Дело № 2а-335 /2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2024 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Моргоевой Ф.Б., при секретаре судебного заседания Битаровой З.Л., с участием:
- истца - Лаупус Акопян ФИО14,
- представителя истца - Селивановой Д.С., действующей на основании нотариальной доверенности №15/3-н/15-2023-2-378 от 18.10.2023 года,
- представителей ответчика:
- Алборовой А.Э., действующей в интересах СОТ на основании доверенности <данные изъяты> г.,
- Савлаева А.У., действующего в интересах СОТ на основании доверенности № <данные изъяты> г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лаупус Акопян Акопян Гоары Ивановны к Северо-Осетинской таможне о признании незаконным отказа в выпуске личного транспортного средства и предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей при выпуске личного транспортного средства, указанного в таможенной декларации от 12.10.23 года незаконным, обязании устранить нарушение прав и обеспечении выпуска личного транспортного средства с предоставлением освобождения от уплаты таможенных платежей,
установил:
Лаупус Акопян Г.И. обратилась к Северо-Осетинской таможне с иском, в котором просила:
- признать отказ ответчика в лице должностного лица Владикавказского таможенного поста (код поста <данные изъяты>) в выпуске личного транспортного средства на территорию РФ и предоставления права на освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства, указанный в пассажирской таможенной декларации №<данные изъяты> незаконным;
- обязать Северо-Осетинскую таможню устранить нарушения прав и законных интерес» истца и обеспечить выпуск личного транспортного средства (/у а/м Shkoda Fabia, рег.<данные изъяты>) Лаупус Акопян Г.И. с предоставлением освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении указанного транспортного средства.
В обоснование иска указано, что Лаупус Акопян Г.И. является гражданкой Германии. <данные изъяты> ей было выдан вид на жительство на основании пп. 1 п. 2 ст. В Федерального закона от 25 июля 2002 г, N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Позже она стала гражданкой России и ей был получен паспорт гражданки РФ 22.03.2023 г.;
В ее собственности находится автомашина марки Shkoda Fabia, регистрационный № FB OL 525, V1N <данные изъяты> года выпуска. Право собственности транспортное средство возникло в 2011 году, состоит на учете в Германии.
<данные изъяты> г., в Северо-Осетинскую таможню РСО-Алания в целях прохождения таможенного контроля по процедуре ввоза личного автотранспортного средства Лаупус Акопян Г.И. была представлена пассажирская таможенная декларация № <данные изъяты><данные изъяты>
Для прохождения процедуры таможенного оформления транспортного средства истцом таможенному органу были представлены: - паспорт гражданина Германии, № C5MPW57V6 срок действия документа с 14.01.2020-по 13.01.2030, паспорт гражданина Республики Армения <данные изъяты> срок действия документа с <данные изъяты>, вид на жительство в РФ от <данные изъяты>, документы на автотранспортное средство.
Ответчиком, в лице должностного лица Владикавказского таможенного поста (код поста <данные изъяты>ей было отказано в выпуске указанного автомобиля в соответствии с пп. 1 п. 1 ет. 125 ТК ЕАЭС, пп. 5 п. 1 ст. 261 ТК ЕАЭС в связи с отсутствием документов, подтверждающих соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том что подтверждающие признание иностранного лица переселившимся на постоянное место жител пп. 1 п. 2 ст. 262 ТК ЕАЭС - не уплачена таможенная пошлина, налоги в соответствии с гл. 37 ЕАЭС.
Не согласившись с отказом, истица обратилась в Федеральную таможенную службу (ФТС России) с целью получения разъяснений по вопросу, связанному с совершением таможенных операций и уплатой таможенных платежей в отношении транспортного средства для личного пользования
16.02.2023г. ФТС России направило Лаупус Акопян Г.И. ответ за № 05-19/А-1249и, в котором указано, что необходимо дополнительно предоставить документы, подтверждающие факт постоянного проживания в Германии, то есть, проживания, неограниченного наступлением какого-либо события либо периодом действия документа, и сопровождающегося наличием постоянной регистрации по месту жительства. Кроме того, была указано, что порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС транспортных средств регулируется главой 37 ТК ЕАЭС, а также Решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». При соблюдении определенных решением условий транспортные средства могут ввозиться с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов иностранными физическими лицами, признанными переселившимися на постоянное местожительства в государство - член ЕАЭС.
