ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2191/2020КОПИ от 19.06.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-2191/2020 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 19 июня 2020 года

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Морозовой А.В.,

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора г. Хабаровска Примак А.С.,

представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска о признании противоречащим законодательству порядка предоставления субсидий на возмещение затрат по погребению,

установил:

Прокурор города Хабаровска обратился в суд с административным иском к администрации города Хабаровска о признании противоречащим законодательству порядка предоставления субсидий на возмещение затрат по погребению. В обоснование заявленных требований указав, что Администрацией г. Хабаровска 05.02.2018 принято постановление № 288 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат по погребению согласно гарантированному перечню», которое опубликовано в периодическом печатном издании «Хабаровские вести» от 06.02.2018 № 17. Прокуратурой г. Хабаровска при осуществлении надзорных полномочий в ходе мониторинга нормативных правовых актов изучено Постановление № 288 (в редакции постановления администрации г. Хабаровска от 29.01.2019 №241). Пунктом 1 Постановления № 288 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат по погребению согласно гарантированному перечню. Изучение Порядка показало, что его отдельные нормы противоречат Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ«О погребении и похоронном деле». В соответствии с преамбулой Постановления № 288 Порядок утвержден в соответствии с ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об Общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В силу п. 3 ст. 78 БК РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Пункт 2.12. Постановления № 288 закрепляет перечень требований, предъявляемых к получателю Субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения. Так у получателя субсидии должна отсутствовать: неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; просроченная задолженность по возврату в бюджет городского округа (Город Хабаровск), из которого планируется предоставление субсидии, в соответствии с Порядком субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом городского округа «Город Хабаровск»; Получатель субсидии - юридическое лицо не должно находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатель субсидии - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; Получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; получатель субсидии не должен получать средства из бюджета городского округа «Город Хабаровск», из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Порядком, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в настоящем Порядке. Таким образом, указанные требования отличны от установленных Федеральных законом № 8-ФЗ. В связи с этим оспариваемые нормы не соответствуют действующему законодательству, имеющие большую юридическую силу. 28.11.2019 прокурором города принесен протест на Постановление №288 с требованием о приведении нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством. В адрес прокуратуры 20.12.2019 поступил ответ от администрации города, согласно которому в удовлетворении требований отказано. На основании изложенного, просит признать противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу п. 2.12 разд. 2 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат по погребению согласно гарантированному перечню согласно приложению, утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 05.02.2018 № 288, (в редакции постановления администрации г. Хабаровска от 29.01.2019 № 241) противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Хабаровска Примак А.С., заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1, административные требования Прокурора г. Хабаровска не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на исковые требования. Пояснила, что правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Указанным федеральным законом установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания его родственников, а также гарантии предоставления материальной и иной помощи при погребении умершего.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

В статье 29 того же федерального закона указано, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, порядок деятельности которых определяется органами местного самоуправления.

В силу статьи 26 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

Статья 12 указанного Федерального закона устанавливает гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности. Погребение данной категории умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего федерального закона.

В свою очередь, пункт 3 статьи 9 указанного федерального закона предусматривает возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Законодатель, возложив обязанность по погребению указанных категорий лиц на специализированные службы по вопросам похоронного дела, обязал субъект Российской Федерации возмещать данной специализированной службе стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению при соблюдении следующих условий:

1) при фактическом предоставлении специализированной службой по вопросам похоронного дела услуги по гарантированному перечню;

2) при предоставлении указанной службой справки о смерти;

3) при обращении за возмещением затрат не позднее шести месяцев со дня погребения.

Таким образом, в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" нормативно закреплен порядок возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Возможности установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации иного порядка возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанным выше федеральным законом не предусмотрено.

Администрацией г. Хабаровска 05.02.2018 принято постановление № 288 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат по погребению согласно гарантированному перечню», которое опубликовано в периодическом печатном издании «Хабаровские вести» от 06.02.2018 № 17.

Пунктом 1 Постановления № 288 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат по погребению согласно гарантированному перечню.

В соответствии с преамбулой Постановления № 288 Порядок утвержден в соответствии с ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об Общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Оспариваемым Порядком, утвержденным постановлением № 288 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат по погребению согласно гарантированному перечню», установлены дополнительные, не предусмотренные Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" требования, которым должна соответствовать специализированная служба по вопросам похоронного дела, обратившаяся за возмещением затрат по фактически предоставленным услугам согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и условия, при которых специализированная служба имеет право на получение субсидии.

Так пункт 2.12. Постановления № 288 закрепляет перечень требований, предъявляемых к получателю Субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения.

Так у получателя субсидии должна отсутствовать:

неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

просроченная задолженность по возврату в бюджет городского округа (Город Хабаровск), из которого планируется предоставление субсидии, в соответствии с Порядком субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом городского округа «Город Хабаровск»;

Получатель субсидии - юридическое лицо не должно находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатель субсидии - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

Получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

Получатель субсидии не должен получать средства из бюджета городского округа «Город Хабаровск», из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Порядком, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в настоящем Порядке.

Таким образом, оспариваемое административным истцом Постановление администрации г. Хабаровска от 05.02.2018 года № 288 (в редакции постановления администрации г. Хабаровска от 29.01.2019 года № 241), устанавливают иные требования при возмещении вышеназванных затрат, отличные от установленных Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" требований.

В связи с этим оспариваемые нормы не соответствуют порядку, установленному действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" также установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, предусмотренные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение. Не допускается отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании соответствующих услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.

Определение Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" гарантированного перечня услуг по погребению преследует социальные цели, создает минимальные гарантии реализации права на достойное отношение к телу умершего после смерти для всех категорий граждан, независимо от их материального положения, а поскольку на специализированные службы по вопросам похоронного дела возложена обязанность оказывать названные услуги на безвозмездной основе, то введение дополнительных условий для возмещения понесенных названными службами затрат влечет нарушение их прав и законных интересов.

В силу требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административных исковых требований, так как оспариваемая норма нарушает права неопределенного круга лиц - кандидатов в получатели субсидии, так как вследствие ее применения органом местного самоуправления может быть незаконно отказано в ее предоставлении. Кроме того, положения оспариваемой нормы нарушают права Российской Федерации на единство правового пространства, верховенство норм федерального законодательства.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска удовлетворить.

Признать противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 2.12 разд. 2 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат по погребению согласно гарантированному перечню согласно приложению, утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 05.02.2018 года № 288 (в редакции постановления администрации г. Хабаровска от 29.01.2019 года № 241).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Мотивированное решение суда составлено 26 июня 2020 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: судья Королева И.А.

Секретарь Морозова А.В.

"__" _____________ 20__ г.

Решение суда не вступило в законную силу.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-001777-21

Подлинник решения подшит в дело № 2а-2191/2020 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска