Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2018 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Орловой О.В.,
при секретаре Оняновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2191/2018 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным решения органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, в котором с учетом уточненного требования, просит признать заключение временно исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности по объекту «выгрузка, отгрузка и складирование круглого леса на территории, расположенной в водоохраной зоне залива Сухой Лог Братского водохранилища – береговая линия г. Братска» *** от 05.04.2016 полностью незаконным.
В обоснование административного иска прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов в отношении Байкальского филиала ФГБУ «Байкалрыбвод», в ходе которой установлены нарушения, допущенные Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.
В ходе проверки установлено, что 04.03.2016 г. на основании представленных материалов ФГБУ «Байкалрыбвод» (в настоящее время – Байкальский филиал ФГБУ «Главрыбвод») проведена Оценка воздействия на водные биоресурсы Братского водохранилища при ведении хозяйственной деятельности ИП Мещеряков А.В. (далее – Оценка воздействия).
Оценка воздействия на окружающую среду выполнена ФГБУ «Байкалрыбвод» в рамках предоставленных полномочий, предусмотренных Уставом учреждения, утверждённым Приказом Федеральным агентством по рыболовству 31 мая 2011г. ***, на основании свидетельства об аккредитации от ДД.ММ.ГГГГг. № ***
В соответствии с заключением врио Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту: «Выгрузка, отгрузка и складирование круглого леса на территории, расположенной в водоохранной зоне залива Сухой Лог Братского водохранилища – береговая линия г. Братска» от 05.04.2016 г. № *** по результатам рассмотрения проектной документации в составе: заявки ИП Мещеряков А.В., описания хозяйственной деятельности, вышеуказанной Оценки воздействия, Управлением согласована деятельность ИП Мещеряков А.В. при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и условий согласования, изложенных в заключении.
Указанное заключение Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства является незаконным и противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384 территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (п.3).
На основании п. 4 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013г. № 683 (далее – Положение), Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.
На основании п.8.1.15 Положения Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
В соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания.
В силу ч. 4 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380 при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
На основании пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, которые в настоящее время установлены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Далее – Положение об оценке), утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000г. № 372 (далее – Приказ).
Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий (п.1.2 Приказа).
Порядок определения негативного воздействия (вреда) от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы в настоящее время установлен Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 (далее – Методика).
В соответствии с Оценкой воздействия интересуемый земельный участок ИП Мещерякова А.В. расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> западнее жилого района <адрес>, в пределах 200 – метровой водоохранной зоны Братского водохранилища. На указанном земельном участке запланировано организовать площадку для кратковременного складирования леса. Непосредственно берег залива арендуется ООО «Ангара», которое занимается приемкой круглого леса, поставляемого в <адрес> по Братскому водохранилищу сторонними профильными организациями. ИП Мещеряков А.В. и ООО «Ангара» ведут эту деятельность совместно.
По прибытии плота производится его установка к причальной стенке с помощью катера с последующей привязкой его в месте выгрузки, после чего выполняется его поэтапная разборка (расшлаговка) со снятием обвязочных материалов и складированием их в отведенном месте.
Плоты сформированы пучками леса по 10,5 – 13,0 м3. Извлечение пучков леса из воды выполняется в светлое время суток краном КС-5363. Далее они грузятся на автомобили типа Камаз объемом от 10,5 до 26,0 м3 и доставляются на лесоперерабатывающие комбинаты. В день грузится от 8 до 10 машин в зависимости от наличия прицепа. В месяц загружается около 140 машин. Часть леса складируется на берегу на короткий срок, так как вывозка леса не всегда успевает за его извлечением с воды. После того как в воде леса не остается, загружается на автомобили и вывозится тот лес, который складировался на берегу. Хозяйственно-бытовые помещения на участке не предусмотрены, использование поверхностных вод не предусмотрено.
Согласно разделу «результат рассмотрения» Оценки воздействия деятельность ИП Мещерякова А.В. в водоохранной зоне Братского водохранилища не влечет негативного воздействия на окружающую природную среду. ФГБУ «Байкалрыбвод» считает, что вследствие того, что выбранный участок местности находится на селитебной территории, потери водных биоресурсов в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна водного объекта рыбохозяйственного значения не учитываются.
