№2а-21/2024 (№2а-302/2023)
УИД 24RS0005-01-2023-000362-06
Категория: 3.207
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новобирилюссы Красноярского края 6 февраля 2024 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,
при секретаре Спиридоновой Д.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Бирилюсского района Красноярского края Киреева Е.А.,
представителя административного ответчика – Администрации Бирилюсского района Красноярского края Григорьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-21/2024 (№2а-302/2023)по административному исковому заявлению прокурора Бирилюсского района Красноярского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Бирилюсского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Бирилюсского района Красноярского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Бирилюсского района Красноярского края, в котором, с учетом уточнения,просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию нормативно-правового акта, определяющего границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также обязать Администрацию Бирилюсского района Красноярского края в срок до 1 сентября 2024 г. разработать и принять нормативно-правовой акт, определяющий границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Требования мотивированы тем, прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края в рамках осуществления надзора проведен анализ причин роста в 2023 г. преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения на территории Красноярского края.Проводимый на постоянной основе прокуратурой района анализ состояния преступности позволяет утверждать, что основной причиной совершения преступления является низкий уровень правового просвещения и правового информирования населения района. Кроме того, остается актуальной на протяжении последних лет для Бирилюсского района проблема совершения преступлений в состоянии алкогольного опьянения. В структуре расследованных деяний указанная преступность составляет более 50% от общего числа преступлений. При этом наиболее подвержены совершению под воздействием алкогольной продукции преступления против жизни и здоровья граждан. За 6 месяцев 2023 г. на территории Бирилюсского района Красноярского края зарегистрировано 70 преступлений, общее количество зарегистрированных на территории района тяжких и особо тяжких преступлений составляет 15 преступлений. Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения показал, что к совершению преступлений в нетрезвом состоянии приводит, в том числе, незаконная продажа алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним, что является одной из основных предпосылок негативных последствий для нормального физического развития несовершеннолетних.Указанное свидетельствует об упущениях органов местного самоуправления при реализации полномочий по ограничению потребления алкогольной продукции. Так, на центральных улицах с. Новобирилюссы вблизи образовательных учреждений – МКДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик» и КГАПОУ «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства» расположены торговые точки «Русский разгуляйка», «Серебряный шар», «Пивной причал» по реализации спиртосодержащей продукции, в которых ранее в ходе рейдов выявлены случаи реализации указанной продукции несовершеннолетним детям.Анализируя вышеуказанное, прокуратурой Бирилюсского района проведена проверка исполнения законодательства в области регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Бирилюсского района. Согласно действующему законодательству органами местного самоуправления должны быть определены границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. В ходе проверки установлено, что в администрации Бирилюсского района Красноярского края отсутствуют муниципальные правовые акты об определении границ территории образовательных учреждений и организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. По результатам проведенной проверки в администрацию района внесено представление по факту нарушения требований законодательства об ограничении потребления алкогольной продукции. Согласно ответу администрации района по результатам рассмотрения представления администрация признает указанные нарушения, специалистами администрации разрабатываются нормативно-правовые акты, определяющие границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.По состоянию на 1 декабря 2023 г. администрацией Бирилюсского района Красноярского края меры к устранению выявленных ранее нарушений законодательства не принят, нормативно-правовой акт, определяющий границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не разработан, в прокуратуру района на правовую экспертизу не представлен, в связи с чем, административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика и обязать устранить допущенные нарушения.
Определением судьи Бирилюсского районного суда Красноярского края от 11 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – Администрация Новобирилюсского сельсовета Красноярского края, Министерство здравоохранения Красноярского края, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Министерство культуры Красноярского края, Министерство образования Красноярского края, Министерство промышленности и торговли Красноярского края, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае.
В судебном заседании представитель административного истца– помощник прокурора Бирилюсского района Красноярского края Киреев Е.А. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Администрации Бирилюсского района Красноярского края Григорьева А.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, пояснила, что администрацией района предприняты меры для разработки необходимого нормативно-правового акта, но поскольку данного документа в виде модуля не имеется, то администрацией направлен запрос в институт муниципального управления для его разработки. После разработки проекта нормативно-правового документа, определяющего границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, данный документ будет направлен на согласование.
Заинтересованные лица – Администрация Новобирилюсского сельсовета Красноярского края, Министерство здравоохранения Красноярского края, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Министерство образования Красноярского края, Министерство промышленности и торговли Красноярского края, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Заинтересованное лицо – Министерство культуры Красноярского края о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявило. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель министерства Леюшкина С.В., действующая на основании доверенности от 25 января 2023 г. №765 юр, просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя, указала, что, учитывая прямую зависимость эффективности профилактических мер, направленных на борьбу с детским алкоголизмом, от расстояния между образовательными учреждениями и точками реализации алкогольной продукции, требования прокурора Бирилюсского района Красноярского края являются законными и обоснованными.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального Закона №131-ФЗ, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В ст. 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.№171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон №171-ФЗ) установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (п. 16 ст. 2 Федерального закона №171-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.
В подп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ указано, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются:к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессиональногообразования);к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;к местам, указанным в подпунктах 5 - 7 настоящего пункта.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым - четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ определено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст.16 данного Федерального закона.
Согласно абз. 1 п. 8 ст. 16Федерального закона №171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2, абзаце первом пункта 4.1 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2021 г. начали действовать Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2020 г.№2220 (далее – Правила).
Границы прилегающих территорий устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом требований данных Правил и результатов общественного обсуждения (пункт 2).
Согласно п. 3 Правил в случае принятия органом местного самоуправления решения о необходимости разработки проекта муниципального правового акта, в соответствии с которым планируется первоначальное установление или увеличение границ прилегающих территорий, орган местного самоуправления направляет проект муниципального правового акта в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование в сферах торговой деятельности, культуры, образования и охраны здоровья, и уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации для их рассмотрения.
Согласно п. 8 Правил орган местного самоуправления не позднее 30 календарных дней со дня принятия муниципального правового акта, указанного в пунктах 3 и 4 Правил, направляет копию муниципального правового акта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
Муниципальный правовой акт, указанный в пунктах 3 и 4 Правил, публикуется (обнародуется) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу п. 9 Правил муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, принятые до вступления в силу Правил, продолжают применяться до принятия соответствующими органами местного самоуправления решения об установлении новых границ прилегающих территорий в порядке, предусмотренном данными Правилами.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в адрес главы Бирилюсского района Красноярского края 20 июля 2023 г.прокуратуройБирилюсского района Красноярского края направлено представление об устранении нарушений законодательства об ограничении потребления алкогольной продукции с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их возникновению, а также разработать и принять нормативно-правой акт об определенииграниц территорий образовательных учреждений и организаций, а также прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Из ответа Администрации Бирилюсского района Красноярского края от 17 августа 2023 г. следует, что данное представление рассмотрено, администрация признает указанные в нем нарушения. Специалистами администрации разрабатываются нормативные правовые акты, определяющие границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Проекты нормативных актов после их разработки будут направлены в прокуратуру Бирилюсского района для проведения правовой экспертизы. За выявленные нарушения законодательства вынесено дисциплинарное взыскание в виде замечания первому заместителю главы района Желонкину А.И.
Согласно акту помощника прокурора Бирилюсского района Красноярского края от 1 декабря 2023 г. при проведении мониторинга сайта http://pravo.minjust.ru, на котором в обязательном порядке органами местного самоуправления должны размещаться все издаваемые нормативно-правовые акты, установлено, что на указанном сайте отсутствует нормативно-правовой акт, разработанный администрацией Бирилюсского района Красноярского края,определяющий границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
По информации Министерства культуры Красноярского края от администрации Бирилюсского района Красноярского края проект муниципального нормативного правового акта, определяющего границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для рассмотрения в Министерство культуры Красноярского края не поступал, заключения на такой проект министерством культуры в администрацию Бирилюсского района не направлялось.
