ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2193/2023 от 16.05.2023 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-2193/2023

УИД 66RS0005-01-2023-001114-95

Мотивированное решение составлено 16.05.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» мая 2023 года г. Екатеринбург

Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Стекольниковой Ж.Ю., при секретаре Филевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области к ФИО5 о взыскании недоимки, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к ФИО6 о взыскании недоимки и пени, в обоснование которого пояснила, что административный ответчик в 2020 году являлась собственником транспортного средства, недвижимого имущества и земельных участков, следовательно, плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Обязанность по уплате налогов и пени административным ответчиком не исполнена, поэтому ей направлены требования № № ****** от 15.12.2021, № № ****** от 27.12.2021. Указанные требования налогоплательщиком не исполнены. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, от 12.08.2022 отменен судебный приказ от 13.06.2022 о взыскании с ФИО7 недоимок и пени. До настоящего времени недоимки и пени не уплачены. Административный истец просит взыскать с ФИО8 пени по транспортному налогу в сумме 1260 руб. 45 коп., недоимку по земельному налогу в сумме 4159 руб. и пени 2399 руб. 13 коп., недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 1888 руб. и пени 2696 руб. 46 коп., недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в сумме 243 руб. и пени 53 руб. 65 коп.

В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик ФИО9 с 2014 года является собственником транспортного средства марки ****** 2014 года выпуска, госномер № ******

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате транспортного налога, ФИО10 начислены пени за период до 2015 года и со 02.12.2016 по 02.12.2021 в сумме 1260 руб. 45 коп.

Как следует из материалов дела, административный в 2020 году ответчик являлся собственником объектов недвижимости и земельных участков, указанных в административном иске.

Согласно материалам дела ФИО11 27.09.2021 направлено налоговое уведомление № № ****** от 01.09.2021 об уплате земельного налога в сумме 4159 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 1888 руб. и налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в сумме 243 руб.

По смыслу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае уплаты причитающихся сумм налогов в срок по истечении установленного законом налогоплательщик обязан выплатить пеню за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В целях уплаты начисленных налогов и пени налогоплательщику в силу ст.ст. 69, 70 НК РФ направляется требование.

Поскольку обязанность по уплате налогов и пени административным ответчиком не исполнена, ей направлены требования № № ****** от 15.12.2021, № № ****** от 27.12.2021.

В обоснование соблюдения порядка взыскания задолженности административным истцом достаточных и надлежащих доказательств направления административному ответчику налогового уведомления в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ не предоставлено.

Как следует из представленных административным истцом в материалы дела сведений из базы данных налогового органа, налоговые уведомления и требования направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (на момент создания личного кабинета ФИО12 16.05.2013 такой порядок не урегулирован), которым предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе требований об уплате.

Пунктами 9, 10 Порядка предусмотрено, что для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).

Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль.

При первом входе в личный кабинет необходимо сменить первичный пароль (пункт 15 Порядка). Если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете, первичный пароль блокируется (пункт 16 Порядка).

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 г. N ММВ-7-17/617@ также утвержден порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, предусматривающий возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налога.

Исходя из положений статей 46 - 48 НК РФ процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований статьи 69 Кодекса о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Проанализировав предоставленные налоговым органом сведения, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, направления налоговым органом налогоплательщику налоговых уведомлений и требований путем размещения в личном кабинете налогоплательщика, при условии доступа налогоплательщика к личному кабинету.

Так, из скриншотов личного кабинета налогоплательщика следует, что ФИО13 получила регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика, в которой указаны логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль 16.05.2013, редактирование профиля и вход в личный кабинет, исходя из имеющихся у налогового органа сведений, произведено лишь 16.11.2021. до указанной даты, а также после нее, какой-либо истории действий профиль налогоплательщика не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом нарушена процедура взыскания налогов и пени.

Помимо этого, в соответствии с п. 2, 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Аналогичные положения содержит ст. 286 КАС РФ.

Как следует из материалов дела, ввиду неисполнения административным ответчиком вышеуказанных требований 03.06.2022 МИФНС № 31 по Свердловской области обратилась к мировому судье судебного участка № 8 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебный приказ по делу № 2а-1749/2022 вынесен 13.06.2022 и отменен 12.08.2022.

С настоящим административным иском МИФНС № 31 по Свердловской области обратилась 07.03.2023.

Следовательно, налоговым органом нарушен срок обращения в суд за принудительным взысканием, поскольку с настоящим административным иском административный истец обратился по прошествии шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, при этом ходатайство о восстановлении срока предъявления административного иска не заявлено, уважительных причин его пропуска судом не установлено.

При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом не соблюден порядок взыскания недоимок и пени, а также срок на обращение с административным иском, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области к ФИО14 о взыскании недоимки, пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Стекольникова Ж.Ю.