ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2192/2022УИД760014-01-2022-001231-68 от 11.07.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-2192/2022 УИД 76RS0014-01-2022-001231-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года г. Ярославль

Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Ляминой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,

установил:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 10 по Ярославской области (далее - МРИФНС России № 10 по ЯО) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени.

В обоснование заявленных административный истец указал, что в собственности административного ответчика в 2014 и в 2016 годах находились объекты недвижимого имущества - квартиры с кадастровыми номерами по адресу , по адресу , по адресу , по адресу , по адресу , по адресу , следовательно, ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы ФИО1 не исполнена, в связи с чем на сумму недоимки по налогам начислены пени. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля от 04.08.2018 года с ФИО1 в доход бюджета взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в общем размере 12 725 руб., пени в размере 116,46 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля от 12.10.2021 года судебный приказ отменен в связи с поступлением от ответчика возражений относительно исполнения судебного приказа.

Административный истец просит взыскать с ФИО1 в доход бюджета задолженность по налогу на налог на имущество физических лиц по сроку уплаты 01.12.2017 в общем размере 8306,36 руб., пени в размере 116,46 руб., за период с 02.12.2017 по 12.02.2018, а всего 8422,82 руб.

Представитель истца в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство об уточнении размера исковых требований в связи с поступившими возражениями ответчика, представил письменные пояснения, указав, что ФИО1 в 2019 году обратился в Межрайонную ИФНС России № 7 по ЯО за предоставлением налоговой льготы, поскольку с 08.07.2015 года он является пенсионером. Льгота налогоплательщику предоставлена 09.12.2019 и произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы. На основании возражений ответчика выявлено неправомерное начисление налога на имущество физических лиц за 2014-2018 годы по объекту с кадастровым номером по адресу , поскольку объект снят с кадастрового учета в 2006 году, уменьшение налога за 2014 год в связи с указанным обстоятельством составит 420 руб., за 2016 год- 389 руб. Согласно налоговому уведомлению от 21.09.2017 № 157080393 ФИО1 исчислен налог за 2014 год по всем объектам- 6092 руб. Из этой суммы 36,64 руб. взыскана службой судебных приставов на основании судебного приказа мирового судьи. Следовательно, сумма налога, подлежащая ко взысканию за 2014 год, составит 5635,36 руб. ( 6092-36,64-420). В соответствии с налоговым уведомлением № 157080393 от 21.09.2017 г. ФИО1 исчислен налог на имущество за 2016 год по всем объектам в размере 6633 руб. В связи с предоставлением налоговой льготы как пенсионеру ответчику произведен перерасчет налога на сумму 4382 руб. Поскольку произведен перерасчет налога в связи с исключением из налоговой базы объекта по адресу на сумму 398 руб., размер налога за 2016 год составит 1862 руб. Административный истец просит взыскать с ответчика в доход бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 5635,36 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1862 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 144,08 руб., а всего взыскать 7641,44 руб.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, представил письменные возражения на исковое заявление, указал на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями. Также указал на то, что с 2016 года он является собственником доли в праве собственности на квартиру по адресу , иные объекты недвижимости ему не принадлежат. Как пенсионер, он имеет право на предоставление налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п.п.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В 2014 году ФИО1 на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимого имущества: квартиры с кадастровыми номерами по адресу , по адресу , по адресу , по адресу , по адресу ( дата снятия с учета 25.07.2014).

В 2016 году ФИО1 на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимого имущества: квартиры с кадастровыми номерами по адресу ( дата снятия с учета 14.07.2016), по адресу ( дата снятия с учета 14.07.2016), по адресу ( дата снятия с учета 12.08.2016), по адресу .

Согласно статье 400 НК РФ плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 401 НК РФ, объектами налогообложения признаются жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

21.09.2017 года МРИ ФНС России № 5 по ЯО направила ФИО1 требование № 157080393 об уплате налога на доходы физических лиц за 2014, 2016 годы.

13.02.2018 года МРИ ФНС России № 5 по ЯО направила ФИО1 требование № 1497 об уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы.

Требования об уплате вышеуказанных налогов ФИО1 исполнены не были, в связи с чем МРИ ФНС России № 5 по ЯО обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам за 2014, 2016 годы и пени.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля от 04.10.2018 года с ФИО1 в доход бюджета взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014. 2016 годы и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ярославля от 12.10.2021 года судебный приказ отменен в связи с поступлением от ответчика возражений относительно исполнения судебного приказа.

В суд с настоящим иском административный истец обратился 30.03.2022 года, в срок, не превышающий шесть месяцев с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

На основании ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Положениями п. 1, п. 2, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов праве обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был выдан мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Исходя из смысла положений статьи 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ).

Поскольку судебный приказ состоялся, а в последующем был отменен, то при обращении в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ в силу части 6 статьи 289 КАС РФ подлежит проверке, в частности, соблюдение срока обращения в суд, предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.

Правомерность выдачи судебных приказов после их отмены при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ предметом проверки являться не может.

Таким образом, в данном случае срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам МРИ ФНС России № 10 по ЯО не пропущен, поскольку с административным исковым заявлением налоговый орган обратился в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Истцом суду представлены расчеты сумм налога, которые он просит взыскать с ответчика. Указанный расчет судом проверен, признан правильным, оснований не доверять указанному расчету у суда не имеется, ответчиком данные суммы задолженности не оспариваются.

Налог на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы начислен ФИО1 пропорционально принадлежащих ему долей в праве собственности на объекты недвижимого имущества и пропорционально периоду нахождения объектов недвижимого имущества в собственности административного ответчика.

Снятие с кадастрового учета на имя ответчика объектов недвижимого имущества- по адресу - 25.07.2014, -14.07.2016, -14.07.2016, -12.08.2016 не освобождает ответчика от уплаты налоговых платежей за тот налоговый период, когда указанные объекты недвижимости находились в его собственности.

Поскольку ФИО1 является пенсионером по старости с 08.07.2015 года, налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год в отношении него не применима.

По смыслу ч. 7 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» для получения налоговой льготы по уплате налога на имущество физических лиц лицо, имеющее такое право, должно представить в налоговый орган заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Письменными пояснениями налогового органа установлено, что ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц в 2019 году, льгота предоставлена налогоплательщику 09.12.2019, в связи с чем 26.12.2019 налоговым органом произведен перерасчет налога за 2016 год на сумму 4382 руб. Предоставлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении доли в праве собственности на квартиру по адресу .

В соответствии со статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имели пенсионеры.

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (пункт 3).

Таким образом, оснований для предоставления налоговой льготы в отношении иных объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности ответчика в 2016 году, не имеется.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Расчет взыскиваемых сумм пени истцом представлен, ответчиком не оспорен.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, в связи с чем требование инспекции о взыскании недоимки по налогу и пени законны и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п.п. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд

решил:

Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Б., паспорт , в доход бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 5635,36 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1862 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 144,08 руб., а всего взыскать 7641,44 руб.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Б., паспорт , госпошлину в бюджет муниципального образования г. Ярославль в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья: В.В.Барышева