Дело № 2а-2196/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г.Глазов 22 октября 2018 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Самсонова И.И.,
при секретаре Корепанове Д.О.,
с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике ФИО1, действующей на основании доверенности от 18.12.2017 года № 22, диплом о высшем профессиональном юридическом образовании Московского гуманитарно-экономического института от 23.12.2005 года ВСВ № 1567506, рег. № 22246 от 27.01.2006 года, специальность юриспруденция,
административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики ФИО3, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем профессиональном юридическом образовании Московского юридического института МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ДВС №, рег. №, специальность юриспруденция
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 2 по Удмуртской Республике к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Удмуртской Республики обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности, обосновав свои требования тем, что налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налогов и сборов. Свои требования мотивировали тем, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, перешли к налоговым органам. В связи с наличием недоимки по страховым взносам со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ органами пенсионного фонда в адрес плательщика страховых взносов направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№S01160177089 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам на общую сумму недоимки в размере 17 950,63 рубля, пени по данным страховым взносам в сумме 3 263,42 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Сумма задолженности не уплачена на текущую дату. Согласно прилагаемому расчету пени на сумму страховых взносов за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены суммы пени в размере 3 263,42 рублей. Требование в адрес плательщика страховых взносов направлено, но не исполнено до настоящего времени. Взыскание сумм задолженности по страховым взносам за 2014 год и пеней по ним проводилось в соответствии с главой 11.1 Кодекса Административного судопроизводства РФ, однако определением мирового судьи судебного участка Глазовского района УР от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по указанному требованию отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.
На основании изложенного, истец просит взыскать с налогоплательщика (плательщика страховых взносов) ФИО2, ИНН <***> задолженность по страховым взносам в размере 21214,05 рублей, в том числе недоимка – 17950,63 руб., пени - 3263,42 руб. и перечислить на р/с 40№ в ГРКЦ НБ УР Банка России <адрес> БИК 049401001, ИНН <***> УФК Минфина России по УР (Межрайонная ИНФС России № по УР). Также административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок подачи заявления о взыскании задолженности в рамках приказного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике - ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем, дополнительно пояснила, что полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, перешли к налоговым органам. Передача сведений о задолженности в налоговый орган пенсионным фондом произведена ДД.ММ.ГГГГ в электронной форме, в которых содержалось требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №S01160177089 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Требование), согласно которому задолженность в сумме 21214,05 рублей следует погасить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган располагал только электронной версией требования без структуры недоимки в письменном виде требования. Сведения о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ поступили в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ. В письменном виде требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2014 год и пени по ним поступили в налоговый орган только ДД.ММ.ГГГГ. Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в отношении ФИО2 В связи с имеющейся недоимкой и необходимостью взыскания был направлен запрос в органы пенсионного фонда с требованиями представить документы на бумажном носителе. В представленном требовании действительно указан срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ, который не соответствует сроку, указанному в программном комплексе. Учитывая приведенные нормы, а также исходя из установленного срока исполнения по требованию ДД.ММ.ГГГГ и даты обращения налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, срок на взыскание недоимки и пеней по страховым взносам истек. Вместе с тем срок подачи заявления о выдаче судебного приказа был пропущен по уважительной причине, так как в связи с изменениями по передаче администрирования страховых взносов от органов пенсионного фонда в налоговые органы имелся большой объем работы, просит восстановить срок для подачи заявления на выдачу судебного приказа и связанного с ним соответственно срока на обращение в суд с административным иском. Обратила также внимание, что законом максимальный срок для исполнения требования об уплате обязательного платежа не установлен, в связи с чем обозначенный в программном комплексе срок исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ вопросов и сомнений не вызвал. Просит административный иск удовлетворить.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, дополнительно пояснил, что пенсионному фонду ничего не мешало взыскать с него задолженность по страховым взносам в 2015 году, а равно в 2016 году, так как в данные периоды ими заявлялись различного рода требования об уплате страховых взносов за иные календарные периоды, по каким причинам это не было сделано, непонятно. Считает, что оснований для восстановления пропущенного срока для взыскания с него задолженности по страховым взносам за 2014 год не имеется, полагает, что все, что он был должен в части страховых взносов, он уплатил, старается быть законопослушным. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики ФИО3 в судебном заседании административное исковое заявление поддерживал, дополнительно пояснил, что недоимка за 2014 год имеется, до настоящего времени не погашена, так как ФИО2 оплатил задолженность по страховым взносам за 2015 год, о чем представил соответствующие чеки-ордеры. В связи с нарушением сроков уплаты страховых взносов были начислены пени. Не оспаривал факт первоначальной передачи сведений в налоговый орган о задолженности по страховым взносам в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, а на бумажных носителях, т.е. само требование от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ, поскольку действительно существовал большой объем работы и с момента внесения изменения в части субъекта администрирования страховых взносов не был понятно, как именно технически должна осуществляться передача сведений, в связи с чем полагал возможным срок на обращение в суд с административным иском к ФИО2 восстановить.
