ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-218/2021 от 30.04.2021 Ялуторовского районного суда (Тюменская область)

<данные изъяты>

№ 2а-218/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск 30 апреля 2021 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего - судьи Завьяловой А.В.,

при секретаре – Глущенко А.И.,

рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела № 2а-218/2021 по административному иску ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и 2016 год, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и 2016 год, взыскании компенсации морального вреда в размере – 100000 рублей, расходов на оказание юридических услуг в размере – 38320 рублей.

Обосновывает свои исковые требования тем, что заявитель ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту земельный участок) на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.12.2013 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 декабря 2013 года сделана запись регистрации , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.01.2015 года. На основании Приказа Департамента имущественных отношений Тюменской области № 1073/16 от 30.12.2015 года проведена в 2016 году государственная кадастровая оценка по состоянию на 01.01.2016 года, которая составила - 37 943 626,17 рублей. 08 ноября 2016 года утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка (акт об утверждении кадастровой стоимости № 0111/16 от 08.11.2016 года). Истец не согласна с указанной стоимостью, так как рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (от 01.01.2016 года) составляет - 12575000 руб., что подтверждается отчетом об оценке № 1331-20 «Н» от 14.05.2020 г., подготовленного ООО «Бизнес-Аудит».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть пересмотрена и установлена в размере - 12 575 000 руб.

10 июня 2020 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 06.08.2012 № П/345 Управления Росреестра по Тюменской области (далее - Комиссия) было принято решение № 156, согласно которому комиссия, на заседании, проведенном 10.06.2020 года рассмотрела поступившее в Комиссию 21.05.2020 года заявление от ФИО2 № 01-37-17263/20 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка , в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.

По результатам рассмотрения заявления Комиссия решила определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости - 12575000 руб.

С соответствующим заявлением и данным решением истец обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Тюменской области с целью произведения перерасчета начисленного земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости.

Согласно полученному ответу от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тюменской области Инспекцией произведен перерасчет земельного налога в сторону уменьшения за 2017 года и за 2018 год.

Однако производить перерасчет земельного налога за 2015 и 2016 годы Инспекция отказалась, в связи с чем, истец вынуждена обратиться с данным исковым заявлением.

Компенсацию причиненного морального вреда с учетом неправомерных действий со стороны ответчика, а также требований разумности и справедливости истец оценивает в размере - 100 000 руб.

Кроме этого, в связи с нарушением своих прав истец вынуждена была обратиться за профессиональной юридической помощью, за которую заплатила сумму в размере - 38 320 руб., которая является расходами, понесенными по вине ответчика.

Определением суда от 17 марта 2020 года к производству принято уточнение иска, согласно которого истец просил привлечь к производству соответчиком ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области (Т.2, л.д.24).

Административный истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнения, просила их удовлетворить. Пояснила, что до настоящего времени не обжаловала решение Кадастровой палаты, с иными исками в суд не обращалась.

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, возражали относительно удовлетворения исковых требований с учетом письменных возражений на иск (Т.2, л.д.45). Суд признает неявку представителя административного ответчика, не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представили письменное возражение на иск, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в их отсутствие (Т.2, л.д.78-83). Суд признает неявку представителя административного ответчика, не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Представитель заинтересованного лица Межмуниципального отдела по г.Ялуторовску, Ялуторовскому и Исетскому районам Управления Росрееста по Тюменской области ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований. Представил письменные возражения на иск (Т.2, л.д.47-49,67-70), доводы которого поддержал.

Суд, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, материалы дел № 2-934/2019, №2а-565/2018, № 2а-500,2018, полагает исковые требования ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области не подлежащими удовлетворению.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.

Из исследованных материалов дела судом установлено, что решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26 июня 2018 года по делу № 2а-500/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области о признании незаконными действий по начислению земельного налога и понуждении к перерасчёту земельного налога, постановлено следующее:

«В удовлетворении административного иска ФИО2 и ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области – отказать в полном объёме» (Т.2, л.д.107-112).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 10 сентября 2018 года решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО2, ФИО1. – оставить без удовлетворения (Т.2, л.д.113-115).

Решение суда вступило в законную силу 10 сентября 2018 года.

Указанным решением суда установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для животноводства, растениеводства, что следует из свидетельства о регистрации права земельного участка от 25 декабря 2013 года выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (Т.2, л.д.101).

