ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-219/2021 от 09.06.2021 Осинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2021 года с. Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Ивановой Л.Ю., при помощнике судьи Ивановой Л.М., с участием представителя административного истца помощника прокурора Осинского района Матаповой О.Ю.,

рассмотрев административное дело № 2а-219/2021 по административному иску прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - прокурор Осинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению, указав следующее:

Проведенным прокуратурой Осинского района мониторингом установлено, что в сети «Интернет» на сайте по адресу: https://rusrappers.ru/kak-sdelat-petlyu-na-sobolya размещена информация, содержащая сведения об изготовлении петли на соболя, то есть, размещена информация о применении запрещенного способа отлова охотничьих животных.

Согласно п.п.2,3 ст. 12 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» основные принципы государственного управления в области охраны устойчивого использования объектов животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются, в том числе поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жесткого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

При отлове и (или) отстреле охотничьих животных согласно п.п.52.9 приказа Минприроды России от 16.11.2010 №512 «Об утверждении Правил охоты» запрещается: применение петель, за исключением случаев:

а) отлова зайца-беляка петлями, изготовленными из одножильной металлической проволоки диаметром не более 0.8 миллиметра и общей длиной проволоки не более 80 сантиметров, в целях осуществления промысловой охоты и охоты в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на территории Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Момского, Нижнеколымского, Оймяконского, Оленекского, Среднеколымского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского районов Республики Саха (Якутия), Таймырского Долгано-Ненецкого, Туруханского, Эвенкийского районов Красноярского края, Аяно-Майского, Охотского районов Хабаровского края, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Чукотском автономном округе таким способом, который исключает причинение вреда другим объектам животного мира;

б) отлова волка петлями, изготовленными из многожильного металлического троса диаметром не более 4 миллиметров и общей длимой троса не более 150 сантиметров, в целях регулирования его численности на территории Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Момского, Нижнеколымского, Оймяконского, Оленекского, Среднеколымского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского районов Республики Саха (Якутия), Таймырского Долгано-Ненецкого, Туруханского, Эвенкийского районов Красноярского края, Аяно-Майского, Охотского районов Хабаровского края, в Республике Карелия, Архангельской области таким способом, который исключает причинение вреда другим объектам животного мира.

Размещение сведений об охоте с применением петель побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, и облегчает его совершение.

Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена ответственность граждан за нарушение правил охоты, правил регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектов животного мира.

Статьей ст. 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые направлены на совершение уголовно-наказуемых деяний, а также могут подтолкнуть к противоправному поведению, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Вопреки приведенным положениям закона, информация, размещенная на странице интернет сайта: https://rusrappers.ru/kak-sdelat-petlyu-na-sobolya, противоречит целям и задачам действующего законодательства, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости изготовления и применения запрещенных способов охоты и орудий лова, поскольку не содержит указаний на противоправность данных действий, побуждает неопределенный круг лиц к совершению не только административных правонарушений, но и уголовных преступлений, а также способствуют их совершению.

Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 (далее-Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).

Так, согласно ч.ч.1 - 3 ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов; позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки сайт https://rusrappers.ru/kak-sdelat-petlyu-na-sobolya, содержащий указанную информацию, в реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).

На основании изложенного, административный истец просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по адресу: https://rusrappers.ru/kak-sdelat-petlyu-na-sobolya, информацией, запрещенной к распространению в РФ.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Осинского района Матапова О.Ю. требования поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора Осинского района в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав объяснения представителя административного истца, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения данного административного дела, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.60 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.

Согласно п.п.2,3 ст. 12 Федерального закона от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире» основные принципы государственного управления в области охраны устойчивого использования объектов животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются, в том числе поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жесткого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

При отлове и (или) отстреле охотничьих животных согласно п.п.52.9 приказа Минприроды России от 16.11.2010 №512 «Об утверждении Правил охоты» запрещается: применение петель, за исключением случаев:

а) отлова зайца-беляка петлями, изготовленными из одножильной металлической проволоки диаметром не более 0.8 миллиметра и общей длиной проволоки не более 80 сантиметров, в целях осуществления промысловой охоты и охоты в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на территории Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Момского, Нижнеколымского, Оймяконского, Оленекского, Среднеколымского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского районов Республики Саха (Якутия), Таймырского Долгано-Ненецкого, Туруханского, Эвенкийского районов Красноярского края, Аяно-Майского, Охотского районов Хабаровского края, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Чукотском автономном округе таким способом, который исключает причинение вреда другим объектам животного мира;

б) отлова волка петлями, изготовленными из многожильного металлического троса диаметром не более 4 миллиметров и общей длимой троса не более 150 сантиметров, в целях регулирования его численности на территории Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Момского, Нижнеколымского, Оймяконского, Оленекского, Среднеколымского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского районов Республики Саха (Якутия), Таймырского Долгано-Ненецкого, Туруханского, Эвенкийского районов Красноярского края, Аяно-Майского, Охотского районов Хабаровского края, в Республике Карелия, Архангельской области таким способом, который исключает причинение вреда другим объектам животного мира.

Таким образом, размещение сведений об охоте с применением петель побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, и облегчает его совершение.

Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена ответственность граждан за нарушение правил охоты, правил регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектов животного мира.

Статьей ст. 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Вместе с тем, размещенная информация об охоте с применением петель находится в широком доступе, что оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление об охоте и охране объектов животного мира. Несоблюдение запретов, установленных федеральным законодательством, уже само по себе представляет реальную угрозу. Указанная информация побуждает совершать правонарушения и воспитывает противоправное поведение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что размещение подобного рода информации в сети Интернет, способствует истреблению объектов животного мира с применением запрещенных методов охоты, влечет дальнейшее снижение их популяции и может привести к их полному исчезновению. Опубликованная информация в сети Интернет фактически является информационным пособничеством, создающим угрозу для конституционного строя, окружающей среды, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная и административная ответственность.

В связи с чем, сведения, размещенные на сайте https://rusrappers.ru/kak-sdelat-petlyu-na-sobolya вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования петель, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4). При этом в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; при допустимости ограничения того или иного конституционного права государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только строго обусловленные конституционно одобряемыми целями меры; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна формально определенной, четкой, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пункт 1 части 1 статьи 10.2 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В силу ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено » является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению, а информация, содержащаяся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://rusrappers.ru/kak-sdelat-petlyu-na-sobolya, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Осинского района к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: https://rusrappers.ru/kak-sdelat-petlyu-na-sobolya, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://rusrappers.ru/kak-sdelat-petlyu-na-sobolya, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Ю.Иванова

Мотивированное решение суда изготовлено 09.06.2021 года Л.Ю.Иванова