ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2204/2016 от 14.12.2016 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2016 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Шалекешова А.Х.,

при секретаре Логиновой Н.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда дело по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с административным иском к администрации МО «Город Ахтубинск». Указал, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка соответствия постановления администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке учета и списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск», действующему законодательству. Принятие данного Постановления образует коррупциогенный фактор, а именно: принятие нормативного правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Указанные нарушения являются недопустимыми и приводят к широте полномочий органа местного самоуправления, ставя под сомнение объективность принимаемых решений органом местного самоуправления и вызывая возможность появления коррупционных проявлений. Применительно к рассматриваемому случаю спорный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает исключительную компетенцию Совета МО «Город Ахтубинск». В настоящее время постановление администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке учета и списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» является действующим. Просил суд признать постановление администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке учета и списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» не действующим полностью.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что вынесение нормативных правовых актов, определяющих порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления. Оспариваемое постановление администрации МО «Город Ахтубинск» касается учета и списания основных средств, т.е. также управления и распоряжения муниципальным имуществом. Администрация МО «Город Ахтубинск» не имеет полномочий по изданию подобных нормативных правовых актов, в связи с чем, просила признать не действующим полностью оспариваемое постановление органа местного самоуправления.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, пояснил, что в соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. То же самое, утверждено п. 5 ст. 30 Устава МО «Город Ахтубинск». Решением Совета МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке учета и управления муниципальным имуществом, составляющим казну МО «Город Ахтубинск». Пункт 4.2 указанного решения устанавливает, что списание имущества муниципальной казны и исключение его из реестра производятся в соответствии с действующим законодательством РФ. Реестр муниципального имущества ведется в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества». Указанный порядок устанавливает, что реестр ведется уполномоченными органами местного самоуправления Ахтубинск». Частью 1 ст. 44 Устава МО «Город Ахтубинск» установлено, что Глава МО «Город Ахтубинск» издает в пределах своих полномочий правовые акты. Глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Таким образом, обжалуемое постановление администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативным правовым актом, обязательным для принятия Советом МО «Город Ахтубинск». Данное постановление принято в соответствии с действующим законодательством РФ. Просил суд отказать в удовлетворении требований.

Выслушав стороны, исследовав и, оценив в совокупности материалы гражданского дела, суд полагает требования Ахтубинского городского прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Такое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что Ахтубинской городской прокуратурой по обращению депутата МО «Город Ахтубинск» ФИО3 проведена проверка соответствия постановления администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке учета и списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск», действующему законодательству (л.д. 7-17).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 того же Федерального закона, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Решением Совета МО «<адрес>» от 13 февраля 2008 года утверждено Положение о порядке учета и управления муниципальным имуществом, составляющим казну МО «Город Ахтубинск».

В пункте 5.3.3 данного Положения указано право Главы администрации МО «Город Ахтубинск» определять порядок проведения инвентаризации, ее периодичность и полноту.

Иных полномочий Главы МО «Город Ахтубинск» по изданию правовых актов, определяющих порядок управления и распоряжением муниципального имущества, в данном Положении от ДД.ММ.ГГГГ не определено.

Также подобных полномочий по изданию правовых актов, касающихся управления и распоряжения муниципальным имуществом, Главе администрации МО «Город Ахтубинск» не предоставлено Уставом МО «Город Ахтубинск», принятым Решением Совета МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ (ст. 37 Устава). Таким образом, ссылка представителя административного ответчика на эти полномочия в отзыве, необоснованна.

Оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, Глава администрации МО «Город Ахтубинск» определил порядок учета и списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск».

В силу п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн, объекты основных средств - это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией.

Это могут быть здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

В самом Положении, утвержденном оспариваемым Постановлением Главы администрации МО «Город Ахтубинск», в качестве основных средств указаны: недвижимое имущество, движимое имущество, библиотечный фонд.

Оспариваемое Положение определяет порядок учета и списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности.

Как указано в п. 51 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения - хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, списание объекта основных средств также относится к управлению и распоряжению муниципальным имуществом, что подтверждает доводы административного истца.

Учитывая, что ни Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Уставом МО «Город Ахтубинск», ни Положением о порядке учета и управления муниципальным имуществом, составляющим казну МО «Город Ахтубинск», полномочия по изданию подобных нормативных правовых актов за Главой администрации МО «Город Ахтубинск» не закреплены, суд полагает, что требования Ахтубинского городского прокурора являются обоснованными.

Условия перечисленных нормативных правовых актов не соблюдены, ввиду отсутствия полномочий Главы администрации МО «Город Ахтубинск» на принятие подобных нормативных правовых актов, также нарушена процедура его принятия (должно приниматься Советом МО «Город Ахтубинск»), что в силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ, влечет удовлетворение заявленных в административном иске требований.

Также суд считает необходимым отметить обязанность административного ответчика сообщить о принятии настоящего решения суда (либо опубликовать его) в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании администрации МО «Город Ахтубинск», в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180, 208 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Ахтубинского городского прокурора к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке учета и списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» не действующим полностью.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.

Судья Шалекешов А.Х.