ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-219/2018 от 21.03.2018 Цивильского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а – 219/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2018 года гор. Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ишмуратовой Л.Ф., при секретаре Герасимовой А.В., с участием представителей административного ответчика ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 и ФИО5 к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконными решений об отказе в согласовании публичных мероприятий, обязании согласовать проведение публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконными решения администрации Цивильского района Чувашской Республики , и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичных мероприятий, обязании согласовать проведение публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- пикетирования против запрета на усыновление российских детей – сирот иностранными однополыми парами с целью призыва к отмене принятого в России закона о запрете на усыновление детей – сирот иностранными однополыми парами, а также отдельными индивидами из стран, узаконивших браки геев и лесбиянок. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно было состояться ДД.ММ.ГГГГ с 16 до 17 часов на площади перед зданием универмага Цивильского РАЙПО по адресу: <...> количеством участников до 300 человек;

- пикетирования с осуждением увольнения людей по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности с целью привлечения внимания общества и власти к растущей проблеме увольнения людей с работы по причине гомосексуальной ориентации и гендерной идентичности. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 19 до 20 часов на площади перед зданием ООО «Тирпей» по адресу: <адрес> количеством участников до 300 человек;

- шествия Цивильского гей – парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 17 до 19 часов по <адрес> количеством участников до 300 человек.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации Цивильского района Чувашской Республики ФИО6 письмами , и уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий. И.о. главы администрации Цивильского района Чувашской Республики ФИО6 сослалась на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в частности, Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также ст.6.21 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Также в уведомлениях об отказе в согласовании публичных мероприятий отмечено, что проведение заявленных мероприятий окажет информационное и психологическое воздействие, тем самым повлечет нарушения защиты прав и законных интересов детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Административные истцы считают, что указанные действия должностного лица являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного ст.31 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Ссылаясь на положения указанного Закона, а также Определения Конституционного Суда РФ № 484 - О-П от 02 апреля 2009 года и № 705 – О – О от 01 июня 2010 года указывают, что административный ответчик нарушил порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирования. Целью заявленных публичных мероприятий являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что не нарушает требования нравственности. В поданных в администрацию Цивильского района уведомлениях организаторы указывали на готовность изменить место и/или время проведения шествия и пикетирований по мотивированному предложению административного ответчика. Кроме того, организаторы и участники публичных мероприятий указывали, что не будут нарушать нормы общественной нравственности, в том числе демонстрировать наготу и иные формы непристойностей. Считают, что решения должностного лица являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий, в поддержку которых планировалось их проведение.

Административные истцы ФИО3, ФИО4 и ФИО5, извещенные о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

В судебном заседании представители административного ответчика ФИО1 и ФИО2 иск не признали по мотивам его необоснованности.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Цивильского района Чувашской Республики административными истцами поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- пикетирования против запрета на усыновление российских детей – сирот иностранными однополыми парами с целью призыва к отмене принятого в России закона о запрете на усыновление детей – сирот иностранными однополыми парами, а также отдельными индивидами из стран, узаконивших браки геев и лесбиянок. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно было состояться ДД.ММ.ГГГГ с 16 до 17 часов на площади перед зданием универмага Цивильского РАЙПО по адресу: <...> количеством участников до 300 человек;

- пикетирования с осуждением увольнения людей по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности с целью привлечения внимания общества и власти к растущей проблеме увольнения людей с работы по причине гомосексуальной ориентации и гендерной идентичности. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 19 до 20 часов на площади перед зданием ООО «<данные изъяты>» по адресу: Чувашская Республика, <адрес> количеством участников до 300 человек;

- шествия Цивильского гей – парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 17 до 19 часов по <адрес> с количеством участников до 300 человек.

ДД.ММ.ГГГГ письмами за , и и.о. главы администрации Цивильского района Чувашской Республики ФИО6 уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий.

В уведомлении , со ссылкой на положения ч.2 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», п. 4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», п.1 ст.14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указано, что цель проведения публичного мероприятия в форме пикетирования не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает запреты, предусмотренные ст. 6.21 КоАП РФ. Поскольку в месте проведения пикетирования расположены объекты, занимающиеся розничной торговлей с большой проходимостью неограниченного круга лиц, в том числе и детей, проведение подобных мероприятий окажет информационное и психологическое воздействие, тем самым повлечет нарушения защиты прав и законных интересов детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

В уведомлении , со ссылкой на положения ч.2 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», п. 4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», п.1 ст.14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указано, что цель проведения публичного мероприятия в форме пикетирования не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает запреты, предусмотренные ст. 6.21 КоАП РФ. Поскольку в месте проведения пикетирования расположены жилые дома, в которых проживает неопределенный круг лиц, проведение подобных мероприятий окажет информационное и психологическое воздействие, тем самым повлечет нарушения защиты прав и законных интересов детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

В уведомлении , со ссылкой на положения ч.2 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», п. 4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», п.1 ст.14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указано, что цель проведения публичного мероприятия в форме шествия не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает запреты, предусмотренные ст. 6.21 КоАП РФ. Поскольку по маршруту проведения шествия расположены многоквартирные и частные жилые дома, проведение подобных мероприятий окажет информационное и психологическое воздействие, тем самым повлечет нарушения защиты прав и законных интересов детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту -Федеральный закон).

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данная норма обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления не согласовывать публичное мероприятие до устранения организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей требованиям закона.

Согласно преамбуле и подпункту «с» пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка, для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.

В силу статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с этим в статье 14 указанного Закона закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (пункт 1).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт 2).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Запрещено распространение такой информации среди детей любого возраста (пункт 1 части 1 указанной статьи).

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Исходя из того, что любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований (статья 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), учитывая намерение административных истцов провести публичные мероприятия с заявленными выше целями в местах, расположенных в гор.Цивильск, предполагающих присутствие большого количества людей, то эти мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения.

Поскольку семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений, основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание тематику запланированных мероприятий, суд приходит к выводу, что такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженного с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое закрепление в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7; часть 1 статьи 38; пункт "ж" части 1 статьи 72).

В этой связи имеются основания полагать, что цели заявленных публичных мероприятий направлены на пропаганду гомосексуализма, гендерных меньшинств и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации.

С учетом изложенного, оценивая оспариваемые решения администрации Цивильского района Чувашской Республики применительно к приведенным выше нормам права, суд исходит из интересов несовершеннолетних, расценивая эти решения как принятые в защиту детей от возможного негативного влияния на их развитие и признает их соответствующими требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Противоречие заявленных целей планируемых административными истцами публичных мероприятий законодательному запрету на пропаганду гомосексуализма, гендерных меньшинств среди детей, и отсутствие у организаторов этого мероприятия намерений устранить это несоответствие (в уведомлениях административные истцы заявили о согласии изменить только место и (или) время проведения публичных мероприятий) исключали необходимость предложения организаторам публичных мероприятий иных альтернативных мест и времени их проведения, в связи с чем доводы административных истцов о нарушении административным ответчиком пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», также являются необоснованными.

Ссылки в административном исковом заявлении на рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов РФ, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика, поскольку при рассмотрении дела установлено, что отказ в согласовании заявленных публичных мероприятий обусловлен не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.

Оценивая установленные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения приняты административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий, при этом права и свободы административных истцов этими решениями нарушены не были.

С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3, ФИО4 и ФИО5 к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконными решения администрации Цивильского района Чувашской Республики , и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичных мероприятий, обязании согласовать проведение публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования, полностью отказать.

Решение может быть обжаловано Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий, судья Л.Ф.Ишмуратова

Решение изготовлено в окончательной форме 21 марта 2018 года.

Председательствующий, судья Л.Ф.Ишмуратова