При этом Методика не разграничивает понятия селитебной и иной территории. В любом случае, ИП Мещеряковым А.В. хозяйственная деятельность ведется в пределах водоохранной зоны водного объекта с ограниченным режимом ее использования в соответствии со ст. 65 ВК РФ, являющейся поверхностью водосборного бассейна, которая подвергается деформации, в результате ведения производственной деятельности, в том числе по погрузке и разгрузке круглого леса. Кроме того, из раздела Оценки воздействия «Рекомендации по охране водных биоресурсов», ИП Мещерякову А.В. указано на необходимость оконтуривать земляным валом высотой не менее 1,0 м. места хранения ГСМ и заправочные площадки, в самой оценке имеются сведения о размещении леса на берегу, что в своей совокупности также ведет к сокращению поверхностного стока, снижению жизненного пространства рыб, ухудшению условий нагула и, в результате, к снижению рыбопродуктивности водотоков.
Факт непричинения потерь водным биоресурсам в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна водного объекта рыбохозяйственного значения, ввиду того, что организацией ведется деятельность на селитебной территории, в нарушение п. 2.6 Положения об оценке, в материалах Оценки воздействия научно не обоснован, результаты исследований, подтверждающие данное обстоятельство отсутствуют. Программа экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение факторов неопределенности в отношении возможных воздействий, в порядке, предусмотренном п.п. 1.4, 1.5 Положения об оценке, не разрабатывалась.
Кроме того, при проведении оценки воздействия на водные биоресурсы в заливе <адрес> ФГБУ «Байкалрыбвод» не учтено то обстоятельство, что проведение ИП Мещеряковым А.В. работ на интересуемом водохозяйственном участке приводит к ухудшению условий существования всех гидробионтов – как растительных, так и животных форм. В результате нарушается нормальное протекание продукционных процессов на всех трофических уровнях водных экосистем, снижает их продуктивность и, в конечном счете, сокращает рыбные запасы водоемов и водотоков.
Указанный вывод подтверждается и иными Оценками воздействия, проведенными ФГБУ «Главрыбвод»: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г., Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05.
Таким образом, так как в результате деятельности ИП Мещерякова А.В. по причаливанию и маневрированию судов с целью разгрузки древесины в заливе <адрес> причиняется вред водным биоресурсам, в результате гибели кормовых организмов – зоопланктона, то данный ущерб (потери) подлежит расчету в соответствии с Методикой (п.47).
Вместе с тем, при проведении Оценки воздействия соответствующие потери не были определены. Таким образом, Оценка воздействия произведена не в полном объеме. При этом при проведении аналогичны оценок воздействия: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г.; Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05, указанные потери были рассчитаны.
Кроме того, оценкой воздействия на водные биоресурсы в <адрес> водохранилища ФГБУ «Байкалрыбвод» не даны рекомендации ИП Мещерякову А.В. разработать программу производственного экологического контроля по осуществляемой деятельности, провести мониторинговые исследования влияния хозяйственной деятельности ИП Мещерякова А.В. на водные биоресурсы Братского водохранилища, и, на основании полученных данных, произвести расчет возможного вреда водным биоресурсам, соответственно данные материалы не представлены в Ангаро-Байкальское управление Росрыболовства.
На основе ранее выполненных натурных наблюдений и исследований, установлено, на участке поступления взвеси происходит гибель кормовых организмов в пределах 50 %. Это явление наблюдается на площади до 50 м (контрольного створа) от места поступления пятна мути. Далее пятно мути рассеивается, оседает и процент гибели гидробионтов снижается до 25%.
В связи с этим, при произведении расчета ущерба определению подлежат потери водных биоресурсов в связи с гибелью кормовых организмов зообентоса по формуле в соответствии с п. 50 Методики.
Деятельностью ИП Мещерякова А.В. по разгрузке доставленных водным транспортом плотов заготовленной древесины, маневрированию и стоянке судов в Братском водохранилище, в соответствии с вышеприведенными доказательствами, причиняется ущерб водным биоресурсам в виде потерь водных биоресурсов в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна водного объекта рыбохозяйственного значения, потерь водных биоресурсов в результате гибели кормовых организмов – зоопланктона, а также зообентоса.
Однако, указанный ущерб (потери) при проведении Оценки воздействия не были определены, что указывает на недостижение результатов Оценки воздействия в соответствии с п. 1.6 Положения об оценке.
