ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-219/202 от 19.07.2021 Кизильского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-219/202

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2021 года с. Кизильское

Кизильский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Унрау Т. Д.,

при секретаре Лазаревой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Общественному учреждению Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Общественному учреждению Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указало, что Общественное учреждение Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» было зарегистрировано Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ за , место нахождения организации в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц: <адрес>. В соответствии с поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации по Челябинской области уведомлением Председателя совета Магнитогорского городского отделения <адрес> отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», являющегося единственным учредителем Общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда», данное учреждение не осуществляет деятельность с момента создания, не имеет в собственности имущества, расчетный счет не открывался, руководитель учреждения Медведев С. П. уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, новый руководитель не назначен. Таким образом, ответчик нарушил требования п.7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях», не проинформировал орган, принявший решение о ее государственной регистрации об изменении сведений, предусмотренных п.1 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающихся лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, в течение трех дней с момента таких изменений. Так же ответчиком не предоставлен отчет о деятельности за 2019 год и не размещен в сети Интернет отчет и сообщение о продолжении деятельности за 2019 год. Непредоставление отчетов и не размещение их, а также сообщений о продолжении своей деятельности в сети Интернет является основанием для обращения в суд с требованием о ликвидации организации. Просил ликвидировать Общественное учреждение Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался по адресу регистрации юридического лица, судебное извещение возвращено в связи с истечением срока хранения.

Представитель заинтересованного лица Магнитогорского городского отделения Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался судебной повесткой, направленной по месту нахождения юридического лица, указанному как фактическое место нахождения в уведомлении Минюсту РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколе заседания совета. Конверт с судебной повесткой возвращен в суд с отметкой оператора почтовой связи «истек срок хранения».

Порядок вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» соблюден, сведениями об ином месте нахождения юридических лиц суд не располагает.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определяются Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ч.3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета Магнитогорского городского отделения Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» на основании единогласного решения принято решение об учреждении Общественных учреждений «Добровольная пожарная команда» Агаповского, Брединского, Варненского, Карталинского, Кизильского и Нагайбакского муниципальных районов, утверждены Уставы общественных учреждений, руководителем Общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» назначен ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Челябинской области принято решение о регистрации Общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» в качестве юридического лица.

ДД.ММ.ГГГГ данная организация была зарегистрирована как некоммерческая организация управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области за , местонахождением и адресом юридического лица является <адрес>, основным видом деятельности организации – деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки, дополнительной деятельностью - прочая деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о руководителе учреждения Медведеве С.П., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, единственным учредителем юридического лица является Магнитогорское городское отделение Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Общественное учреждение Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» является местным общественным учреждением, создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «Об общественных объединениях», «О добровольной пожарной охране», «О некоммерческих организациях», другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основной целью создания является участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории Кизильского муниципального района Челябинской области (п. 1.1, 2.1 Устава).

В соответствии с п.1.6 Устава учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, т.е. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Совета Магнитогорского городского отделения Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (л.д.10-13), уставом (л.д.4-9), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (14-16).

В соответствии с п.7 ст.31 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на некоммерческие организации возложена обязанность информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На заседании совета Магнитогорского городского отделения Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявление руководителя Общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» Медведева С.П. об увольнении ( л.д.52-54), ДД.ММ.ГГГГ руководитель Общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» Медведев С.П. уволен по собственному желанию, что подтверждается сведениями о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД) (л.д.50), заявлением Медведева С.П. (л.д. 51).

До настоящего времени сведения о новом руководителе Общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» в Единый государственный реестр юридических лиц не внесены(л.д. 14 оборот).

При таких обстоятельствах, в реестре имеются сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица уволенного из данной организации, и прекратившего свою деятельность в указанной организации с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в нарушении требования п.7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» Общественное учреждение Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» не проинформировало орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, предусмотренных п.1 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающихся лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, в течение трех дней с момента таких изменений.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

В силу п. 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с п. 3.2 указанной статьи некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица и сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью Общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ организация деятельности не ведет, имущество в собственности не имеет, руководитель из данного учреждения уволен с ДД.ММ.ГГГГ, организация не предоставляет в уполномоченный орган информацию о своей деятельности, учреждением не предоставляются отчеты о деятельности с 2012 (л.д.21,22).

Доказательств, подтверждающих уважительность причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат. До настоящего времени отчеты о деятельности организации в уполномоченный орган не поступили.

Единственный учредитель учреждения Магнитогорское городское отделение Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» возражений против ликвидации организации не высказал, а напротив сам уведомил Управление министерства юстиции Российской Федерации, что общественное учреждение Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» с ДД.ММ.ГГГГ по 1 квартал 2020 года деятельности не ведет, имущество в собственности не имеет, расчетные счета ею не открывались, в контролирующие органы предоставлялись нулевые отчеты, руководитель не является учредителем, заработная плата ему не начислялась и не выплачивалась (л.д.17).

При таких обстоятельствах, суд считает требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о ликвидации общественного учреждения Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда», исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Общественному учреждению Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» о ликвидации некоммерческой организации, удовлетворить.

Ликвидировать Общественное учреждение Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» (ОГРН , дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, адрес места нахождения юридического лица: 457610, <адрес>) и исключить сведения об Общественном учреждении Кизильского муниципального района «Добровольная пожарная команда» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Кизильский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.