ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2195/20 от 06.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№ 2а-2195/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2020 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Островской Т.В.

при помощнике судьи Демьянец С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Стаценко Андрея Николаевича к административным ответчикам Администрации г.Ростова-на-Дону, Департаменту архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону, о признании незаконными действия об отказе во внесении изменений в правила землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с иском, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Земельная, 59. На указанном земельном участке расположен жилой дом литер А площадью 38,7 кв.м. с кадастровым номером ).

В настоящее время истец Стаценко А.Н. планирует осуществить реконструкцию вышеуказанного жилого дома. Земельный участок планируемого реконструируемого индивидуального жилого дома входит в состав застройки типа Ж-1/5/06 (зона жилой застройки), расположен в квартале, ограниченном улицей Дачной и переулком Госпитальным, улицами Большевистской и Земельной, застройка квартала представлена малоэтажными жилыми домами. Основанием для реконструкции существующего жилого дома литер А служит неудовлетворительное состояние конструкций и несоответствие объемно-планировочных решений. Так, кладка стен нуждается в укреплении, конструкции кровли подлежат замене. Учитывая минимальное количество проживающих (3 человека), в доме отсутствует возможность обеспечить наличие необходимых помещений с соблюдением норм площадей (СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные»), в связи с этим дом нуждается в капитальном ремонте с увеличением общей площади. По причине стесненного расположения на участке и в связи с необходимостью организовать площадку для автомобилей, было принято решение о надстройке мансардного этажа.

Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании уведомления о планируемой реконструкции, которое собственник направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае административного истца уполномоченным органом является Администрация Октябрьского района г. Ростова-на-Дону). В свою очередь, в соответствии с п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, Администрация Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обязана направить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если указанные в уведомлении о планируемой реконструкции параметры дома не соответствуют предельным параметрам реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки. Истцу отказывают в выдаче такого разрешения ссылаясь на то, что существующий отступ от границы земельного участка, примыкающий к границам смежного земельного участка, на котором расположен жилой дом литер А, составляет - 0,6 м.

В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 21.12.2018 года №605, земельный участок принадлежащий Стаценко А.Н., расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1). Градостроительным регламентом данной территориальной зоны индивидуального жилищного строительства установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Минимальный отступ от границы земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка – 3 м., при этом в условиях градостроительной реконструкции допускается уменьшение отступа до 1 м. при условии соблюдения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

Как указывалось ранее, существующий отступ от границы земельного участка, примыкающий к границам смежного земельного участка, на котором расположен жилой дом литер А, составляет 0,6 м. Между тем, жилой дом литер А был построен несколько десятков лет назад, в то время когда соблюдение предельных параметров минимального отступа от смежного земельного участка не требовалось. В связи с необходимость разрешения сложившейся ситуации, 04.12.2019 года истец обратился в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении заключения о возможности проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции жилого дома литер А с кадастровым (условным) номером в части уменьшения отступа от смежного земельного участка с 3 м. до 0,6 м. 10.02.2020 года ДАиГ г.Ростова-на-Дону письмом № 59-34-1/2960 уведомило истца о том, что отступ в 0,6 м. от границы земельного участка, меньше допустимой нормы и заявленное отклонение не подлежит удовлетворению. 06.04.2020 года истцом было подано в ДАиГ предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, зарегистрированное за вх.№59-34-1/13373. Истцом было предложено рассмотреть на заседании Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону предложение по внесению изменений в ПЗиЗ, а именно внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону путем предоставления возможности уменьшения минимального отступа от границы земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка в условиях градостроительной реконструкции до 0,5 м. при условии соблюдения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1), в том числе и на территории участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Письмом исх. № 59-34-2/13697 от 06.05.2020 года за подписью главного архитектора города - директора ДАиГ г.Ростова-на-Дону Илюгина Р.Б. истцу направлен ответ, согласно которому Правилами установлен минимальный отступ от границы земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка, равный 3 м. Принимая во внимание сложившуюся индивидуальную застройку разработчиком Правил принято решение о допущении уменьшения отступа от границы земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка до 1 м. при условии соблюдения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил в условиях градостроительной реконструкции. В связи с этим внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка до 0,5 м. для земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (индивидуальный жилой дом)» не представляется.

