ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2202/19 от 24.04.2019 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2202/2019

64RS0045-01-2019-002193-59

Решение

Именем Российской Федерации

24.04.2019 г. г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Бондаренко В.Е.,

при секретаре Тупиченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ляпкина Алексея Сергеевича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и возложении обязанности включить административного истца в указанный реестр,

установил:

Ляпкин А.С. в обоснование иска указал, что 23.04.2013 года между ним и ЖСК «Стройинтерсервис» заключен договор на внесение паевого взноса, из которого следует, что ЖСК участвует в строительстве жилого дома строительный номер 12 по адресу: <адрес>. Ляпкин А.С. исполнил обязательства в полном объеме. Ляпкин А.С. подал документы в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту Министерство ЖКХ) о включении в реестр пострадавших граждан. Распоряжением министра от 18.12.2018 года № 599-р во включении в реестр пострадавших граждан отказано. Просит признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области во включении Ляпкина А.С. в реестр пострадавших граждан; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить в реестр пострадавших граждан.

Ляпкин А.С. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, срок на подачу административного иска восстановить, поскольку о принятом распоряжении ему стало известно в начале апреля 2019 года, копию распоряжения ранее он не получал.

Представитель административного ответчика Куспиц А.Ф. пояснил, что 18.12.2018 года министерством принято решение об отказе во включении Ляпкина А.С. в реестр пострадавших граждан на основании пп.1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 года № 560/пр в связи с несоответствием заявителя одному из критериев, установленных п. 2 приложения 1 к приказу (л.д. 29-31).

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В части 1 ст. 219 КАС РФ закреплено, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 5, 8 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пунктом 5 статьи 138 КАС РФ установлено, что в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Судом установлено, что о распоряжении министерства строительства и ЖКХ СО № 599-р административному истцу стало известно в начале 2019 года, с административным исковым заявлением Ляпкин А.С. обратился в суд 10.04.2019 года.

Допустимых доказательств вручения административному истцу копии распоряжения ранее указанной даты административным ответчиком не представлено.

В этой связи суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного административным истцом срока исковой давности по уважительной причине.

Согласно ч.2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр (далее по тексту Приказ № 560) утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее Критерии).

Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В судебном заседании установлено, что 23.04.2013 года между ЖСК «Стройинтерсервис» и Ляпкиным А.С. был заключен договор на внесение паевого взноса, по которому Ляпкин А.С. получает в собственность после окончания строительства и полной выплаты паевого взноса жилое помещение – трехкомнатную квартиру строительный № общей площадью 90, 43 кв.м. в блок – секции Б, расположенной на 5 этаже в 18 этажном жилом доме строительный № 12, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 18)

Ляпкин А.С. свои обязательства по договору на внесение паевого взноса выполнил в полном объеме (л.д. 20)

Решением Кировского районного суда г.Саратова от 10.08.2015 года за Ляпкиным А.С. признано имущественное право требования передачи в собственность трехкомнатной квартиры со строительным №, общей площадью 90, 43 кв.м. (включая 100 % площади лоджий), в блок – секции Б, расположенной на 5 этаже в 18-ти этажном жилом доме, строительный №12, расположенного по адресу: <адрес> после окончания строительства дома и ввода его в эксплуатацию (л.д. 21-22).

Ляпкин А.С. обратился в Министерство ЖКХ с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан.

Юридическими значимыми обстоятельствами для дела являются: неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика; надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика; отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта; отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

Сопоставляя перечисленные в приказе № 560 критерии с обстоятельствами, возникшими у Ляпкина А.С. с застройщиком, суд установил, что застройщик не исполнил обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, предмет договора Ляпкину А.С. не передал (в отношении застройщика вводилась процедура банкротства); Ляпкин А.С. надлежащим образом исполнил обязательства участника долевого строительства, внесение им денежных средств в кассу ЖСК «Стройинтерсервис» подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру (л.д. 20), отсутствует лицо, являющееся правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; застройщик не обеспечил обязательств по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика; Ляпкин А.С. в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта не значится; факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта судом не установлено.

Таким образом Ляпкин А.С. соответствует критериям, позволяющим включить его в реестр пострадавших граждан.

Позиция Министерства ЖКХ о том, что договор долевого участия был заключен с Ляпкиным А.С. до принятия Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не имеет правового значения, поскольку ст. 19 Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от момента, когда они были обмануты застройщиками.

Отказ Министерства ЖКХ РФ в удовлетворении аналогичного требования Ляпкина А.С. нарушает конституционный принцип равенства, учитывая, что он полностью исполнил предусмотренные договором обстоятельства и на спорную квартиру отсутствуют притязания других лиц и соответствие обстоятельств иным критериям.

При таких обстоятельствах следует признать распоряжение Министерства ЖКХ (л.д. 16-17) об отказе во включении в реестр незаконным и обязать Министерство ЖКХ включить Ляпкина А.С. в реестр пострадавших граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

признать распоряжение Министерства ЖКХ (л.д.16-17) об отказе во включении Ляпкина Алексея Сергеевича в реестр пострадавших граждан незаконным и обязать Министерство ЖКХ включить Ляпкина Алексея Сергеевича в реестр пострадавших граждан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2019 года.

Судья В.Е. Бондаренко