дело № 2а-2198/2022
УИД 18RS0011-01-2022-003174-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«27» сентября 2022 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Ураковой А.А.,
с участием административного истца помощника Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской Республики Егоровой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Дуарте Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования «» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
у с т а н о в и л:
Административный истец Глазовский межрайонный прокурор Удмуртской Республики (далее по тексту прокурор, административный истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации Муниципального образования «» (далее по тексту Администрации МО «МО »), которым просит суд признать незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившееся в не оборудовании входа в здание Администрации МО «МО » расположенное по адресу: г. Глазов, , табличкой Брайля с информацией о деятельности учреждения, обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание Администрации МО «МО » расположенное по адресу: г. Глазов, , табличкой Брайля с информацией о деятельности учреждения.
Требования мотивированы тем, что Глазовской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Администрации МО «МО », в ходе, которой выявлены нарушения. Так, приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2020, который устанавливает требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. В силу п. 6.2.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения. Вместе с тем, в нарушение указанного требования, на входе в здание Администрации МО «МО » расположенное по адресу: г. Глазов, , табличка Брайля с вышеуказанной информацией не установлена. По вышеуказанным обстоятельствам в адрес административного ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, однако нарушения до настоящего времени не устранены. По мнению административного истца нарушения такого рода ведут к ограничению прав слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым администрацией услугам, а также влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц (инвалидов и маломобильных групп населения) на информацию, на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также может повлечь причинение вреда их здоровью.
В судебном заседании помощник Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской Республики ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации МО «МО » будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на согласие с иском.
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав административного истца, изучив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные прокурором района требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 вышеприведенного Федерального закона льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В целях реализации Закона № 181-ФЗ Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр утверждены «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», в которых отражены основные требований к зданиям и сооружениям, к оборудованию входа помещений, с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Раздел 6 Свода правил устанавливает требования к помещениям и их элементам.
В соответствии с п. 6.5.9 Свода правил, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
Судом установлено, что согласно выписке ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «МО » включена в единый реестр юридических лиц, и находится по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, .
Из материалов дела следует, что Глазовской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности административного ответчика, по результатам которой установлено, что на входе в здание Администрации МО «МО » расположенное по адресу: г. Глазов, , табличка Брайля с вышеуказанной информацией не установлена.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами и не оспаривались стороной административного ответчика.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Глазовской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики в адрес Главы МО «МО » внесено представление о принятии мер к устранению нарушений закона. Доказательств исполнения представления материалы дела не содержат, что послужило обращением прокурора в суд с настоящим иском.
На момент рассмотрения дела вход в здание Администрации МО «МО » по прежнему табличкой Брайля с информацией о деятельности учреждения не оборудован.
Таким образом, Администрацией МО «МО » не исполняются предусмотренные законодательством полномочия в сфере о социальной защите инвалидов.
В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика указал на согласие с административным иском.
В соответствии со ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Бездействие административного ответчика ограничивает права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым администрацией услугам, а также влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц (инвалидов и маломобильных групп населения) на информацию, на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также может повлечь причинение вреда их здоровью.
Учитывая то, что бездействие административного ответчика затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обоснованно предъявил указанные требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В связи с чем, заявленные административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и достаточным для исполнения таких обязанностей. Доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок ответчиком в судебное заседание не представлено.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС РФ.
С учетом положений п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования «» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «» по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившееся в не оборудовании входа в здание Администрации Муниципального образования «» расположенное по адресу: г. Глазов, , табличкой Брайля с информацией о деятельности учреждения.
Обязать Администрацию Муниципального образования «» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание Администрации Муниципального образования «» расположенное по адресу: г. Глазов, , табличкой Брайля с информацией о деятельности учреждения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме принято «27» сентября 2022 года.
Судья А.А. Уракова