Как следует из кадастровой выписки о земельном участке № 7200/201/14-360667 от 27 декабря 2014 года и свидетельства о регистрации права земельного участка от 12 января 2015 года , выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, ФИО2 является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты промышленности (Т.2, л.д.96-100,102)

Налоговым уведомлением № 81590480 от 08 ноября 2017 года ФИО5 предъявлено требование об оплате земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером , в сумме за 2015г. – 595 774 рублей, за 2016г. - 595 774 рублей (Т.2, л.д.103-104).

Как следует из письма Департамента имущественных отношений Тюменской области № 05714/16 от 25.04.2018 г., при определении кадастровой стоимости земельных участков собственников А-вых ошибки допущено не было, увеличение суммы налога произошло в результате смены вида разрешенного использования земельных участков и в результате изменения налоговой ставки (Т.2, л.д.105-106).

В соответствии с Решением Ялуторовской городской Думы от 27.10.2005 № 163-IVГД «Об установлении земельного налога» (в редакции Решения от 30.10.2008г.), ставка налога на земельные участки с разрешенным использованием для животноводства и растениеводствас 01.01.2009 до 01.01.2015г. установлена в размере 0.1 %.

По сведениям Управления Росреестра поТюменской области, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ФИО2 по состоянию на 01 апреля 2014 года составила - 9608400 руб., на 01 января 2015 года составила - 50065000 руб., на 01 января 2016 года составила - 50065000 руб.

В связи с чем, сумма налога на земельный участок, с кадастровым номером , с разрешенным использованием - для животноводства, растениеводства, с кадастровой стоимостью - 9 608 400 руб. начислена по ставке в размере 0.1% за 2014 г. и составила - 9 608 руб.

По сведениям Управления Росреестра поТюменской области, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ФИО2 по состоянию на 01.04.2014 г. составила - 9608400 руб., на 01.01.2015г. составила - 50065000 руб., на 01.01.2016г. составила - 50 065 000 руб.

В связи с чем, сумма налога на земельный участок, с кадастровым номером , с разрешенным использованием – земли промышленности (прочие земли) с кадастровой стоимостью - 50065000 руб. начислена по ставке в размере 1,19 % за 2015 г. и составила - 595774 руб., за 2016 г. составила - 595774 руб.

Решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 06 ноября 2018 года по делу № 2а-565/2018 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате налога на имущество с физических лиц, земельного налога и пени, которым постановлено следующее:

«Административный иск Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате налога на имущество с физических лиц, земельного налога и пени – удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области: - в возмещение задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 118 рублей; - в возмещение задолженности по уплате земельного налога с физических лиц: - за 2014 год в сумме 9606 рублей, и пени в сумме 61 рубль 76 копеек; - за 2015 год в сумме 595774 рубля, и пени в сумме 3847 рублей 71 копейка; - за 2016 год в сумме 595774 рубля, и пени в сумме 3847 рублей 71 копейка.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Ялуторовск в размере 14245 рублей 15 копеек» (Т.2, л.д.125-133).

Решение суда вступило в законную силу 13 декабря 2018 года.

Указанным решением суда установлено, что Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области ФИО2 был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год исходя из его инвентаризационной стоимости, в сумме - 118 рублей, а также земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014г., 01.01.2015г., 01.01.2016г.: за 2014 год в размере - 9 608 рублей, за 2015 год в размере - 595774 рубля, за 2016 год в размере - 595774 рубля.

Для уплаты земельного налога административному ответчику были направлены уведомления № 311260 от 02.07.2017г. сроком уплаты не позднее 01.12.2017г., № 81590480 от 08.11.2017г. сроком уплаты не позднее 28.12.2017г., всего в общем размере - 1 201 154 рубля (Т.2, л.д.121-123).

Правомерность начисления земельного налога за 2015-2016гг. исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 50065000 рублей и вида его разрешенного использования «объекты промышленности» установлена вступившим в законную силу решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26.06.2018г., оставленным без изменения апелляционным определением Тюменского областного суда от 10.09.2018г., а в силу требований ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (Т.2, л.д.107-112, 113-115).

В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2016 год и земельного налога за 2014-2016г.г. в установленный в налоговых уведомлениях срок, налоговый орган 23.01.2018г. направил налогоплательщику требование № 9 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 23.01.2018г., об уплате в срок 27.02.2018г. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 118 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1 201 154 рубля и пени в размере 7757 рублей 18 копеек рублей (согласно представленному расчету за 2014г. в размере 61 рубль 76 копеек, за 2015г. в размере 3847 рублей 71 копейка, за 2016г. в размере 3 847 рублей 71 копейка) (Т.2, л.д. 119-120, 124).

Однако требование налогового органа административным ответчиком также исполнено не было.

Принимая во внимание, что налоговый орган выполнил свои обязанности по уведомлению налогоплательщика, а также направлению ему требования об уплате налога и пени, предусмотренные действующим налоговым законодательством, административный ответчик ФИО2 не представила доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год и земельного налога за 20142016гг., и пени на указанный налог, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области требований и необходимости их удовлетворения в полном объёме.

Как видно из материалов дела, ФИО2 было известно о наличии недоимки по земельному налогу за 2014-2016гг., в связи с чем, налоговый орган принимал меры к взысканию с неё недоимки по земельному налогу за указанные периоды.

Возможность взыскания с ФИО2 вышеуказанной недоимки по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы и задолженности по пеням налоговый орган не утратил, поскольку признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.

Таким образом, поскольку по состоянию на 01.01.2015г. у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) по указанным выше налогам только за налоговые периоды по 2013 год, так как обязанность уплатить эти налоги за 2014 год возникла у налогоплательщика физического лица только после 01.01.2015г., за 2015 год - после 01.01.2016г., за 2016 год - после 01.01.2017г., оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки по земельному налогу за 2014-2016гг. и пени на указанный земельный налог, не имеется.

Как установлено судом, решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2019 года по делу № 2-934/2019 по иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к ФИО2 об обращении взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника, которым постановлено следующее:

«Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к ФИО2 об обращении взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника – удовлетворить.

Обратить взыскание на принадлежащий на праве собственности ФИО2 земельный участок, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты промышленности, расположенный по адресу: <адрес>

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей» (Т.2, л.д.161-166).

Решение суда вступило в законную силу 20 декабря 2019 года.

Указанным решением суда установлено, что 18 февраля 2019 года Ялуторовским районным судом Тюменской области выдан исполнительный лист , на основании которого Ялуторовским МОСП УФССП России по Тюменской области в отношении ФИО2 14 марта 2019 года возбуждено исполнительное производство №15491/19/72011-ИП, о взыскании с должника в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области - 1 209 029,18 рублей, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. В рамках исполнительного производства по ходатайству взыскателя судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации и наложен арест на имущество должника. По состоянию на 18 октября 2019 года остаток долга по исполнительному производству составляет - 1 181 145 рублей 43 копейки (Т.2, л.д.135-136, 147-160).

ФИО2 является собственником земельного участка, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты промышленности, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 29.08.2019 года составляет - 37 943 626 рублей 17 копеек, дата государственной регистрации права 20.12.2013г. за , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.08.2019г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.08.2019г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.02.2018г., кадастровой выпиской о земельном участке от 09.06.2014г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.08.2019г., свидетельствами о государственной регистрации права от 25.12.2013г., 12.01.2015г. Из выписки из ЕГРН следует, что в отношении земельного участка зарегистрированы ограничения и обременения в виде: запрещения регистрации 05.07.2019 за номером на основании постановления от 04.07.2019 Ялуторовского МОСП УФССП по Тюменской области по исполнительному производству № 26582/19/72011-ИП; запрещения регистрации 13.06.2019 за номером на основании постановления от 26.03.2019 Ялуторовского МОСП УФССП по Тюменской области по исполнительному производству № 13043/19/72011-ИП; запрещения регистрации 13.06.2019 за номером на основании постановления от 26.03.2019 Ялуторовского МОСП УФССП по Тюменской области по исполнительному производству № 13402/19/72011-ИП; запрещения регистрации 06.05.2019 за номером на основании постановления от 26.03.2019 Ялуторовского МОСП УФССП по Тюменской области по исполнительному производству № 15491/19/72011-ИП (Т.2, л.д.4-10,137-146).

Право собственности на земельный участок за ФИО2 зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от 11 декабря 2013 года, согласно которому на момент заключения договора земельный участок имел вид разрешенного использования – для животноводства, растениеводства (Т.1. л.д.77-79).

В силу ч.2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как следует из материалов дела ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и 2016 год, взыскании компенсации морального вреда в размере – 100000 рублей, расходов на оказание юридических услуг в размере – 38320 рублей.

