ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2197/2021 от 09.07.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №2а-2197/2021

УИД 51RS0001-01-2021-002874-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июля 2021 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе

председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при помощнике судьи Буяниной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу.

В обоснование административных исковых требований указал, что в 2019 году в собственности административного ответчика находились следующие объекты налогообложения:

квартира, расположенная по <адрес>

иные строения, помещения, сооружения, расположенные по <адрес>

транспортное средство №1

Налогоплательщику за 2019 год начислен к уплате налог на имущество в размере 9 228 рублей и транспортный налог в размере 21 760 рублей и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнено, Инспекцией начислены пени в соответствии со статьей 75 НК РФ. В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате задолженности по налогам и пени от ДД.ММ.ГГГГ, которое административным ответчиком не исполнено.

Мировым судьей судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Мурманска вынесен судебный приказ от 24.02.2021 по делу № 2а-380/2021, который отменен определением мирового судьи от 25.03.2021.

В связи с отменой судебного приказа Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество в размере 9 228 рублей и пеней в размере 5, 23 рубля, задолженности по транспортному налогу в размере 21 760 рублей и пеней в размере 12, 33 рубля.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие, представил заявление об уточнении административных исковых требований, с учетом которого просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 9 258 рублей. Зачесть задолженность по транспортному налогу в размере 9 258 рублей, взысканную на основании судебного приказа, в счет уплаты задолженности за 2019 год.

В судебное заседание административный ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие, указал, что задолженность им уплачена, предоставив квитанции о ее уплате.

В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Ознакомившись с административным исковым заявление, заявлением об уточнении административных исковых требований, исследовав материалы административного дела, материалы дела № 2а-380/2021, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворения на основании следующего.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, которым в соответствии с п.1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки для транспортных средств в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В соответствии с частью 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В пункте 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В пунктах 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по г.Мурманску в качестве налогоплательщика.

На основании сведений, представленных регистрирующими органами, в 2019 году административный ответчик являлся собственником транспортного средства №1

Налоговым органом административному ответчику был исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 21 760 рублей и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный законом о налогах и сборах срок транспортный налог за 2019 год не был уплачен, в связи с чем налогоплательщику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 рублей 33 копейки и выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, которым предложено уплатить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Расчет пеней по транспортному налогу произведен Инспекцией арифметически верно, в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, административным ответчиком не оспорен.

Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Мурманска вынесен судебный приказ от 24.02.2021 по делу № 2а-380/2021, который отменен определением мирового судьи от 25.03.2021.

В связи с отменой судебного приказа Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество в размере 9 228 рублей и пеней в размере 5, 23 рубля, задолженности по транспортному налогу в размере 21 760 рублей и пеней в размере 12, 33 рубля.

На основании судебного приказа в рамках исполнительного производства с административного ответчика взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 9 258 рублей.

За поворотом исполнения судебного приказа административный ответчик к мировому судье не обращался.

До рассмотрения дела в суде административным ответчиком произведена уплата задолженность по транспортному налогу в оставшемся размере и пени в размере 12, 33 рубля, что подтверждается представленными квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» разъяснено, что отмена судебного приказа является самостоятельным основанием для поворота исполнения судебного приказа, если на момент подачи заявления о повороте исполнения судебного приказа или при его рассмотрении судом не возбуждено производство по делу на основании поданного взыскателем искового заявления (статья 443 ГПК РФ).

В связи с тем, что после отмены судебного приказа и взыскании пеней в рамках исполнительного производства у административного ответчика имелось право обратиться за поворотом исполнения судебного приказа, а срок обращения с административным исковым заявлением в суд является пресекательным и в случае его пропуска может повлечь невозможность взыскания задолженности по налогу, Инспекция обоснованно обратилась с административным исковым заявлением в суд в порядке и сроки, предусмотренные статьей 48 Налогового кодекса РФ и статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Злоупотребления правом со стороны Инспекции при обращении с административным исковым заявлением в суд не установлено.

С учетом установленных по административному делу обстоятельств, баланса прав и законных интересов административного истца и административного ответчика, правовых последствий отмены судебного приказа, суд считает административные исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению, однако полагает необходимым не приводить в исполнение решение о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 9 258 рублей, взысканных в рамках исполнительного производства на основании судебного приказа.

Требование административного истца о зачете взысканных на основании решения суда сумм в счет уплаты по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ не может быть рассмотрено судом, поскольку разрешение данного вопроса отнесено Налоговым кодексом РФ к полномочиям налогового органа.

Разрешая вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, статьей 50, абзацем 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, разъяснениями в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Из буквального толкования приведенных норм права следует, что государственная пошлина взыскивается с административного ответчика в случае реального взыскания с него задолженности по налогу в пользу административного истца.

Суд считает, что с административного ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение административного дела в суде, поскольку на момент вынесения судом решения задолженность по транспортному налогу в размере 9 258 рублей у административного ответчика отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по месту жительства по <адрес>, в доход соответствующего бюджета задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 9 258 (девять тысяч двести пятьдесят восемь) рублей.

Решение суда в исполнение не приводить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева