ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-219/2022 от 22.06.2022 Кваркенского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-219/2022

УИД 56RS0017-01-2022-000276-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Паршиной О.С.,

при помощнике Нуртаевой Е.К.,

с участием помощника прокурора Кваркенского района Оренбургской области Халимоновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области, поданному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л:

прокурор Кваркенского района Оренбургской области обратился в суд с указанным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указал, что в сети Интернет выявлены сайты с адресами:

на которых содержится информация о приобретении свидетельства об установлении отцовства, в нарушение установленной законодательством процедуры получения указанного документа.

В нарушение норм закона на указанных интернет-сайтах размещена публичная оферта предоставления услуги по изготовлению и продаже свидетельства об установлении отцовства.

Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа квалифицируется как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), а использование заведомо подложного документа – по ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Страницы опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь.

В ходе проведенной проверки установить юридических (физических) лиц, которым принадлежат интернет-сайт, не представилось возможным.

Таким образом, выявленные сайты содержат информацию распространение которой противоречит целям и задачам действующего законодательства, наносит вред нравственности гражданам, формирует противоправное поведение. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.

Просил признать информацию, размещенную в Интернете на страницах:

, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Роскомнадзора для внесения в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

В судебном заседании помощник прокурора Кваркенского района Оренбургской области Халимонова Т.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить с учетом отзыва заинтересованного лица в части Интернет-ресурса не содержащего информацию, указанную в заявлении. С учетом уточнения требований просила признать информацию, размещенную в Интернете на страницах: информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Представитель заинтересованного лица направил отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет»

недоступна. Ограничение доступа к данным ресурсам является нецелесообразным. К отзыву приложен скриншот с указанного ресурса, подтверждающий отсутствие на нем запрещенной информации.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно акту осмотра сайтов от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора Кваркенского района, его рапорту, адресованному вышестоящему прокурору от того же дня, при осмотре сети Интернет выявлены страницы, на которых предоставлен доступ к информации, распространение которой запрещено.

В частности по адресам:

, на которых содержится информация о приобретении свидетельства об установлении отцовства, в нарушение установленной законодательством процедуры получения указанного документа.

В соответствии со скриншотами с указанных сайтов, на них публично размещена публичная оферта предоставления услуги по изготовлению и продаже свидетельства об установлении отцовства.

Статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет информационно-телекоммуникационную сеть, как технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в числе прочих, на принципах открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По правилам пунктов 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации по охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу правил пунктов 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено". В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 указанного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены цели государственной политики в интересах детей, к числу которых отнесены осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Принципами государственной политики в интересах детей являются законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Статьей 4 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон «Об актах гражданского состояния») определено, что государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

В силу ст. 48 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации установления отцовства является:

- совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка;

- заявление об установлении отцовства отца ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»;

- решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства, вступившее в законную силу.

Согласно п. 9 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2018 № 307 (далее – Административный регламент), органами, предоставляющими государственную услугу, являются:

- органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений, на территории которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом и наделенные законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений – на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти;

- многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Государственная регистрация установления отцовства и выдача свидетельства об установлении отцовства, в силу п. 14 Административного регламента, производятся в день обращения заявителя при условии предъявления всех оформленных надлежащим образом необходимых документов и наличия записи о рождении ребенка в ФГИС «ЕГР ЗАГС», за исключением случаев подачи заявления об установлении отцовства до рождения ребенка и когда в представленном заявителями свидетельстве о рождении ребенка указаны сведения об отце.

Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа квалифицируется как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), а использование заведомо подложного документа – по ч. 3 ст. 327 УК РФ.

В силу пункта 5.1.7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации. Распространенной в сети Интернет запрещенной.

Как установлено в судебном заседании на сайтах:

представлена информация о приобретении свидетельства об установлении отцовства, в нарушение установленной законодательством процедуры получения указанного документа.

В ходе проведенной проверки установить юридических (физических) лиц, которым принадлежат интернет-сайт, не представилось возможным.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может каждый пользователь информационно-коммуникационной сети Интернет.

Размещенные на странице указанного сайта сведения направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленного законодателем порядка, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Соответственно размещение таких сведений нельзя признавать законным и разрешенным действием.

Одновременно с этим, на сайте в сети Интернет такая информация отсутствует, данное обстоятельство следует из представленного заинтересованным лицом отзыва, скриншота страницы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части уточненных исковых требований признания информации, распространяемой посредством сети Интернет и размещенной на Интернет – ресурсах:

, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Кваркенского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах:

, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья п/п О.С.Паршина

Мотивированное решение суда составлено 22 июня 2022 года.