61RS0012-01-2020-003206-24 №2а-2192/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Донсковой М.А.
при секретаре Тома О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Благотворительному фонду содействия развитию Волгодонского района о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в суд с административным иском к Благотворительному фонду содействия развитию Волгодонского района о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что решение о регистрации Благотворительного фонда содействия развитию Волгодонского района (далее - Организация, Фонд, субъект проверки) принято Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области 21.12.2010. В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения об Организации внесены Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 29.12.2010 за ОГРН <***>. Организация состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ростовской области, ИНН <***>.
В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области Организация внесена за учетным №6114010291.
На основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) от 06.09.2019 №1504-р «О проведении плановой документарной проверки Благотворительного фонда содействия развитию Волгодонского района» (далее - Фонд, субъект проверки) в период: 21.10.2019 по 18.11.2019 проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.
В результате проверки были выявлены следующие нарушения (акт проверки от 18.11.2019 № 75):
1. Цели деятельности, указанные в п. 2.1 Устава Фонда не соответствуют ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной и добровольчестве (волонтерстве)», в соответствии с которой перечень целей является исчерпывающим и изменению не подлежит;
2. В нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» п. 2.2 Устава Организации предусмотрено осуществление иных видов деятельности;
3. В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Уставом Организации не в полном объеме определена исключительная компетенция высшего органа управления;
4. В нарушение п.п. 1,3,4 п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколах заседания Совета Фонда не отражены сведения о времени проведения собрания, результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, о лицах, проводивших подсчет голосов;
5. В нарушение п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации Фондом не соблюдаются положения собственного Устава, в части периодичности проведения заседаний Попечительского совета Фонда;
6. В нарушение п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фондом не соблюдаются положения собственного устава в части осуществления ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Фонда;
7. В нарушение п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 4.5.7, п. 7.5 Устава Организации предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности; источником формирования имущества Фонда является выручка от реализации товаров, работ, услуг;
8. В нарушение п. 3 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 4.4.3 Устава и Глава 10 Устава предусматривает организацию Фонда;
9. В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона т 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или представлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности или сообщение о продолжении своей деятельности, Организацией за проверяемый период в сети Интернет соответствующая информация не размещалась;
10. В нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации Фондом не опубликован отчет об использовании своего имущества за 2018 год.
В связи с чем, Главным управлением Фонду вынесено предупреждение № 61/03-25337 от 19.11.2019 со сроком устранения нарушения до 20.02.2020.
За неисполнение указанного предупреждения в отношении Фонда составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено повторное предупреждение № 61/03-3072 от 25.02.2020 со сроком устранения нарушения до 30.03.2020.
30.03.2020 в Главное управление поступило письмо с просьбой о продлении срока устранения нарушений в связи с командировкой и решением производственных вопросов по основному месту работы в ООО «Мастер».
В связи с вышеизложенным срок устранения нарушений по предупреждению продлен до 30.06.2020.
Однако необходимые сведения, подтверждающие устранение нарушений, изложенных в предупреждениях, в адрес Главного управления до настоящего времени не поступили.
Письменного сообщения о причинах не исполнения предупреждений в адрес Главного управления от руководителя Фонда не поступило.
На основании изложенного, ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области просит суд ликвидировать Благотворительный фонд содействия развитию Волгодонского района ОГРН <***>, ИНН <***> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель истца не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик надлежащим образом извещался судом о месте и времени рассмотрения дела. Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Направленная заказная корреспонденция была возвращена в адрес суда по истечению срока хранения.
С учетом положений ст. 165.1 ГК Ф, суд приходит к выводу о надлежащем извещении административного ответчика о месте и времени рассмотрения дела.
Третье лицо по делу Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области надлежащим образом извещено судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представитель третьего лица не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление, не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.4 ст. 263 КАС РФ, в отсутствие не явившихся сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", который в статье 7 среди организационно-правовых форм общественных объединений выделяет общественные организации, общественные фонды и др.
Статьей 29 названного федерального закона установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, таким органом является Минюст России.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу ч. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ст. 123.20 ГК РФ, а так же в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.
Из материалов дела усматривается, что решение о регистрации Благотворительного фонда содействия развитию Волгодонского района (далее - Организация, Фонд, субъект проверки) принято Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области 21.12.2010. В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения об Организации внесены Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 29.12.2010 за ОГРН <***>. Организация состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ростовской области, ИНН <***>.
В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области Организация внесена за учетным №6114010291.
На основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) от 06.09.2019 №1504-р «О проведении плановой документарной проверки Благотворительного фонда содействия развитию Волгодонского района» (далее - Фонд, субъект проверки) в период: 21.10.2019 по 18.11.2019 проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.
В результате проверки были выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 18.11.2019 № 75.
Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В ст. 2 названного Закона приведен исчерпывающий перечень целей добровольной деятельности, позволяющие отнести ее к благотворительной.