Суд, изучив представленные доказательства в их совокупности, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В ст. 3 ранее действовавшего Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов, так как с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве страхователя – индивидуального предпринимателя в УПФР г.Глазова и <адрес> УР и обязан был на основании п.1 ч.2 ст.28 ФЗ № 212-ФЗ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Частью 1 ст. 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Факт наличия у ФИО2 статуса индивидуального предпринимателя в 2014 году и наличие его обязанности уплачивать в этой связи страховые взносы следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № ИЭ№ (л.д. 8-9).
Сама по себе утрата в настоящее время ФИО2 статуса индивидуального предпринимателя не освобождает его от обязанности погасить образовавшуюся задолженность по страховым взносам перед соответствующими фондами, что кем-либо не оспаривалось.
Кроме этого в соответствии с п.8 ст.16 Закона 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Из административного искового заявления следует, что истец просит взыскать с ФИО2 задолженность по страховым взносам за 2014 год в общем размере 21 214,05 рублей в том числе: задолженность по страховым взносам за 2014 год в размере 17 950,63 рублей, пени в размере 3 263,42 руб., в связи с не оплатой налогоплательщиком страховых взносов в установленный законодательством срок. Расчет пени приведен в Таблице (л.д. 12).
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Согласно ч. 1 ст. 25 ФЗ от 24.07.2009 года N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неоплатой страховых взносов в указанный срок, в адрес налогоплательщика пенсионным фондом направлено требование от 24.10.2016 года № 019S01160177089 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам на общую сумму 21 214,05 руб. со сроком уплаты до 15.11.2016 года (л.д. 10). Данное требование возвратилось адресату в связи с истечением срока его хранения (л.д. 13). Аналогичные сведения подтверждены справкой о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в ПФ РФ от 24.10.2016 года № 019С02160063082 (л.д. 11).
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право: проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из ст. 22 ФЗ от 24.07.2009 года N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. ч. 5, 7 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
В силу с ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2.3 ст. 21).
Согласно ч.2.1-3 данной статьи Закона если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока. К отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказ
Из системного толкования данных норм следует обязанность органа контроля обратиться первоначально в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по страховым взносам, и лишь после отмены судебного приказа обратиться в суд с административным иском в течение 6 месяцев с момента вынесения определения об отмене судебного приказа. В этой связи срок на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам следует рассматривать в неразрывной связи как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с последующим административным исковым заявлением о взыскании задолженности.
Поскольку до настоящего времени требование об уплате недоимки по страховым взносам ответчиком не исполнено, Инспекция обратилась с административным иском для взыскания страховых взносов в судебном порядке.
Полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды России, образовавшихся на 01.01.2017 года, перешли к налоговым органам в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в частит первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Проверка соблюдения порядка предъявления требований о взыскании обязательных платежей является безусловной обязанностью суда в ходе рассмотрения соответствующих требований, а само по себе нарушение сроков предъявления административных исковых требований и отсутствие оснований для их восстановления при наличии соответствующего заявления является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении административного иска, несмотря на факт наличия задолженности по обязательным платежам в целом.
Так, исходя из правовой позиции, изложенной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Положения пункта 2 статьи 48 НК РФ также (как и ст.286 КАС РФ) предусматривают, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное законом не предусмотрено.
Срок предъявления в суд заявления о взыскании задолженности по требованию от ДД.ММ.ГГГГ подлежит исчислению с даты, указанной в письменном требовании об уплате налога, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (что в целом не оспаривалось административным истцом) и по общему правилу истекает ДД.ММ.ГГГГ. Факт указания в программном комплексе иной даты – ДД.ММ.ГГГГ никоим образом не означает необходимости исчисления 6-месячного срока с данной даты, так как определяющим в указанном случае является письменное требование об уплате обязательного платежа.
Таким образом налоговый орган имел право подать заявление о взыскании с ФИО2 недоимки мировому судье в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования №S01160177089 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Материалы административного дела №А-156/2017 были истребованы судом из судебного участка <адрес> УР.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье о взыскании задолженности по страховым взносам за 2014 год с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами обращения в суд, при этом доказательств обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ вопреки доводам административного истца материалы дела не содержат, почтовый конверт отсутствует, какие-либо иные документы, подтверждающие в целом факт направления заявления о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, заявление зарегистрировано в судебном участке лишь ДД.ММ.ГГГГ. Доказательства обратного отсутствуют, тогда как предоставление указанных доказательств в соответствии с законом является процессуальной обязанностью административного истца.
Как уже указывалось, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ст.48 НК РФ).
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный мировым судьей судебного участка <адрес> УР, отменен определением мирового судьи судебного участка <адрес> УР ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями от ФИО2 с восстановлением срока для подачи возражений на судебный приказ.
Заявление о взыскании задолженности по налогу и пени могло быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, административный иск поступил в Глазовский районный суд УР ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по УР о взыскании задолженности по налогам и пени с ФИО2 поступило в Глазовский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, в пределах шестимесячного срока на обращение в суд.
Между тем материалы дела показывают, что заявление о выдаче судебного приказа, которое в контексте проверки соблюдения порядка взыскания органом контроля недоимки по страховым взносам следует рассматривать в неразрывной связи с административным иском, подано за пределами установленного законом срока. Поэтому само по себе обращение с административным иском в 6-месчный срок с момента отмены судебного приказа нельзя признать достаточным поскольку само заявление о выдаче судебного приказа подано за пределами установленного срока.
Доказательств обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности в пределах установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока, материалы дела также не содержат. Таким образом, срок на подачу административного искового заявления Межрайонной ИФНС Росси № по УР пропущен в связи с пропуском сроков обращения с заявлением о выдаче судебного приказа.
Частью 2 ст. 286 КАС Российской Федерации, абз. 4 п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Исходя из положений, предусмотренных п. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, а также соблюдение срока обращения в суд возлагается на административного истца.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд административный истец в сущности приводит доводы о существенном объеме работы по передаче и обработке задолженности по страховым взносам, другие причины не обозначены, в этой связи суд отмечает следующее.
Межрайонная ИФНС России № по УР является юридическим лицом, органом исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
Доводы стороны административного истца о возможности восстановления пропущенного процессуального срока на подачу в суд заявления о выдаче судебного приказа и связанного с ним срока на обращение в суд с административным иском по тем же самым требованиям в связи с большим объемом работы по передаче необходимых сведений о задолженности в том числе ФИО2 по страховым взносам не могут быть признаны обоснованными и заслуживающими внимания и указывающими на уважительность причин пропуска такого срока, и в этой связи свидетельствовать о возможности восстановления такого срока.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 308-0 под уважительными причинами пропуска процессуального срока должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.
Вопросы организации деятельности государственных органов никоим образом не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд и не зависят от действия, а равно бездействия самого ФИО2
Помимо прочего отсутствовали объективные препятствия для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности до конца 2016 года со стороны органов пенсионного фонда.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для восстановления пропущенного налоговым органом срока предъявления требований о взыскании задолженности, пени по страховым взносам.
Как бы то ни было даже принимая во внимание дату, с которой налоговый орган считал бы возможным исчисление срока на обращение суд с заявлением о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ срок на обращение в суд также пропущен, так как в указанном случае налоговый орган не обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а сделал это лишь ДД.ММ.ГГГГ, а доказательств обращения с таким заявлением ДД.ММ.ГГГГ, либо в иной срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к убеждению, что в нарушение ст. 62 КАС РФ налоговым органом не представлено бесспорных доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании указанной задолженности необходимо отказать, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на подачу заявления в суд.
Таким образом, административный истец на дату обращения с настоящим иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности в размере 21214,05 рублей.
В силу ч. 2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в порядке ст. 333.35 НК РФ освобожден при подаче иска от уплаты государственной пошлины, то расходы по государственной пошлине с административного истца в доход государства взысканию не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по Удмуртской Республике к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени оставить без удовлетворения.
Ходатайство Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по Удмуртской Республике о восстановлении срока на подачу административного искового заявления оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд УР.
В окончательной форме решение суда изготовлено 29.10.2018 года.
Судья : И.И. Самсонов