Разрешая заявленные требования суд полагает их не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований органы определяют налоговые ставки в пределах, установленных налоговым кодексом.

На основании п.l ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, сели иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п.1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Кодекса.

При этом в абзаце 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации было установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 334-ФЗ, абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 334-ФЗ статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 01 января 2019 года.

Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 334-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.

Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 334-ФЗ положения, пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Как установлено судом, истец, являясь собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для животноводства, растениеводства. Основанием возникновения права собственности является Договор купли-продажи земельного участка от 11 декабря 2013 года (Т.1, л.д.20-22), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 декабря 2013 года сделана запись регистрации , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 января 2015 года (Т.1, л.д.141), а также выпиской из ЕГРН от 12 марта 2021 года (Т.2, л.д.34-40).

В соответствии с Решением Ялуторовской городской думы от 27.10.2005 N 163IV ГД «Об установлении земельного налога» (в редакции Решения от 30 октября 2014 г.) ставка налога на земельные участки с разрешенным использованием под прочие земельные участки (в Решении Думы отсутствует формулировка под земли промышленности, в связи с этим налоговый орган относит указанный земельный участок под прочие земли) с 01.01.2015г. установлена в размере 1.19 %.

Согласно сведений, поступивших 09 августа 2017 года из Управления Росреестра по Тюменской области, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка на 01.01.2014 составляет - 9 608 400 руб., на 01.01.2015 составляет - 50 065 000 руб., на 01.01.2016 составляет - 50 065 000 руб.

Ставка земельного налога на земельный участок, с кадастровым номером , разрешенное использование - земли промышленности (прочие земли):

- с кадастровой стоимостью - 50065000 руб. применена по ставке в размере 1,19 % за 2015г., сумма налога за 2015г. начислена в размере - 595774 руб. (50065000руб. х 1,19).

- с кадастровой стоимостью - 50065000 руб. применена по ставке в размере 1,19 % за 2016г. (50065000 руб. х 1,19), сумма налога за 2016г. начислена в размере - 595774 руб. (50065000руб. х 1,19).

По общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в текущем году не учитывается при определении налоговой базы.

Истец не согласна с кадастровой стоимостью данного земельного участка, так как рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (от 01.01.2016 года) составляет - 12575000 руб., что подтверждается отчетом об оценке № 1331-20 «Н» от 14 мая 2020 года, подготовленного ООО «Бизнес-Аудит» (Т.1, л.д.144-260).

Также истец полагает, что руководствуясь ст. 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть пересмотрена и установлена в размере - 12 575 000 рублей.

10 июня 2020 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 06 августа 2012 № П/345 Управления Росреестра по Тюменской области было принято Решение № 156 (Т.1, л.д.142-143), согласно которому комиссия, на заседании, проведенном 10 июня 2020 года, рассмотрела поступившее в Комиссию 21 мая 2020 года заявление от ФИО2 № 01-37-17263/20 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка , в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости (Т.1, л.д.134-135).

По результатам рассмотрения заявления Комиссия решила определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости - 12575000 руб.

В обоснование своих требований истцом представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.01.2021г. (Т.1, л.д.33-39), согласно которым установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости:

по состоянию на 01 января 20151г. составляет - 50065000 руб.;

по состоянию на 01 января 2016г. составляет - 50065000 руб.;

по состоянию на 01 января 2017г. составляет - 37943626,17 руб.;

по состоянию на 1 января 2018г. составляет - 37943626,17 руб.;

по состоянию на 1 января 2019г. составляет - 37943626,17 руб.;

по состоянию на 1 января 2020г. составляет - 12575000 руб.;

по состоянию на 11 января 2021г. составляет - 12575000 руб.

Согласно сведений, поступивших из Управления Росреестра по Тюменской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , на 01.01.2014г. составляет - 9608400,00 руб.; на 01.01.2015г. составляет - 50065000,00 руб.; на 01.01.2016г. составляет - 50065000,00 руб.; на 01.01.2017г. составляет - 37943626,00 руб.; на 01.01.2018г. составляет - 37943626,00 руб.

Инспекцией по данному земельному участку ФИО2 было начислен налог: - за 2014г. в сумме - 9608,00 руб., от кадастровой стоимости 9608400 руб.; - за 2015г. в сумме - 595774,00 руб., от кадастровой стоимости 50065000 руб.; - за 2016г. в сумме - 595774,00 руб., от кадастровой стоимости 50065000 руб.; - за 2017г. в сумме - 569154,00 руб., от кадастровой стоимости 37943626 руб.; - за 2018г. в сумме - 569154,00 руб., от кадастровой стоимости 37943626 руб.