В результате непроизведения расчета ущерба, причиняемого водным биоресурсам при ведении ИП Мещеряков А.В. интересуемой деятельности, последним в порядке, предусмотренном Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, не проводятся мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Вместе с тем, материалы Оценки воздействия не содержат в себе сведений об информировании заказчиком – ИП Мещеряковым А.В. общественности и обеспечении участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Кроме того, в соответствии с Оценкой воздействия разгрузочные работы ИП Мещеряковым А.В. с использованием грузового транспорта и кранов, проводятся в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища.
При этом в Оценке воздействия отсутствуют сведения об оборудовании в водоохранной зоне Братского водохранилища твердым покрытием площадок для стоянки и автомобильной техники при проведении работ по разгрузке древесины.
В водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ). Таким образом, отсутствие в Оценке воздействия и иных материалах указанных сведений свидетельствует о том, что документация не соответствует требованиям водного законодательства.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что материалы оценки воздействия не соответствуют требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания, что является в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384 основанием для отказа в согласовании осуществления деятельности органами Росрыболовства.
Вместе с тем в нарушение требований п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, в соответствии с заключением от 05.04.2016 *** деятельность ИП Мещерякова А.В. по объекту: «выгрузка, отгрузка и складирование круглого леса на териитории, расположенной в водоохранной зоне <адрес> – береговая линия г. Братска» Ангаро – Байкальским территориальным управлением Росрыболовства была согласована.
Таким образом, природоохранный прокурор считает, что заключение Врио руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по указанному объекту противоречит ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и принятому во исполнение указанного федерального закона - Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» – пунктам 11, 12.
В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Колесников П.В. административные исковые требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в административном иске, суду пояснил, что требования являются обоснованными, основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного ответчика Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки 01.08.2018. Ранее было удовлетворено ходатайство об участии представителя ответчика в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи через Советский районный суд г. Улан-Удэ. По информации Советского районного суда г. Улан-Удэ представитель ответчика Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в зал судебного заседания, предназначенного для использования систем ВКС, не явился.
Определением суда от 06.06.2018 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены временно исполняющий обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Лушников Д.А., Федеральное государственное бюджетное учреждение "Байкальское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (ФГБУ "Байкалрыбвод") – Байкальский филиал ФГБУ "Главрыбвод", индивидуальный предприниматель Мещеряков А.В.
В судебное заседание заинтересованное лицо ИП Мещеряков А.В. не явился, будучи надлежаще извещен, судебная повестка была направлена в адрес лица, конверт вернулся с отметкой "истек срок хранения".
В судебное заседание заинтересованное лицо врио руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Лушников Д.П. не явился, будучи надлежаще извещен, судебная повестка была направлена в адрес лица, конверт вернулся с отметкой "истек срок хранения".
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Главрыбвод» не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, направил письменные возражения на административный иск, в котором указал, что не согласен с заявленными исковыми требованиями Братского межрайонного природоохранного прокурора. В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации в ФГБУ «Байкалрыбвод» проводилась Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам хозяйственной деятельности, не на окружающую среду, так как ФГБУ «Байкалрыбвод» не имеет полномочий проводить оценку воздействия на окружающую среду. Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания подготовлена по "Методике исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам", утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 г. № 1166.
Оценка воздействия на водные биоресурсы была необходима предприятиям для согласования деятельности с Ангаро-Байкальским территориальным Управлением Росрыболовства.
Экологическую экспертизу проходят в соответствии с Федеральном законом от 23.11.1995 г. 1 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» ст. 11 «Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня» и ст. 12 «Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня». Деятельность ИП Мещерякова А.В. по объекту: «Выгрузка, отгрузка складирование круглого леса на территории, расположенной в водоохраной зоне залива Сухой Лог Братского водохранилища - береговая линия г. Братска» не подходит к пунктам 11 и 12 Федерального закона N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в связи с чем, не нуждается в прохождении государственной экологической экспертизы. Следовательно, Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оцет воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду Российской Федерации" не может быть применён к оценке воздействия на водные биоресурсов и среду их обитания, подготовленной ФГБУ «Байкалрыбвод».
