Дело № 2а-21/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Чегдомын 31 января 2022 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Свидерской А.Ю.
с участием: прокурора Шамаилова С.Х.
при секретаре Семеновой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Верхнебуреинского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края об обязании организовать работу по установлению границ территории объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующее. ФИО4 Корякина (1895-1979 гг.), партизана, участка Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО5 Копина (1900 - 1984 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО6 Седунова (1893 - 1985 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО7 Ярош (1904 - 1972 гг.), партизанки, участницы Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО8 Чурсина (1900 - 1985 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО9 Воробьева (1891 - 1968 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес> являются объектами культурного наследия регионального значения и подлежат государственной охране на основании постановления Законодательной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако границы территорий и режим использования земель в отношении данных объектов не утверждены, что создает предпосылки к нарушению требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а также нарушению прав хозяйствующих субъектов и иных лиц при принятии ими решений о проведении работ, в том числе в границах зон охраны объектов культурного наследия. Ссылаясь на положения ст.1, 33,46, 3.1, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", просит, с учетом уточнённых требований, обязать Управление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> организовать работу по установлению границ территории следующих объектов культурного наследия регионального значения в срок до ДД.ММ.ГГГГ: ФИО4 Корякина (1895-1979 гг.), партизана, участка Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО5 Копина (1900 - 1984 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО6 Седунова (1893 - 1985 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО7 Ярош (1904 - 1972 гг.), партизанки, участницы Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО8 Чурсина (1900 - 1985 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО9 Воробьева (1891 - 1968 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора <адрес>ФИО10 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить с учетом письменных уточнений.
Представитель административного ответчика – Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте его проведения.
Административным ответчиком представлены возражения на административное исковое заявление, согласно которому Управление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> с иском не согласны и ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагают, что у них отсутствует обязанность по разработке проекта границ территории объекта культурного наследия, а имеется лишь обязанность по их утверждению, после поступление на рассмотрение от заявителя. Требования прокурора являются неправомерными, поскольку из буквального толкования иска следует, что управлению надлежит за счет собственных средств разработать проекты границ территории объектов культурного наследия. В то время как материально-техническое, документационное, финансовое, хозяйственное и кадровое обеспечение управления осуществляется аппаратом Губернатора и правительства края. Иск прокурором предъявлен преждевременно, без установления всех существенных обстоятельств. Прокурору необходимо установить законного владельца объектов культурного наследия и обязать разработать проект границ территории объекта культурного наследия. Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку специальным законом об объектах культурного наследия разработка проекта границ территории объектов культурного наследия возложена на законного владельца такого объекта. Считают исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дел в отсутствие представителя ответчика, поскольку обязательной явка указанного лица не является и судом таковой не признавалась.
Заслушав прокурора, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 73-ФЗ " под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вред.
В соответствии с подпунктами 1, 3, 4, 6 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (абзац 2 части 5 статьи 3.1).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 15 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 972, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы; организовывают разработку проектов зон охраны в отношении объектов по переданным полномочиям органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, уты. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 972 предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 704-пр утверждено положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия", согласно которому государственный контроль (надзор) осуществляется управлением государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 194-пр утверждено Положение об управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>". Согласно п. 3.31 указанного положения к основным функциям Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> относится, в том числе, организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Как установлено в судебном заседании, ФИО4 Корякина (1895-1979 гг.), партизана, участка Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО5 Копина (1900 - 1984 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО6 Седунова (1893 - 1985 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО7 Ярош (1904 - 1972 гг.), партизанки, участницы Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО8 Чурсина (1900 - 1985 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>; ФИО9 Воробьева (1891 - 1968 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес> относятся к объектам культурного наследия регионального значения, как памятники истории, подлежащие государственной охране. Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, право собственности на вышеуказанные объекты культурного наследия ни за кем не зарегистрировано. Границы территорий и режим использования земель в отношении объектов не утверждены, что создает предпосылки к нарушению требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
С возражениями Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> о том, что они не являются надлежащим ответчиком по делу и исковые требования прокурором заявлены преждевременно, согласиться нельзя.
Обязанность Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> по разработке и определении предмета охраны, границ территорий в отношении указанных выше объектов культурного наследия регионального значения вытекает из системного толкования статей 6, 9.2, 33, 34 названного Федерального закона, пунктов 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 972, п. 3.31 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 194-пр «Об утверждении Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>», а также п.2 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия", утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 704-пр.
Таким образом, с учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, а срок, в течение которого прокурор района просит обязать ответчика принять меры по устранению выявленных нарушений, признается судом разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Требования и.о прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Управление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> организовать работу по установлению границ территории следующих объектов культурного наследия регионального значения в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
ФИО4 Корякина (1895-1979 гг.), партизана, участка Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>;
ФИО5 Копина (1900 - 1984 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>;
ФИО6 Седунова (1893 - 1985 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>;
ФИО7 Ярош (1904 - 1972 гг.), партизанки, участницы Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>;
ФИО8 Чурсина (1900 - 1985 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>;
ФИО9 Воробьева (1891 - 1968 гг.), партизана, участника Гражданской войны, расположенного в районе кладбища <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, через Верхнебуреинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Свидерская А.Ю.