Согласно ч.1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренным статьями 31 и 32 настоящего кодекса. При этом основаниями для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с ч.3 ст.31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Согласно ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (п.5 ч.3 ст.33 Градостроительного кодекса РФ).

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33 названного Кодекса).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 указанной статьи).

Из вышеприведенных норм следует, какой порядок подлежит соблюдению при рассмотрении вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки от лица, чьи права непосредственно нарушаются действующими Правилами, и что этот порядок предполагает ускоренные меры по принятию соответствующего решения.

Согласно ст. 6 Правил и Положению о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону (утв. Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 12.08.2016 года №1111), комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону является постоянно действующим коллегиальным органом при Администрации города Ростова-на-Дону (п. 1 Правил). Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие полномочия (п. 3 Правил): участие в подготовке проекта Правил или проекта внесения изменений в Правила; проведение публичных слушаний по проекту Правил или проекту внесения изменений в Правила; проведение публичных слушаний по документации по планировке территории или по документации по внесению изменений в документацию по планировке территории; рассмотрение заявлений физических и (или) юридических лиц, заинтересованных в предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, и проведение публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования; рассмотрение заявлений правообладателей, заинтересованных в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и проведение публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Пунктом 3.9 Положения о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону установлено, что на заседании комиссии ведется протокол, в котором фиксируются внесенные на рассмотрение комиссии вопросы, а также принятые по ним решения. Решения комиссии оформляются протоколами, которые утверждаются председателем или его заместителем, председательствующим на заседании, и подписываются секретарем комиссии (п. 3.10).

В связи с этим, в силу вышеуказанных правовых норм в компетенцию Главного архитектора города - директора Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону не входит принятие решений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону. Следует учесть, что письмом за исх. № 59-34-2/13697 от 06.05.2020 года за подписью Илюгина Р.Б., истцу фактически было отказано во внесение изменений в правила землепользования и застройки, что нарушает его права как административного истца, поскольку лишает его возможности реализовать предоставленное законом право на инициирование изменений Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону в целях использования находящегося в собственности земельного участка в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства. В связи с этим заявление истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону подлежало рассмотрению Комиссией по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону.

Таким образом, Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Администрацией города Ростова-на-Дону не была соблюдена процедура рассмотрения и принятия решения по заявлению Стаценко А.Н. о внесении изменений в правила землепользования и застройки. При этом обжалуемый отказ, по сути, является произвольным, необоснованным и немотивированным (заявление административного истца Комиссией по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-не-Дону не рассматривался, а главный архитектор города - директор Департамента не может подменять собой коллегиальный совещательный орган). Помимо вынесения отказа неуполномоченным лицом, следует также обратить внимание и отсутствие обоснования отказа, данного Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону.

Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что при рассмотрения обращения государственным органом или органом местного самоуправления гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Однако по существу предложение Стаценко А.Н. рассмотрено не было. При написании отказа нет обоснования почему уменьшение отступа от границы смежного участка до 0,5 м. невозможно (письмом исх. № 59-34-2/13697 от 06.05.2020 года лишь указывает на действующий норматив в Правилах, но не поясняет в связи с чем его изменение невозможно).

При таких обстоятельствах истец полагает, что действия Администрации города Ростова-на-Дону, а равно и Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, выраженные в письме исх. № 59-34-2/13697 от 06.05.2020 года являются незаконными. В связи с этим на Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону и Администрацию города Ростова-на-Дону следует возложить обязанность рассмотреть заявление Стаценко А.Н. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону на заседании Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, осуществить подготовку заключения и направить заключение главе местной администрации (Администрации города Ростова-на-Дону) в соответствии с требованиями ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с необходимостью обращения в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону для разрешения настоящего спора, административный истец понес дополнительные расходы, выраженные в оплате услуг представителя. Между Стаценко А.Н. и адвокатом Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник» (регистрационный №777 в реестре адвокатских образований Ростовской области) Антюфеевой И.В. было заключено соглашение об оказании юридической помощи № 194/125/РНД от 23.06.2020 года. 29.06.2020 года истец внес оплату 15 000,00 рублей, что подтверждается приходным кассовым ордером №191 от 29.06.2020 года.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, выраженные в письме исх. № 59- 34-2/13697 от 06.05.2020 года за подписью главного архитектора города - директора Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону Илюгина Р.Б.; обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону и Администрацию города Ростова-на-Дону рассмотреть предложение Стаценко А.Н. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, изложенное в письме №59-34-1/13373 от 06.04.2020 года на заседании Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону; обязать Комиссию по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону осуществить подготовку заключения и направить заключение главе Администрации города Ростова-на-Дону в соответствии с требованиями ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации; взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону в пользу Стаценко А.Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 рублей оплате услуг представителя в размере 25 000,00 рублей.

