ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-219/2022 от 21.06.2022 Кораблинского районного суда (Рязанская область)

Копия

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. КораблиноРязанской областиДД.ММ.ГГГГ

Кораблинский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Васильевой В.Н.,

при секретаре судебного заседания Васильевой И.О.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Кораблинского района Рязанской области Минашкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кораблинского районного суда административное дело по административному иску прокурора Кораблинского района Рязанской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования – Незнановское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и побуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кораблинского района Рязанской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с административным иском к администрации МО – Незнановское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и побуждении к совершению действий, в обоснование указав, что в результате проведенной прокуратурой Кораблинского района Рязанской области проверки установлено, что на территории МО – Незнановское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области не организован сбор и вывоз отходов в части отработанных ртутьсодержащих осветительных ламп у населения, не определены места их первичного сбора, не информированы потребители ртутьсодержащих ламп (не являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах) о порядке сбора. Неудовлетворительная организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения в целях их дальнейшей утилизации, приводит к их попаданию с другими бытовыми отходами на полигоны твердых бытовых отходов и свалки, что в свою очередь приводит к загрязнению ртутью или её парами окружающей среды до концентраций создающих прямую угрозу здоровью людей. Несоблюдение администрацией Незнановского сельского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области требований действующего законодательства способствует нарушению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и окружающей среды. На основании изложенного просил признать незаконным бездействие администрации МО – Незнановское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области в части не организации сбора, определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп от потребителей, а также не организации информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора; обязать администрацию МО – Незнановское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области устранить выявленные нарушения, и принять меры по организации сбора, определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп от потребителей, а также организовать информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Кораблинского района Рязанской области Минашкина Е.В. поддержала заявленные требования в полном объёме, указав на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО – Яблоневское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в представленной правовой позиции указал, что администрацией сельского поселения определены места сбора и вывоза ТКО в населённых пунктах поселения, где имеются огороженные контейнерные площадки с твёрдым водонепроницаемым покрытием. Вывоз ртутьсодержащих осветительных ламп также должен осуществлять региональный оператор - ООО «Эко-Пронск», который имеет лицензию на осуществление деятельности с отходами 1-4 класса опасности. Правительством Рязанской области не определены конкретные требования к способу и месту накопления ртутьсодержащих ламп и устройств.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 9 статьи 10 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ определяет твёрдые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

Согласно пункту 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Правила), органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Положения пункта 5 Правил корреспондируют пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения городского, сельского поселения относит их участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относит, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 4 статьи 8).

Отработанные ртутьсодержащие лампы согласно пункту 2 Правил представляют собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утратившие свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные).

Согласно Приказу Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к 1 классу опасности.

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.

Судом установлено, что на территории Яблоневского сельского поселения Кораблинского муниципального образования Рязанской области не организованы места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Судом установлено, что на территории Незнановского сельского поселения Кораблинского муниципального образования Рязанской области не организованы места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Данный факт подтверждается письмом прокуратуры Кораблинского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, представлением прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в деятельности сельского поселения, связанной с несоблюдением законодательства по организации сбора и вывоз отходов в части отработанных ртутьсодержащих осветительных ламп, ответом главы сельского поселения на представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ о предпринимаемых мерах по устранению выявленных нарушений.

Допущенные нарушения до настоящего времени административным ответчиком не устранены, так как административным ответчиком не представлены в суд доказательства их устранения.

Довод представителя ответчика о том, что надлежащим административным ответчиком по данному делу является ООО «Эко-Пронск», является несостоятельным в силу изложенных выше положений нормативных актов.

При таких обстоятельтсвах, суд считает, что заявленный прокурором района административный иск является обоснованным и подлежит полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Кораблинского района Рязанской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО – Незнановское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп от потребителей.

Обязать администрацию МО – Незнановское сельское поселение
Кораблинского муниципального района Рязанской области устранить выявленные нарушения, и принять меры по организации сбора, определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп от потребителей, а также организовать информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Рязанского областного суда в течение месяца со дня его вынесения, через Кораблинский районный суд Рязанской области.

Судья В.Н. Васильева