По вопросу определения потерь водных биоресурсов в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна на селитебной территории поясняет следующее:
В случае осуществления деятельности в водоохранной зоне воздействие заключается лишь изменении ландшафта, в связи с чем, может произойти перераспределение и/или сокращение стока ливневых и талых вод с водосбора водного объекта.
Деятельность рассматриваемого предприятия осуществляется на арендованном земельном участке, расположенном в г. Братске.
Рассматриваемый участок местности находится на селитебной территории, уже нарушение проведёнными различными видами работ, таким образом, уклоны местности, режим поверхностного стока были изменены до осуществления деятельности указанных предприятиях другими субъектами хозяйственной деятельности. Деревья и кустарники отсутствуют на участках, следовательно вырубка растительности не предусматривалась.
На селитебной территории естественный сток, до проведения каких-либо планируемых работ нарушен и представить сведения или доказательства, что рассматриваемое предприятие наносит вред водным биоресурсам от сокращения (перераспределения) стока с деформирование поверхности водосборного бассейна невозможно. Представители ФГБУ «ЦУРЭН» придерживаются того же мнения, что расчёт вреда водным биоресурсам на уже деформированной поверхности не требуется.
Кроме того, имеющиеся данные (статья А. А. Поромова, В.Б. Воронкова, канд. экон. наук А. Хатунцова - «Определение потерь водных биологических ресурсов в результате перераспределен естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна», Крестовский О. «Влияние вырубок и восстановления лесов на водность рек» - Гидрометеоиздат, 1986. - 106 Руднев Н.И. Влияние антропогенного изменения гидрометеорологического режима территории на экосистемы. В кн." Проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду". - Москва: Из-во Наука. - с. 37-42.), указывают на снижение рыбопродуктивности именно водотоков (рек, ручьев).
Водохранилища же относятся к водоёмам, а их уровень напрямую зависит от работ гидроузлов. Таким образом, предприятие, осуществляющее свою деятельность в водоохранной зоне, не может снизить жизненное пространство рыб (снизить уровень воды в водохранилище).
То, что определение потерь водных биоресурсов в результате сокращен (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна на селитебных территориях не требуется представлено в письмах ФГБУ «Главрыбвод» (от апреля 2017 г. № 1087) и Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» (от 11 апреля 2017 г. 291).
По поводу оценки воздействия на водные биоресурсы хозяйственной деятельности ИП Мещеряков А.В., как следует из административного искового заявления:
В соответствии с ранее представленной информацией БФ ФГБУ «Главрыбвод» от 12.04.2017 ***, проведенными аналогичными Оценками воздействия (рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братске водохранилища (на 2016 - 2054гг.)» от 2016 г.; Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду обитания» по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016 г. №03-05) во время причаливания и отхода судов создается зона турбулентность потоков воды, также взмучивание дна водоема и гидроудары от работающих движителей (винтов). Это приводит к гибели значительной части зообентоса в месте причаливания судов.
В нарушение п. 2.6 Положения об оценке научные обоснования результаты исследования, подтверждающие отсутствие необходимости определения потерь водных биоресурсов, в связи гибелью кормовых организмов зообентоса, в материалах Оценки воздействия отсутствуют.
Расчеты вреда вследствие гибели зоопланктона при работе движителей (винтов) буксиров по выше описанным объектам были проведены с соблюдением предосторожного подхода к оценке воздействия, так как данные объекты относятся к объектам долгосрочного действия.
Расчет по гибели зообентоса и зоопланктона для рассматриваемого проекта не проводился в связи с тем, что доставка древесины до потребителя в город Братск осуществляется водным транспортом на баржах по Братскому водохранилищу. Подачей баржи их буксировкой занимаете по отдельному договору, то есть заготовкой древесины и транспортировкой древесины по водохранилищу занимаются разные организации, в связи с этим должна быть отдельная Оценка воздействия на водные биоресурсы и отдельное согласование с АБТУР.
В оценке воздействия на водные биоресурсы присутствует информация, что деятельность по транспортировке круглого леса водным путем должна в установленном порядке иметь согласована с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.
Учитывая вышеизложенное, ФГБУ «Главрыбвод» считает, что заключение врио руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству издано с соблюдением требований нормативных правовых актов и не нарушает права, свободы законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подан административное исковое заявление, требования Административного истца не подлежащим удовлетворению.
Выслушав помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384 территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (п.3).