С соответствующим заявлением и данным решением истец обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Тюменской области 13.07.2020г. и 27.07.2020г. с целью произведения перерасчета начисленного земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости.

К заявлению было приложено Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 156 от 10.06.2020г.

Из пояснений ответчика следует, что Инспекцией был направлен запрос в УФНС России по Тюменской области от 05.08.2020г. № 07-22103774@ по уточнению кадастровой стоимости земельного участка. ФИО2 был дан промежуточный ответ от 06.08.2020г. № 07-19103776.

13.08.2020г. в инспекцию поступил ответ из УФНС России по Тюменской области, вх. № 012749/B20, в котором были предоставлены следующие сведения.

По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области (далее Филиал) от 23.01.2018 № 14-29118-542-CB, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , для целей налогообложения на 01.01.2015, 01.01.2016 составляет - 50 065 000 руб.

Начиная с налогового периода 2017 года для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость утвержденная Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 8 ноября 2016г. № 0111/16 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов» (далее - Распоряжение).

Вместе с тем, согласно письму Филиала от 03.07.2020 № 14-29/20-5766-ЕО, в отношении рассматриваемого земельного участка 21.05.2020г. налогоплательщиком представлено заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Комиссией по рассмотрению споров 10.06.2020г. принято решение № 156 об изменении кадастровой стоимости утвержденной Распоряжением.

В отношении земельного участка с кадастровым номером оспариваемая кадастровая стоимость составляла – 37943626,17 руб., решением комиссии кадастровая стоимость установлена в размере - 12575000 руб.

В силу п. 1.1. ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действующей с 01.01.2019, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Поскольку оспоренная кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером , применялась для целей налогообложения, начиная с налогового периода 2017 года, измененная по решениям Комиссии по рассмотрению споров и внесенная в ЕГРН 17.06.2020 года, кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 2017 года. Основания для перерасчета земельного налога за период 2015-2016 гг. в отношении данного земельного участка у налоговых органов отсутствуют.

На основании полученного ответа, Инспекцией сведения о кадастровой стоимости земельного участка приведены в соответствие и произведен перерасчет земельного налога за 2017-2018гг. в сторону уменьшения, в результате за 2018г. сумма к уплате составила - 188625,00 руб., от кадастровой стоимости - 12575000,00 руб.; за 2017г. сумма к уплате составила - 188625,00 руб., от кадастровой стоимости - 12575000,00 руб.

Так же на основании полученных сведений Инспекцией был произведен расчет земельного налога за 2019г. в. сумме - 188625,00 руб. от кадастровой стоимости - 12575000,00 руб.

Таким образом, за период с 2014г. по 2019г. по земельному налогу ФИО2 было начислено - 1767031,00 руб.

По результату проведенной работы Инспекцией ФИО2 был дан окончательный ответ от 25.08.2020г. № 07-19/1/1556ИЗГ20.

В этой связи, истец обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и 2016 год, при этом, истец фактически не согласна с кадастровой стоимостью земельного участка в 2015 и в 2016 гг.

Установив, что МИФНС России № 8 по Тюменской области отказала ФИО2 в перерасчете земельного налога за 2015 и за 2016гг. по тем основаниям, что земельный налог в отношении принадлежащего ФИО2 земельного участка подлежит исчислению исходя из расчета кадастровой стоимости, указанной в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тюменской области от 10 июня 2020 года за № 156, начиная с 01 января 2017 года за налоговый период 2017, 2018, 2019 года, что соответствует вышеприведенным положениям закона, а Управление Росреестра по Тюменской области передало сведения об изменении кадастровой стоимости в УФНС по Тюменской области в рамках информационного взаимодействия в соответствии с пунктами 4, 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что закон и права ФИО2 административными ответчиками нарушены не были, что влечет отказ в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Доводы ФИО2 о необходимости учитывать при определении налоговой базы за 2015 и за 2016 гг. решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тюменской области от 10 июня 2020 года за № 156 кадастровой стоимости земельного участка, основаны на неверном толковании ею налогового законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает административный иск ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и 2016 год, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 157, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и 2016 год, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение суда составлено 07 мая 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья - А.В. Завьялова