ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2204/19 от 30.07.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

54RS0010-01-2019-001142-79

Дело № 2а-2204/2019

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

30 июля 2019 года

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова,

с участием прокурора А.А. Федорова,

при секретаре Е.А. Кириченко

в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шульгина ххх, Гордиенко ххх, Гордиенко ххх, Тор-Томасова ххх, Калигановой ххх, Анастасовской ххх, Савельевой ххх, Аюпова ххх, Масловской хх, Масловского ххх об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Шульгин О.А., Гордиенко В.В., Гордиенко Е.С., Тор-Томасов К.А., Калиганова Е.Г., Анастасовская О.Н., Савельева Д.Г., Аюпов О.Р., Масловская Е.С., в суд с административным иском, после изменения исковых требований, просят признать недействующим постановление мэрии г. Новосибирска от 04.12.2018 № 4340 «О подготовке проекта межевания территории квартала 142.03.01.04 в границах проекта планировки территории, ограниченной улицами Ипподромская, Фрунзе, Доватора, Б. Богаткова, Кирова, Восход, створом Октябрьского моста, береговой линией реки Оби, в Дзержинском, Октябрьском и Центральном районах», в связи с нарушением оспариваемым нормативным правовым актом прав административных истцов.

Административные истцы Шульгин О.А., Гордиенко В.В., Тор-Томасов К.А., Калиганова Е.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом изменений, поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.

Административные истцы Гордиенко Е.С., Анастасовская О.Н., Савельева Д.Г., Аюпов О.Р., Масловская Е.С., Масловский М.С. в судебное заседание не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 74).

Представители административного ответчика мэрии г. Новосибирска Надеин А.Ю., Соломатина А.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом изменений, не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дали соответствующие пояснения.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Сибирское Территориальное управление имущественных отношений» МО России Корнева И.В., полагала заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, дала пояснения согласно письменному отзыву.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства РФ истец вправе требовать признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований при этом исходя из следующего.

Судебным разбирательством установлено, что административные истцы являются собственниками жилых помещений – квартир, расположенных в МКД № 22/1 по ул. А. Лежена в г. Новосибирске.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 54:35:014185:46, общей площадью 4645 кв.м., образованном в 2001 году, указанная информация актуальна на дату рассмотрения спора и содержится в выписке ЕГРН, при этом сведения в ЕГРН о правообладателе земельного участка отсутствуют.

Земельный участок с кадастровым номером 54:35:014185:46, согласно выписке ЕГРН, образован из двух земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:014185:1925; 54:35:014185:1926.

Также на данном земельном участке расположено здание Овощехранилище 2, находящимся в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Минобороны РФ.

Таким образом, на одном земельном участке с кадастровым номером 54:35:014185:46 расположены два объекта недвижимости находящихся в собственности у разных лиц.

26.10.2018 от собственника квартиры № ххх в доме 22/1 по ул. Лежена ххх В.Г. в Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска поступило заявление о рассмотрении возможности подготовки проекта межевания территории квартала 142.03.01.04 в границах проекта межевания территории, ограниченной улицами Восход, Б. Богаткова, Доватора, Никитина, Автогенной, Зыряновской в Октябрьском и Дзержинском районах.

После рассмотрения заявления, мэрией г. Новосибирска, 04.12.2018 вынесено постановление № 4340 «О подготовке проекта межевания территории квартала 142.03.01.04 в границах проекта планировки территории, ограниченной улицами Ипподромская, Фрунзе, Доватора, Б. Богаткова, Кирова, Восход, створом Октябрьского моста, береговой линией реки Оби, в Дзержинском, Октябрьском и Центральном районах».

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, полагая, что административным ответчиком указанным постановлением нарушаются права собственников жилых помещений в доме 22/1 по ул. Лежена, а именно, будет уменьшен земельный участок с кадастровым номером 54:35:014185:46, принадлежащий собственникам на праве общей долевой собственности, административные истцы обратились в суд с настоящим иском.

Как уже указано выше, 26.10.2018 от собственника квартиры № ххх в доме 22/1 по ул. Лежена - ххх В.Г. в Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска поступило заявление о рассмотрении возможности подготовки проекта межевания территории квартала 142.03.01.04 в границах проекта межевания территории, ограниченной улицами Восход, Б. Богаткова, Доватора, Никитина, Автогенной, Зыряновской в Октябрьском и Дзержинском районах с целью образования двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:014185:46 на земельный участок, необходимый для эксплуатации жилого двухэтажного дома № 22/1 по ул. А. Лежена и земельного участка, занимаемого нежилым зданием, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации (на момент рассмотрения спора находящегося на праве оперативного управления в собственности ФГКУ «Сибирское ТУИР» Минобороны России.

Указанное заявление подано в соответствии с Порядком подготовки документации по планировке территории, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2017 № 411, согласно пункту 2.2 которого, предложение заявителя о подготовке документации по планировке территории должно содержать:

-фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если предложение о подготовке документации по планировке территории подается физическим лицом;

-наименование, место нахождения, сведения о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

-фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если предложение о подготовке документации по планировке территории подается представителем заявителя;

-почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

-вид разрешенного использования предлагаемых к образованию земельных участков (в случае подготовки проекта межевания территории).

К предложению заявителя о подготовке документации по планировке территории прилагаются следующие документы:

-копия документа, подтверждающего полномочия руководителя (для юридического лица);

-копия документа, удостоверяющего полномочия представителя заявителя, если с предложением о подготовке документации по планировке территории обращается представитель заявителя;

-копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя заявителя;

-копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (индивидуального предпринимателя);

-копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

-схема границ территории на кадастровом плане территории, выполненная в масштабе 1:500 - 1:2000;

-проект задания на выполнение инженерных изысканий (в случае, если в соответствии с законодательством для подготовки документации по планировке территории требуется выполнение инженерных изысканий).

Согласно пункту 2.1. вышеуказанного Порядка, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории города Новосибирска, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принимается мэрией города Новосибирска по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Решение о подготовке документации по планировке территории оформляется правовым актом мэрии.

Пунктом 2.4. Порядка подготовки документации по планировке территории, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2017 № 411 предусмотрены основания для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории:

-подготовка документации по планировке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена;

-предложение о подготовке документации по планировке территории подано заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

-несоответствие предложения заявителя требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области и муниципальных правовых актов города Новосибирска;

-наличие ранее изданного правового акта мэрии о подготовке документации по планировке территории в отношении территории или части территории, по которой поступило предложение заявителя о подготовке документации по планировке территории;

-несоответствие предложения заявителя о подготовке документации по планировке территории требованиям, указанным в пункте 2.2 Порядка.

Как следует из доводов административного ответчика, оснований для отказа ххх В.Г. в принятии решения по ее заявлению о подготовке документации по планировке территории у мэрии г. Новосибирска, не имелось.

При этом, правого значения для разрешения настоящего спора судебная проверка на наличие законных оснований для отказа хх В.Г. в принятии решения не имеет, поскольку в случае отказа, может идти речь о нарушении прав непосредственно ххх В.Г. как заявителя, но никак не административных истцов, не подававших такого заявления.

На основании вышеуказанного заявления, 04.12.2018 мэрией г. Новосибирска вынесено оспариваемое постановление № 4340 (в редакции от 22.01.2019 № 199), которым постановлено утвердить проект задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории; подготовить проект межевания территории квартала 142.03.01.04 …; определить содержание проекта межевания территории с учетом необходимых согласований и проведения общественных обсуждений – до конца 2019 года; предложить заинтересованным лицам в течение 14 дней со дня официального опубликования постановления представить предложения о порядках, сроках подготовки и содержания проекта межевания территории в департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска; разместить постановление, в течение трех дней со дня издания, на официальном сайте г. Новосибирска и в сети Интернет; осуществить со дня официального опубликования прием и регистрацию предложений заинтересованных лиц о порядке, сроках подготовки и содержании проекта межевания территории….

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое постановление было издано надлежащим органом, в пределах своих полномочий, при этом оспариваемое постановление является начальным этапом разработки проекта межевания, проведение публичных слушаний по данному вопросу законодательством не предусмотрено и соответственно мэрией г. Новосибирска не проводились.

Поскольку указанным постановлением не формируется какой-либо земельный участок, не изменяются границы и площади земельного участка под МКД, собственниками, жилы помещений которых являются административные истцов, суд приходит к выводу, что их законные права и интересы в отношении какого-либо имущества находящегося в их собственности либо в общей долевой собственности, оспариваемым постановлением, не нарушаются, и ссылки административных истцов на нарушение положений части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.20004 № 189-ФЗ несостоятельны.

Споры о правопритязаниях на земельный участок с кадастровым номером 54:35:014185:46, об изменении его границ не является предметом данного административного иска, поскольку относятся к спорам о правах и подлежат разрешению в порядке гражданского искового судопроизводства, а не административного.

Вопреки доводам административных истцов ххх В.Г., в соответствие с Порядком подготовки документации по планировке территории, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2017 № 411, имела право обращения с заявлением о возможности подготовки проекта межевания в соответствующий Департамент.

При этом, для подачи такого заявления ей не требовалось решение общего собрания жильцов МКД или наделение ее полномочиям от совета МКД, поскольку, как указано выше, в соответствие с Порядком на обращение с заявлением имеет любое физическое или юридическое лицо.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая административному истцу в удовлетворении административного искового заявления, суд исходит из того, что оспариваемое постановление принято мэрией г. Новосибирска в установленном законом порядке, в пределах компетенции, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, издано на основании заявления физического лица, поданного в соответствие с Порядком подготовки документации по планировке территории, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2017 № 411, является начальным этапом разработки проекта межевания и не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения данного административного иска у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Шульгина ххх, Гордиенко ххх, Гордиенко ххх, Тор-Томасова ххх, Калигановой ххх, Анастасовской ххх, Савельевой ххх, Аюпова ххх, Масловской ххх, Масловского ххх – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2019 года

Судья С.Л.Малахов