жилищно-коммунального хозяйства и торговли, предупреждение административных правонарушений, а также увеличение доходной части бюджета поселения.

Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291,294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования и обязании устранить выявленные нарушения (в порядке ст. 39 КАС РФ), - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда по данному делу, а по истечении данного срока на постоянной основе, в том числе с учетом сезонности, принять меры по реализации полномочий по выявлению правонарушений в сфере административного законодательства, осуществлению контроля за соблюдением принятых нормативных правовых актов на территории муниципального образования в области правил благоустройства населенных пунктов, порядка по уборке снега, наледей, ледяных образований, обязанностей по уборке мусора, правил выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы, правил содержания животных, невыполнение правил по обеспечению чистоты и порядка в населенных пунктах, а также осуществления деятельности в сфере торговли и привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

В окончательной форме решение изготовлено 03 мая 2017 года.

Судья Н.Н. Живницкая