Административный истец Стаценко А.Н. в судебное заседание не явился, доверив рассмотрение дела с участием своего представителя.

Представитель административного истца Стаценко А.Н. – Доманова К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации г.Ростова-на-Дону Тареев С.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал и просил в иске отказать.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону Шевченко О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала и просила в иске отказать, пояснив, что действия департамента носили законный характер, права административного истца нарушены не были.

Комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону в судебное заседание своего представителя не направила, буду извещенной судом надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст.150 КАС РФ.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС Российской Федерации.

В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ определен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Статьей 32 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ.

В силу пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).

Судом по делу установлено, что административный истец Стаценко Андрей Николаевич является собственником жилого дома литер А площадью 38,7 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, о чем 24.09.2012 года внесена запись в Единый государственный реестр недвижимости за номером регистрации .

Кроме того, Стаценко А.Н. является собственником земельного участка площадью 595 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов – эксплуатация домовладения, кадастровый номер 61:44:0080705:15, расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Земельная, 59, о чем 24.09.2012 года внесена запись в Единый государственный реестр недвижимости за номером регистрации 61-61-01/455/2012-106.

В связи с необходимостью реконструкции жилого дома литер А, расположенного на земельном участке площадью 595 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, административный истец обратился в 2019 году в ООО «Гранд-Бизнес», где ему изготовили проект реконструкции жилого дома. При этом отступ от границы земельного участка, примыкающий к границам смежного земельного участка, на котором расположен жилой дом литер А, составляет - 0,6 м.

На этом основании истцу было отказано в выдаче разрешения на проведения работ по реконструкции жилого дома.

В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 21.12.2018 года №605, земельный участок по адресу: г.Ростов-на-дону, ул.Земельная, 59, расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1). Градостроительным регламентом данной территориальной зоны индивидуального жилищного строительства установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Минимальный отступ от границы земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка – 3 м., при этом в условиях градостроительной реконструкции допускается уменьшение отступа до 1 м. при условии соблюдения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

В связи с необходимость разрешения сложившейся ситуации, 04.12.2019 года истец обратился в ДАиГ г.Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении заключения о возможности проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции жилого дома литер А с кадастровым номером в части уменьшения отступа от смежного земельного участка с 3 м. до 0,6 м. 10.02.2020 года ДАиГ г.Ростова-на-Дону письмом №59-34-1/2960 уведомило истца о том, что отступ в 0,6 м. от границы земельного участка, меньше допустимой нормы и заявленное отклонение не подлежит удовлетворению, отказав в выдаче заключения.

06.04.2020 года истцом было подано в ДАиГ г.Ростова-на-Дону предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, зарегистрированное за вх.№59-34-1/13373. Истцом было предложено рассмотреть на заседании Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону предложение по внесению изменений в ПЗиЗ, а именно внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону путем предоставления возможности уменьшения минимального отступа от границы земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка в условиях градостроительной реконструкции до 0,5 м. при условии соблюдения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1), в том числе и на территории участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Письмом исх. № 59-34-2/13697 от 06.05.2020 года за подписью главного архитектора города - директора ДАиГ г.Ростова-на-Дону Илюгина Р.Б. истцу дан ответ о том, что Правилами землепользования и застройки установлен минимальный отступ от границы земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка, равный 3 м. Принимая во внимание сложившуюся индивидуальную застройку разработчиком Правил принято решение о допущении уменьшения отступа от границы земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка до 1 м. при условии соблюдения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил в условиях градостроительной реконструкции. В связи с этим внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, примыкающей к границам смежного земельного участка до 0,5 м. для земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (индивидуальный жилой дом)» не представляется возможным.

В соответствии с п. 1.1 Положения, утвержденного Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года №138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий в области градостроительства и регулирования архитектурной деятельности на территории муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону.