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов в отношении Байкальского филиала ФГБУ «Байкалрыбвод», в ходе которой установлены нарушения, допущенные Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства, что подтверждается актом о результатах проверки от 19.04.2018 г.
В ходе проверки установлено, что 04.03.2016 г. на основании представленных материалов ФГБУ «Байкалрыбвод» (в настоящее время – Байкальский филиал ФГБУ «Главрыбвод») проведена Оценка воздействия на водные биоресурсы Братского водохранилища при ведении хозяйственной деятельности ИП Мещеряков А.В. (далее – Оценка воздействия).
Деятельность, которая была согласована, осуществляется на территории, поднадзорной Братской межрайонной природоохранной прокуратуре - <адрес> – береговая линия г. Братска.
В соответствии с п. 3.2 Положения о Братской межрайонной природоохранной прокуратуре, утвержденного Приказом прокурором Иркутской области от 17.06.2013г. № 43, на природоохранную прокуратуру возлагается в соответствии с планом работы проведение проверок органов государственной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления по фактам нарушений природоохранного законодательства, в пределах территорий которых осуществляет надзор Братская межрайонная природоохранная прокуратура.
На основании п. 4 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013 №683 (далее – Положение), Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.
На основании п.8.1.15 Положения Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Судом установлено, что в ходе проведенной проверки Братской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что 04.03.2016 г. на основании представленных материалов ФГБУ «Байкалрыбвод» проведена Оценка воздействия на водные биоресурсы Братского водохранилища при ведении хозяйственной деятельности ИП Мещеряков А.В.
Оценка воздействия на окружающую среду выполнена ФГБУ «Байкалрыбвод» в рамках предоставленных полномочий, предусмотренных Уставом учреждения, утверждённым Приказом Федеральным агентством по рыболовству 31 мая 2011г. № 524, на основании свидетельства об аккредитации от 25 февраля 2014г. № РОСС RU. 001. 410192.
Как следует из заключения вр.и.о. руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту: «Выгрузка, отгрузка и складирование круглого леса на территории, расположенной в водоохранной зоне залива Сухой Лог Братского водохранилища – береговая линия г. Братска» от 05.04.2016 г. *** по результатам рассмотрения проектной документации в составе: заявки ИП Мещеряков А.В., описания хозяйственной деятельности, вышеуказанной Оценки воздействия, Управлением согласована деятельность ИП Мещеряков А.В. при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и условий согласования, изложенных в заключении.
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), в которой указывают сведения: копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с п.65 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 25.08.2015г. № 381 (далее - Регламент), по результатам рассмотрения прилагаемой к заявке проектной документации определяет соответствие (несоответствие) проектной документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды, оформляет результаты предоставления государственной услуги - должностное лицо структурного подразделения Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства), ответственное за рассмотрение заявки и проектной документации.
Согласно п. 63 Регламента подведомственные организации Росрыболовства, к числу которых относится ФГБНУ «Госрыбцентр», лишь вправе представить информации, либо предложения по результатам рассмотрения заявки и прилагаемой к ней проектной документации.
Таким образом, окончательное решение и определение соответствия либо несоответствия представленной проектной документации требованиям законодательства, то есть проверку документации, осуществляет именно должностное лицо органов Росрыболовства.
При этом согласно п. 62 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Росрыболовства, ответственное за рассмотрение заявки и прилагаемой к ней проектной документации, обеспечивает направление заявки и прилагаемой к ней проектной документации в срок, не превышающий 5 календарных дней с даты их регистрации в Росрыболовстве в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации" (далее - ФГБУ "ЦУРЭН") для рассмотрения, подготовки и представления в ответственное структурное подразделение Росрыболовства информации о соответствии планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б"-"ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380, или предложений о необходимости доработки мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Вместе с тем, сведения о направлении заявки и прилагаемой к ней проектной документации в ФГБУ «ЦУРЭН» АБТУР не представлены, что свидетельствует о нарушении административной процедуры оказания государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении о незаконности оценки воздействия, проведенной ФГБУ «Главрыбвод» и принятого по результатам ее рассмотрения заключения о согласовании деятельности Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства, подтверждаются представленными материалами проверки, в том числе материалами иных оценок воздействия проведенных ФГБУ «Главрыбвод», научными статьями, актом проверки. При этом вывод о несоответствии заключения о согласования, оценки воздействия требованиям законодательства сделан исключительно по результатам анализа положений закона, в том числе Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011г. № 1166, Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000г. № 372, Водного кодекса РФ, Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, Постановления Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384 и сопоставления заключения о согласовании, оценки воздействия с требованиями действующего законодательства.
Основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются: представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации; несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит в т.ч. меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в т.ч.:
- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (т.е. расчет ущерба);
- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2, пунктом 7 Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.
В силу ч. 4 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
На основании пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, которые в настоящее время установлены приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ».
В связи с этим, требования указанного Приказа распространяются на проведенную ФГБУ «Байкалрыбвод» оценку воздействия деятельности ИП Мещерякова А.В. на водные биоресурсы, в том числе пункты 1.4, 1.5, 1.6, 2.5, 2.6, которые были нарушены ФГБУ «Байкалрыбвод».
При этом, в соответствии с п. 20 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду из обитания, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 №381, предоставление государственной услуги по проведению оценки воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания должно осуществляться в соответствии с приказом Госкомэкологии №372 от 16.05.2000 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», а также Федеральным законом №174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе».
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу (п.1.1 Приказа).
Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий (п.1.2 Приказа).
Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии..
При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду..
Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности, и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.
В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий, заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей (п.п. 1.4, 1.5 Приказа).
При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности) (п.2.1 Приказа).
Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности) (п.2.4 Приказа).
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы) (п.2.6 Приказа).
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.
Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п. 3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы (п.5.2 Приказа).
Доводы представителя заинтересованного лица Байкальского филиала ФГБНУ "Госрыбцентр" о том, что Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 не является нормативным документом, регламентирующим деятельность ИП Мещярякова А.В., судом не принимается, поскольку является необоснованным.
В пункте 4 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, указано, что при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании и внедрении новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «6» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В настоящее время указанные требования установлены Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
В связи с этим, требования указанного Приказа распространяются на проведенную ФГБНУ «Госрыбцентр» оценку воздействия деятельности индивидуального предпринимателя на водные биоресурсы, который был нарушен ФГБНУ «Госрыбцентр».
Порядок определения негативного воздействия (вреда) от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы в настоящее время установлен Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011г. № 1166.
В соответствии с Оценкой воздействия интересуемый земельный участок ИП Мещерякова А.В. расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, в пределах 200 – метровой водоохранной зоны Братского водохранилища. На указанном земельном участке запланировано организовать площадку для кратковременного складирования леса. Непосредственно берег залива арендуется ООО «Ангара», которое занимается приемкой круглого леса, поставляемого в <адрес> сторонними профильными организациями. ИП Мещеряков А.В. и ООО «Ангара» ведут эту деятельность совместно. По прибытии плота производится его установка к причальной стенке с помощью катера с последующей привязкой его в месте выгрузки, после чего выполняется его поэтапная разборка (расшлаговка) со снятием обвязочных материалов и складированием их в отведенном месте. Плоты сформированы пучками леса по 10,5 – 13,0 м3. Извлечение пучков леса из воды выполняется в светлое время суток краном КС-5363. Далее они грузятся на автомобили типа Камаз объемом от 10,5 до 26,0 м3 и доставляются на лесоперерабатывающие комбинаты. В день грузится от 8 до 10 машин в зависимости от наличия прицепа. В месяц загружается около 140 машин. Часть леса складируется на берегу на короткий срок, так как вывозка леса не всегда успевает за его извлечением с воды. После того как в воде леса не остается, загружается на автомобили и вывозится тот лес, который складировался на берегу. Хозяйственно-бытовые помещения на участке не предусмотрены, использование поверхностных вод не предусмотрено.
Согласно разделу «результат рассмотрения» Оценки воздействия деятельность ИП Мещерякова А.В. в водоохранной зоне Братского водохранилища не влечет негативного воздействия на окружающую природную среду. ФГБУ «Байкалрыбвод» считает, что вследствие того, что выбранный участок местности находится на селитебной территории, потери водных биоресурсов в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна водного объекта рыбохозяйственного значения не учитываются.
Вместе с тем, необходимо учесть, что при освоении земельного участка организацией происходят физико – механические трансформации рельефа, почвенного покрова и нарушение растительного покрова в пределах участка. Планировка рельефа и изменение подстилающей поверхности (увеличение площадей с твердым или деревянным покрытием) влечет изменение режима поверхностного стока.
Величина и характер поверхностного стока определяются состоянием поверхности почвы, а также зависят от суммы и интенсивности выпадающих жидких осадков. Часть выпадающих осадков стекает или сдувается с поверхности почвы, занятой лесом, и попадает в овраги, ручьи, реки, а затем в моря и океаны. Все они в значительной степени пополняются за счет перемещения снега и поверхностного стока воды с почвы. Количество и скорость стока зависят от состояния почвы, продолжительности и интенсивности дождя, уклона местности, структуры лесной подстилки и других факторов.
Как следует из пояснений помощника прокурора, по имеющимся данным (Крестовский О.И. «Влияние вырубок и восстановления лесов на водность рек» - Гидрометеоиздат, 1986. – 106 с., Руднев Н.И. Влияние антропогенного изменения гидрометеорологического режима территории на экосистемы; «Проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду». - Москва: Изд-во Наука. - c. 37-42.), с техногенных территорий поверхностный сток сокращается на 30%, что ведет к снижению жизненного пространства рыб, ухудшению условий нагула и, в результате, к снижению рыбопродуктивности водотоков.
Указанный вывод подтверждается материалами иных Оценок воздействия, проведенных ФГБУ «Байкалрыбвод»: Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам площадок погрузки леса ООО «Сибресурс» от «19» июня 2015 г. № 03-05/ 792; Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания в результате деятельности ООО «БратскВуд» при загрузке барж круглым лесом на Братском водохранилище от 26.08.2015г.; Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам деятельности ООО «Вилис» при загрузке барж круглым лесом на Братском водохранилище от 24.08.2015г. № 03-05; Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельном участке ООО «Лестрансторг» от 19.06.2015г. № 03-05/795; Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам деятельности ООО «ДипФорест» при загрузке барж круглым лесом на Братском водохранилище от 26.08.2015г. и иными Оценками воздействия.
Кроме того, при проведении оценки воздействия на водные биоресурсы в заливе Сухой Лог Братского водохранилища ФГБУ «Байкалрыбвод» не учтено то обстоятельство, что проведение ИП Мещеряковым А.В. работ на интересуемом водохозяйственном участке приводит к ухудшению условий существования всех гидробионтов – как растительных, так и животных форм. В результате нарушается нормальное протекание продукционных процессов на всех трофических уровнях водных экосистем, снижает их продуктивность и, в конечном счете, сокращает рыбные запасы водоемов и водотоков.
Указанный вывод подтверждается и иными Оценками воздействия, проведенными ФГБУ «Главрыбвод»: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г., Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05.
Таким образом, так как в результате деятельности ИП Мещерякова А.В. по причаливанию и маневрированию судов с целью разгрузки древесины в заливе <адрес> причиняется вред водным биоресурсам, в результате гибели кормовых организмов – зоопланктона, то данный ущерб (потери) подлежит расчету в соответствии с Методикой (п.47).
Вместе с тем, при проведении Оценки воздействия соответствующие потери не были определены. Таким образом, Оценка воздействия произведена не в полном объеме. При этом при проведении аналогичны оценок воздействия: рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г.; Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05, указанные потери были рассчитаны.
Кроме того, оценкой воздействия на водные биоресурсы в заливе Сухой Лог Братского водохранилища ФГБУ «Байкалрыбвод» не даны рекомендации ИП Мещерякову А.В. разработать программу производственного экологического контроля по осуществляемой деятельности, провести мониторинговые исследования влияния хозяйственной деятельности ИП Мещерякова А.В. на водные биоресурсы Братского водохранилища, и, на основании полученных данных, произвести расчет возможного вреда водным биоресурсам, соответственно данные материалы не представлены в Ангаро-Байкальское управление Росрыболовства
Кроме того, в соответствии с ранее представленной информацией Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 12.04.2017г. № 03-14/611, проведенными аналогичными Оценками воздействия (рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта: «Отгрузка и транспортировка круглого леса в заливе Видим Братского водохранилища (на 2016 – 2054 гг.)» от 2016г.; Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по представленным материалам на земельный участок ДО «Лодочная станция «Моряк» от 22.07.2016г. № 03-05) во время причаливания и отхода судов создаётся зона турбулентности потоков воды, также взмучивание дна водоёма и гидроудар от работающих движителей (винтов). Это приводит к гибели значительной части зообентоса в месте причаливания судов. Однако, при проведении Оценки воздействия потери водных биоресурсов, в связи с гибелью кормовых организмов зообентоса, не были определены, что также указывает на недостижение результатов Оценки в соответствии с п.1.6 Положения об оценке.