Из ответаУполномоченного по защите прав предпринимателей в Красноярском крае от 13 декабря 2023 г. следует, что в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Красноярском крае Загитовой О.В. из администрации Бирилюсского района Красноярского края не поступало каких-либо проектов муниципальных нормативно-правовых актов, определяющих границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно информации Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 20 декабря 2023 г. с момента вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. №2220 и до 19 декабря 2023 г. каких-либо проектов постановлений от администрации Бирилюсского района Красноярского края в адрес министерства не поступало.
По сведениям Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 13 декабря 2023 г. у министерства в настоящее время отсутствуют полномочия в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, государственного регулирования торговой деятельности, отношений, связанных с организацией розничных рынков, ввиду чего министерству не направляются запрашиваемые документы.
Согласно ответу Министерства образования Красноярского края от 21 декабря 2023 г. за период с 9 января 2023 г. по 21 декабря 2023 г. проект муниципального правового акта, определяющего границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, администрацией Бирилюсского района Красноярского края в адрес министерства не поступал.
Из ответа Министерства здравоохранения Красноярского края от 15 декабря 2023 г. следует, что проект нормативно-правового акта администрации Бирилюсского района Красноярского края об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в министерство здравоохранения Красноярского края не поступал.
По информации Администрации Бирилюсского района Красноярского края от 18 декабря 2023 г. типовой муниципальный нормативно-правовой акт, определяющий границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в настоящее время разрабатывается ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края». Данный проект разрабатывается на основании обращения администрации района от 18 октября 2023 г. После разработки проекта данный акт будет принят администрацией Бирилюсского района с учетом особенностей территории.
Согласно ответу ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» от 30 ноября 2023 г. в настоящее время Учреждением ведется работа по подготовке проекта муниципального правового акта «Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования», по окончании которой проект будет направлен в адрес администрации Бирилюсского района, а такжеразмещен на сайте Института. Основания для разработки муниципального правового акта «Об утверждении схем с границами территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» отсутствуют, поскольку действующими Правилами №2220 не установлено, что к решениям органов местного самоуправления об определении границ прилегающих территорий прилагаются семы.
В нарушение вышеприведенных требований Федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. №2220, до настоящего времени указанные нарушения в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции администрацией Бирилюсского района Красноярского края не устранены.
Несоблюдение и ненадлежащее исполнение администрацией Бирилюсского района Красноярского края законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции нарушает интересы населения муниципального образования.
В соответствии с пп.15 п. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам органов местного значения муниципального района относится, в том числе, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района.
С учетом положений ст.ст. 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, администрация Бирилюсского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, в связи с чем, на администрацию Бирилюсского района Красноярского края, как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления деятельности в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, а именно, обязанность по принятию и разработке нормативно-правового акта, определяющего границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В этой связи, суд приходит к выводу, что администрация Бирилюсского района Красноярского края является надлежащим административным ответчиком по делу.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В рамках настоящего дела указанная совокупность условий судом установлена.
Таким образом, судом установлено, что надлежащих мер по разработке и принятию нормативно-правового акта,определяющего границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Администрацией Бирилюсского района Красноярского края не принималось,доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией района самостоятельно принимались необходимые меры для разработки и принятия данного нормативного акта, помимо направления запроса в ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» для разработки проекта документа, административным ответчиком не предоставлено, данный факт представителем административного ответчика в судебном заседании не оспорен.
Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что со стороны административного ответчика допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию нормативно-правового акта, определяющего границы прилегающих территорий, накоторых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в связи с чем, административноетребование прокурора о признании незаконным бездействия администрации Бирилюсского района Красноярского краяявляется законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика, то имеются правовые основания для удовлетворения производного от него требования о возложении обязанности.
Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание мнение сторон, суд полагает разумным установить срок для исполнения требований административного истца - до 1 сентября 2024 г.
При указанных обстоятельствах административный иск прокурора Бирилюсского района Красноярского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Бирилюсского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностиподлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Бирилюсского района Красноярского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Бирилюсского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Бирилюсского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию нормативно-правового акта, определяющего границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Обязать Администрацию Бирилюсского района Красноярского края разработать и принять нормативно-правовой акт, определяющий границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Установить срок исполнения исковых требований – до 1 сентября 2024 г.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.И. Лайшева
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2024 г.