Между тем, в ходе проверки установлено, что цели деятельности, указанные в п. 2.1 Устава Фонда не соответствуют ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной и добровольчестве (волонтерстве)», в соответствии с которой перечень целей является исчерпывающим и изменению не подлежит.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к учредительным документам некоммерческих организаций относится устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.
Однако, в нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» п. 2.2 Устава Организации предусмотрено осуществление иных видов деятельности.
Так, по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности основным видом деятельности Организации является (64.99) Деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки. Дополнительными видами деятельности Организации, согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, является (88.10) Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам, (93.19) Деятельность в области спорта прочая (93.29.9), Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.
Согласно п.4.4.1 Устава, Высшим коллегиальным органом управления Фонда является Совет Фонда.
Вместе с тем, в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Уставом Организации не в полном объеме определена исключительная компетенция высшего органа управления.
В ходе проверки так же установлено, что согласно п.4.4.4. Устава, заседание Совета Фонда собирается не реже одного раза в год. Периодичность проведения заседаний Совета Фонда соблюдается, за проверяемый период Фондом представлены протоколы заседаний Совета Фонда от 08.02.2016 №11/2016, от 18.02.2017 №12/2017, от 29.01.2018 №14/2018, от 29.01.2019 №15/2019.
Однако, в нарушение п.п. 1,3,4 п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколах заседания Совета Фонда не отражены сведения о времени проведения собрания, результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, о лицах, проводивших подсчет голосов.
Так же, согласно п.4.5.1 Устава, единоличным исполнительным органом Фонда является Исполнительный директор Фонда -постоянно действующий руководящий орган Фонда. Исполнительный директор назначается сроком на три года и в дальнейшем может переназначаться на этот же срок.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Фонда является исполнительный директор ФИО1
Согласно п.5.1 Устава, Попечительский совет Фонда является коллегиальным органом Фонда. Первично, Попечительский совет Фонда формируется учредителями Фонда на общем собрании учредителей, в дальнейшем, Попечительский совет Фонда формируется Советом Фонда.
Попечительский совет Фонда осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, финансово -хозяйственной деятельностью Фонда, соблюдением Фондом законодательства.
Попечительский совет формируется в количестве не менее 3-х человек на три года, количество членов должно быть нечетным. Заседания Попечительского совета Фонда проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Документов, свидетельствующих о работе Попечительского совета, Фондом не представлено, что свидетельствует о не соблюдении Фондом положения собственного Устава, в части периодичности проведения заседаний Попечительского совета Фонда и является нарушением п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так же в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фондом не соблюдаются положения собственного устава в части осуществления ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Фонда.
В нарушение п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 4.5.7, п. 7.5 Устава Организации предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности; источником формирования имущества Фонда является выручка от реализации товаров, работ, услуг;
В нарушение п. 3 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 4.4.3 Устава и Глава 10 Устава предусматривает реорганизацию Фонда.
Так же установлено, что в нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона т 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или представлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности или сообщение о продолжении своей деятельности, Организацией за проверяемый период в сети Интернет соответствующая информация не размещалась.
В нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации Фондом не опубликован отчет об использовании своего имущества за 2018 год.
В связи с чем, Главным управлением Фонду вынесено предупреждение № 61/03-25337 от 19.11.2019 со сроком устранения нарушения до 20.02.2020.
За неисполнение указанного предупреждения в отношении Фонда составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено повторное предупреждение № 61/03-3072 от 25.02.2020 со сроком устранения нарушения до 30.03.2020.
30.03.2020 в Главное управление поступило письмо с просьбой о продлении срока устранения нарушений в связи с командировкой и решением производственных вопросов по основному месту работы в ООО «Мастер».
В связи с вышеизложенным срок устранения нарушений по предупреждению продлен до 30.06.2020.
Однако необходимые сведения, подтверждающие устранение нарушений, изложенных в предупреждениях, в адрес Главного управления до настоящего времени не поступили.
Административный истец указал, что письменного сообщения о причинах не исполнения предупреждений в адрес Главного управления от руководителя Фонда не поступило.
Таким образом, исходя из указанных положений Закона, Главное управление может квалифицировать те или иные действия (бездействие) некоммерческой организации применительно к исполнению последней предусмотренных Законом обязанностей только с помощью формально-логических методов контроля - анализа поступающих от организации отчетов о ее деятельности в сроки, установленные требованиями Закона, при условии, что иные сведения о деятельности общественной организации не размещены в иных общедоступных либо общеизвестных источниках.
При этом гарантия достоверности содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, как прямая обязанность любой общественной организации, обеспечивается именно выполнением возложенной на Фонд обязанности, связанной с предоставлением соответствующих сведений в уполномоченный орган.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что допущенные Благотворительному фонду содействия развитию Волгодонского района нарушения законодательства Российской Федерации являлись неоднократными и грубыми, что является основанием для ликвидации данного общественного объединения в соответствии с требованиями статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 264 КАС РФ, суд
решил:
Иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Благотворительному фонду содействия развитию Волгодонского района о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд содействия развитию Волгодонского района ОГРН <***>, ИНН <***> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 31 августа 2020 года.