ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2197/2016 от 31.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-2197/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд ФИО7 в составе

председательствующего судьи Ярошевой Н.А.

при секретаре Кудрявцевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козловой ФИО8 к Администрации ФИО7, о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

представитель административного истца обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ Козлова И.Н. обратилась в межведомственную комиссию, назначенную главой Администрации ФИО7, с целью признания непригодной для проживания квартиры по адресу: <адрес>, в которой она проживает на основании Договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 3 человека. Спустя 10 месяцев с момента ее обращения, на основании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком было издано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, которое является незаконным и нарушает права и интересы Козловой И.Н., создает реальную угрозу для жизни и здоровья истца и членов ее семьи, т.к. обрекает на дальнейшее проживание в доме, который является аварийным и находиться в котором просто опасно. Более того, согласно постановлению Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ Козлова И.Н. признана малоимущей, а на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ФИО7 издано постановление о признании непригодным для постоянного проживания на момент обследования дома по адресу: <адрес>. Постановление принято на основании акта той же межведомственной комиссии, рекомендовано произвести капитальный ремонт дома, на время которого жильцов предложено отселить. Указанное постановление до настоящего времени не отменено. ДД.ММ.ГГГГ на обращение Козловой И.Н. за подписью начальника УСЖФ был получен ответ, из которого следует, что капитальный ремонт в <адрес> не производился. Спустя три года, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ей было сообщено, что жилое помещение, в котором она проживает, является пригодным для проживания. Однако это прямо противоречит фактическому состоянию жилого дома. На рассмотрение комиссии было предоставлено заключение , согласно которого квартира Козловой И.Н. является непригодной для проживания, выявленные дефекты в исследуемой квартире не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в ней граждан. Физический износ здания составляет 82,04%. Исходя из технического паспорта, дом по указанному адресу является деревянным бараком, в котором отсутствуют канализация, водоснабжение, отопление. В настоящий момент дом находится в аварийном состоянии, за 15 лет ремонт так и не был произведен. Просит признать распоряжение Администрации ФИО7-р от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения – <адрес> в <адрес> пригодным для проживания граждан» незаконным; отменить указанное распоряжение; возложить на Администрацию ФИО7 обязанность создать межведомственную комиссию и рассмотреть заявление Козловой И.Н. о признании жилого помещения по адресу: <адрес>. непригодным для проживания граждан.

Представитель истца в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать незаконным и отменить распоряжение Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения – <адрес> в <адрес> пригодным для проживания граждан», обязать Администрацию ФИО7 повторно рассмотреть заявление Козловой И.Н. Настаивал на удовлетворении требований, по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что прокуратурой ФИО7 на обжалуемое постановление принесен протест. В квартире проживать невозможно, т.к. еще 15 лет назад дом был признан непригодным для проживания, ремонт не производился, проживание в данной квартире опасно для жизни. Специалисты межведомственной комиссии приезжали, осматривали квартиру, однако независимые специалисты не привлекались. Данный дом – деревянный барак, 1970 года постройки.

Представитель Администрации ФИО7 в судебном заседании требования не признала, предоставила письменный отзыв по заявленным требованиям, дополнительно пояснила, что распоряжение, которым дом признан непригодным для проживания не отменено, ремонт в доме не производился.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания по делу была уведомлена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В судебном заседании установлено, что Козловой И.Н. и членам ее семьи: Козлову С.Б., Давлетшину Н.С. было передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, состоящее из 2 комнат, что подтверждается Договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Исходя из п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

Постановлением главы ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации ФИО7 и утверждено Положение, регламентирующее деятельность Межведомственной комиссии.

Согласно п.3.1. данного Положения, Комиссия рассматривает вопросы о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.2.5 Положения о межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, к работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченной им лицо), а в необходимых случаях – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

В соответствии с п. 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия произвела обследование помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого установлено, что дом 2-этажный, 1970 года постройки, наружные и внутренние стены из рубленного бруса, фундамент ленточный каменный, отопление печное, водоснабжение и водооотведение отсутствуют, по осмотру: поражение гнилью фрагментов стен местами до 50% сечения, грибок и плесень вследствие протечек стен, перекрытия.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> признана пригодной для проживания граждан, что подтверждается имеющимися в материалах дела заключение от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, согласно Технического обследования жилого помещения квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, выполненного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО23», техническое обследование квартиры и ее конструктивных элементов, показало крайне неудовлетворительное, местами ветхое состояние основных конструктивных элементов здания (фундаментов, стен, перекрытий). Физический износ здания составляет 82,04%. Проведение комплексного капитального ремонта, с доведением качества ограждающих конструкций и внутренней планировки здания до действующих строительных норм экономически нецелесообразно, потребует затрат больших, чем на строительство нового здания. Обследование здания и анализ полученных материалов показали, что указанная квартира не отвечает требованиям жилых помещений, поскольку выявленные дефекты не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих там граждан, техническое состояние строительных конструкций, инженерных систем и элементов отделки исследуемого жилого помещения, с учетом степени физического износа, позволяет судить о повреждениях, влияние которых не обеспечивает безопасную эксплуатацию помещений. Изменение условий, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, привело к ухудшению микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечивать соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических и гигиенических условий, необходимых для проживания человека. Полученные результаты дают основания сделать вывод о том, что исследуемая квартира является непригодной для проживания.

Кроме того, постановлением Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании непригодным для постоянного проживания на момент обследования дома по адресу: <адрес>, на УУРЖП Администрации ФИО7 возложена обязанность рассмотреть возможность отселения в маневренный фонд жителей указанного дома на период капитального ремонта, на управление муниципального заказа по ЖКХ администрации ФИО7 возложена обязанность заключить договор с подрядной организацией на выполнение ремонтных работ указанного дома.

Согласно ответа УСЖФ Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, с 2001 г. в жилом <адрес> капитальный ремонт за счет средств городского бюджета не производился.

Судом установлено, что постановление Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ не отменено и не признано незаконным, капитальный ремонт <адрес> не выполнен, что не оспаривалось представителем Администрации ФИО7.

В нарушение ч.11 ст. 226 КАС РФ, представителем административного ответчика не предоставлены доказательства подтверждающие, что при обследовании жилого помещения по адресу: <адрес>, было учтено указанное Техническое обследование, а также ранее принятое постановление, привлечены квалифицированные эксперты для определения степени износа конструктивных элементов помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также принятое на основании указанного заключения распоряжение Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, т.к. приняты без учета всех вышеизложенных обстоятельств.

В связи с чем, распоряжение Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 г., суд не вправе подменять орган, который в силу закона принимает соответствующие решения, в том числе по признанию жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, и предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом, в связи с чем, считает необходимым обязать Администрацию ФИО7 в соответствии с требованиями действующего законодательства повторно рассмотреть заявление о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Козловой ФИО8 к Администрации ФИО7, о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение Администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения – <адрес> пригодным для проживания граждан».

Обязать Администрацию ФИО7 повторно рассмотреть заявление Козловой ФИО8 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО7 краевой суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Ленинского районного

суда ФИО7 Н.А.Ярошева

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.