В соответствие с под. 2 п. 3 ст. 6 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 года №605, Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону осуществляет проведение публичных слушаний по проекту Правил или проекту внесения изменений в Правила.

Согласно ст. 6 Правил, комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону является постоянно действующим коллегиальным органом при Администрации города Ростова-на-Дону, обладающим правом вынесения рекомендаций о внесении изменений в ПЗЗ либо их отклонении. Состав Комиссии утверждается правовым актом Администрации города Ростова-на-Дону. Вместе с тем, принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, согласно п. 2 ст. 5 Правил, относится к полномочиям Администрации города Ростова-на-Дону.

Согласно абз. 2 п.1 ст.12 Правил, в случае внесения изменений в Правила в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ заявитель для обоснования испрашиваемых изменений представляет в Комиссию предложение с приложением материалов по его обоснованию.

В зависимости от испрашиваемых изменений в качестве материалов по обоснованию прилагаются: градостроительный план земельного участка и (или) иные графические, текстовые материалы (пояснительная записка), правоустанавливающие и (или) правоподтверждающие документы; градостроительное обоснование, в случаях если изменения связаны с обеспечением устойчивого развития части территории города Ростова-на-Дону и (или) элемента планировочной структуры; рассматриваемая часть территории города Ростова-на-Дону и (или) элемент планировочной структуры включают в себя несколько территориальных зон и (или) земельных участков; градостроительный регламент, действие которого распространено на территориальную зону и (или) земельный участок (участки) в составе рассматриваемой части территории города Ростова-на-Дону не устанавливает предельное максимальное значение размера земельного участка.

В Комиссию градостроительное обоснование предоставляется заявителем с заключением Департамента о возможности внесения испрашиваемых изменений в Правила. При этом внесение изменений в Правила возможно при условии дальнейшей разработки в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке документации по планировке территории.

Таким образом, полный пакет документов, а именно предложение с приложением материалов по его обоснованию, предусмотренного ст. 12 Правил административным истцом в Комиссию представлено не было. ДАиГ г.Ростова-на-Дону письмом от 10.02.20202 года отказал административному истцу в выдаче заключения о возможности внесения испрашиваемых изменений в Правила землепользования и застройки.

Согласно ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч. 11 ст. 25 ГрК РФ).

При подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ).

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

С учетом совокупности правовых норм градостроительного законодательства, является обязанным соблюдение принципа соответствия Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 года № 605, Генеральному плану города Ростов-на-Дону, утвержденному решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.04.2007 года №251.

Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону своевременно рассмотрел заявления Стаценко А.Н., направив ему мотивированный ответ. Обжалуемый административным истцом отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки соответствует как Генеральному плану города г. Ростов-на-Дону, так и Правилам землепользования и застройки города Ростова-на-Дону.

Кроме того, в материалы дела административным истцом Стаценко А.Н. представлен технический паспорт домовладения № 2214/10 от 21.06.2003 года, согласно которого на земельном участке по адресу: <адрес>, расположено самовольно возведенное строение общеполезной площадью 118,4 кв.м.

Согласно п. 3 ст. 17 Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 02.10.2018 № 588 «О принятии Положения об организации и проведении публичных слушаний в городе Ростове-на-Дону по вопросам градостроительной деятельности», со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 ГрК РФ, не проводятся публичные слушания по вопросам разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 ГрК РФ и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

С учетом изложенных обстоятельств, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований о признании действий ДАиГ г.Ростова-на-Дону незаконными, поскольку ответчиком был дан своевременный ответ в пределах своей компетенции, с соблюдением установленного законом порядка, и отсутствии нарушения прав и законных интересов истца. Решение суда не может подменять собой предусмотренную законом административную процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, поскольку нормами градостроительного законодательства установлен внесудебный (административный) порядок.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решение, действия (бездействие) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решений, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих наличие совокупности двух условий, судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд не находит заявленные исковые требования законными и обоснованными и считает их не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Стаценко Андрея Николаевича к административным ответчикам Администрации г.Ростова-на-Дону, Департаменту архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону, о признании незаконными действия об отказе во внесении изменений в правила землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Островская Т.В.

Мотивированный текст решения изготовлен 13 октября 2020 года.