Дело № 2а-21/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2022 года город Полярный
Полярнинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Дудника С.В., при секретаре Ячкуринской О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № ...ФИО1 об оспаривании действий начальника территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» (далее отдел Росжилкомплекс), связанных с отказом в изменении учетных данных военнослужащего,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в феврале 2022 г. обратился к начальнику отдела Росжилкомплекс с заявлением о внесении в его учетные данные сведений о принадлежности к ветеранам подразделений особого риска, в чем ему на основании решения указанного должностного лица от <дата>№ ... было отказано.
Полагая, что данное решение нарушает его права, ФИО1, уточнив заявленные требования, просит суд признать его незаконным, обязать начальника отдела Росжилкомплекс повторно рассмотреть вопрос о внесении в учетные данные истца сведений о праве на предоставление дополнительной площади жилого помещения как ветерану подразделений особого риска.
Обосновывая заявленные требования, ФИО1 в административном исковом заявлении и уточнении к нему указал, что 6 июля 2004 г. ему вручено удостоверение ветерана подразделений особого риска, в связи с чем, на основании п.3 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон), он имеет право на обеспечение дополнительной площадью жилого помещения. Ссылка ответчика на внесенные в Закон в августе 2004 г. изменения является необоснованной, поскольку он был признан ветераном подразделений особого риска до внесения указанных изменений.
Определением от 22 марта 2022 г. федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (далее Росжилкомплекс) привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Стороны, а также заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело без их участия.
Начальник отдела Росжилкомплекс в письменных возражениях требования истца не признала, указав, что редакция Закона, действующая на момент принятия ФИО1 на учет нуждающихся в жилье, не предусматривает предоставление ветеранам подразделений особого риска дополнительной жилой площади.
Представитель Росжилкомплекс, возражая против заявленных требований, в письменных возражениях указала, что истец признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением после внесения в Закон изменений, отменивших предоставление ветеранам подразделений особого риска льготы в виде обеспечения дополнительной жилой площади. Получение им 6 июля 2004 г. удостоверения ветерана подразделений особого риска не имеет юридического значения, поскольку на тот момент он права на обеспечение жильем и, соответственно, связанное с ним право на обеспечение дополнительной жилой площадью, не имел. Следовательно, права истца после изменения законодательства не подверглись отмене или умалению. Другие основания для обеспечения истца дополнительной жилой площадью отсутствуют. Кроме того, со ссылкой на отдельные судебные акты, указала, что Закон не предусматривает возможности получения жилищной субсидии, замены получения отдельной комнаты или площади жилого помещения на сумму, равную стоимости такой площади.
Исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что ФИО1 заключил первый контракт о прохождении военной службы в 2003 г., проходит военную службу по контракту в <адрес>, где обеспечен служебным жилым помещением, имеет календарную выслугу более 20 лет.
Согласно удостоверению серии № ..., выданному председателем комитета ветеранов подразделений особого риска РФ <дата>, ФИО1 имеет право на льготы, установленные для лиц в соответствии с п.п. «в» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1.
Решением начальника филиала «Северный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» от <дата>№ ... ФИО1 с 11 октября того же года принят на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в <адрес> в форме предоставления жилищной субсидии.
3 февраля 2022 г. истец направил начальнику отдела Росжилкомплекс заявление с просьбой внести в его учетные данные сведения о праве на 15 кв.м дополнительной жилой площади как ветерана подразделений особого риска, в чем ответчиком было отказано решением от <дата>№ ..., оформленным в виде сообщения.
Как следует из оспариваемого решения, при его принятии учитывается редакция Закона, действующая на момент признания истца нуждающимся в жилом помещении. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 апреля 2004 г. в Закон внесены изменения, в соответствии с которыми ветеранам подразделений особого риска право на дополнительную площадь не предоставляется.
В соответствии с абз.7 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
На основании абз.12 п.1 ст.15 указанного Федерального закона, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно п.5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам РФ и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. № 76 (далее Правила), норматив общей площади жилого помещения увеличивается на 15 кв.м при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения.
Пунктом 3 ст.14 Закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривалась льгота в виде одноразового бесплатного обеспечения независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
На основании п.1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1, действие Закона распространяется на граждан из подразделений особого риска. Меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ льгота по предоставлению дополнительной площади жилого помещения, предусмотренная п.3 ст.14 Закона, была отменена.
Вместе с тем преамбулой к указанному закону установлено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина, чем подтвержден один из основных принципов гражданского права о том, что вновь изданный закон обратной силы не имеет.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. № 17-П, в котором указано, что положения п.2 ч.1 ст.14 Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты.
Анализируя указанные правовые нормы, учитывая, что ФИО1 получил право на обеспечение дополнительной площадью жилого помещения как ветеран подразделений особого риска до внесения в Закон указанных изменений, суд приходит к выводу, что при предоставлении жилищной субсидии истец имеет право на увеличение норматива общей площади жилого помещения на 15 кв.м как ветеран подразделений особого риска.
При этом, согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса РФ и принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Приведенные правовые нормы указывают, что обеспечение военнослужащих жильем может осуществляться в различных формах, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии. Выбор той или иной формы обеспечения жильем не может служить основанием для утраты военнослужащим принадлежащего ему права на дополнительную жилую площадь, порядок учета которой прямо предусмотрен п.5 Правил.
Доводы представителя Росжилкомплекс об обратном суд признает несостоятельными ввиду неверного толкования правовых норм.
Кроме того, в оспариваемом решении дата принятия Федерального закона № 122-ФЗ неверно указана как 22 апреля 2004 г., тогда как указанный закон был принят 22 августа того же года, а его положения, касающиеся предоставления дополнительной площади жилого помещения, вступили в силу с 1 января 2005 г., то есть после присвоения истцу 6 июля 2004 г. статуса ветерана подразделений особого риска.
При таких данных административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 300 рублей подтверждены надлежащей квитанцией, и, в соответствии со ст.111 КАС РФ, подлежат возмещению истцу за счет Росжилкомплекс.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.
Решение начальника территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ от <дата>№ ...-№ ... – признать незаконным.
Обязать начальника территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ повторно рассмотреть вопрос о внесении в учетные данные ФИО1 сведений о праве на предоставление дополнительной площади жилого помещения как ветерану подразделений особого риска.
Взыскать с федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении в суд.
Административному ответчику необходимо сообщить о выполнении возложенных на него обязанностей в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Полярнинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.В. Дудник