Деятельностью ИП Мещерякова А.В. по разгрузке доставленных водным транспортом плотов заготовленной древесины, маневрированию и стоянке судов в Братском водохранилище, в соответствии с вышеприведенными доказательствами, причиняется ущерб водным биоресурсам в виде потерь водных биоресурсов в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна водного объекта рыбохозяйственного значения, потерь водных биоресурсов в результате гибели кормовых организмов – зоопланктона, а также зообентоса.
Однако, указанный ущерб (потери) при проведении Оценки воздействия не были определены, что указывает на недостижение результатов Оценки воздействия в соответствии с п. 1.6 Положения об оценке.
В результате непроизведения расчета ущерба, причиняемого водным биоресурсам при ведении ИП Мещеряков А.В. интересуемой деятельности, последним в порядке, предусмотренном Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, не проводятся мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В соответствии с п. 2.5 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000г. № 372, основным принципом оценки воздействия на окружающую среду является обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).
Вместе с тем, материалы Оценки воздействия не содержат в себе сведений об информировании заказчиком – ИП Мещеряковым А.В. общественности и обеспечении участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Кроме того, в соответствии с Оценкой воздействия разгрузочные работы ИП Мещеряковым А.В. с использованием грузового транспорта и кранов, проводятся в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища.
При этом в Оценке воздействия отсутствуют сведения об оборудовании в водоохранной зоне Братского водохранилища твердым покрытием площадок для стоянки и автомобильной техники при проведении работ по разгрузке древесины.
В водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ). Таким образом, отсутствие в Оценке воздействия и иных материалах указанных сведений свидетельствует о том, что документация не соответствует требованиям водного законодательства.
В соответствии с п. 12 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384, основанием для отказа в согласовании осуществления деятельности является несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания. Таким образом, несмотря на несоответствие представленной документации требованиям законодательства и наличие оснований для отказа в согласовании деятельности, в нарушение п. 12 Правил, было вынесено заключение о согласовании деятельности.
Таким образом, суд считает установленным, что заключение врио руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства по объекту «выгрузка, отгрузка и складирование круглого леса на территории, расположенной в водоохранной зоне <адрес> – береговая линия г. Братска» *** от 05.06.2016 противоречит ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и принятому во исполнение указанного федерального закона - Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» – пунктам 11, 12.
Указанным незаконным заключением нарушены права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституцией РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Согласование органами Росрыболовства деятельности, причиняющей ущерб водным биоресурсам на основании документации, противоречащей требованиям природоохранного законодательства, в том числе о сохранении водных биологических ресурсов, неопределение потерь водных биоресурсов, необходимых для восстановления нарушаемого состояния водных биоресурсов, подлежащих искусственному воспроизводству, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и, соответственно, благоприятной окружающей среды.
Кроме того, в результате несоблюдения процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду нарушено право неопределенного круга лиц на обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При этом указанным незаконным заключением нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника водных биоресурсов в соответствии со ст.10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», так как непроизведение возмещения ущерба, причиняемого водным биоресурсам, в результате ведения хозяйственной деятельности, не позволит снизить или сократить оказываемое на них в результате хозяйственной деятельности негативное воздействие и указывает на нарушение прав собственника.
Иные доводы, изложенные заинтересованным лицом в возражениях на иск, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, отклоняются судом как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм материального права.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд полагает требования административного истца о признании заключения временно исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности по объекту «выгрузка, отгрузка и складирование круглого леса на территории, расположенной в водоохранной зоне <адрес> – береговая линия г. Братска» № *** от 05.06.2016 полностью незаконным, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству удовлетворить.
Признать заключение временно исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности по объекту «выгрузка, отгрузка и складирование круглого леса на территории, расположенной в водоохранной зоне <адрес> – береговая линия г. Братска» *** от 05.06.2016 незаконным.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.В. Орлова