С целью устранения допущенных нарушений, <данные изъяты> Лаупус Акопян Г.И. была иолучена справка о регистрации по месту пребыванию и по месту жительства Муниципального совета городу Ханау, Германия (далее, справка о переезде), в которой было указано, что она снята регистрационного учета по адресу <данные изъяты>, которая свидетельствует о ее преимущественном проживании на территории Германии до момента выезда и получения вида на жительство в РФ.
Истец, полагая устраненными препятствия для ввоза личного автотранспортного средства, 12.10.2023 года обратилась в МАПП Верхний Ларс СОТ и представила пассажирскую таможенную декларацию <данные изъяты>
В целях прохождения таможенной процедуры были представлены следующие документы: загранпаспорт РФ; паспорт гражданина Германии № C5MPW57V6, срок действия документа с <данные изъяты> техпаспорт на автотранспортное средство № <данные изъяты> письмо от ФТС России от <данные изъяты> справка о переезде от <данные изъяты>.
Однако ей было отказано по процедуре выпуска в соответствии с с пп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС пп. 5 п. 1 ст. 261 ТК ЕАЭС, ввиду отсутствия документов, подтверждающих соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного лица переселившимся на постоянное место жительство пп. 1 п. 2 ст. 262 ТК ЕАЭС - не уплачена таможенная пошлина, налоги в соответствии с гл. 37 ТК ЕАЭС, то есть, отказано по тем же основаниям, что и при ее обращении на таможенный пост Верхний Ларе <данные изъяты>
<данные изъяты> г. был получен ответ от начальника Северо-Осетинской таможни Бреусова А.В. №09-22/Л-391 на ее обращение от <данные изъяты>, в котором фактически был продублирован ответ ФТС России от 16.02.2023, а также было указано, что отказ в предоставлении ей освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие правовых оснований для такого освобождения, соответствует нормам права ЕАЭС.
Лаупус Акопян Г.И. считает, что оспариваемый отказ ответчика в лице должностного лица Владикавказского таможенного поста (код поста <данные изъяты>) в выпуске личного транспортного средства, указанный в пассажирской таможенной декларации № <данные изъяты> с указанием на обязанность уплатить таможенные пошлины и налоги, нарушает ее права на ввоз автотранспортного средства для личных целей с освобождением от таможенных платежей предусмотренный ч. 6 гг. 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном урегулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Оспариваемый отказ от выпуска личного транспортного средства, указанный в пассажирской таможенной декларации №<данные изъяты> противоречат положениям пп. «б» и. 6 Приложения №3 к Решению Совета Евразийской Экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в котором указано, что иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов автотранспортные средства, прицепы к авто - и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении условий указанных в данной статье.
Согласно ч.6 ст. 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулирований в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей авто- и мототранспортное средство и прицеп к авто- и мототранспортному средству должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза, либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена Союза. На основании изложенного, Лаупус Акопян Г.И. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании истец Лаупус Акопян Г.И. и ее представитель Селиванова Д.С., заявленные исковые требования поддержали и просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Истец Лаупус Акопян Г.И. пояснила, что до отъезда в Германию на постоянное место жительства она была гражданкой РФ и проживала в г. Владикавказе. У нее во Владикавказе живет больной, нуждающийся в постоянном постороннем уходе брат, которого она содержала, высылая из Германии необходимые средства, что после начала спецоперации в 2022 году стало невозможным. Обращение ее за гражданством государства члена ЕАЭС Армению было вынужденным, поскольку в консульстве России ей сказали ждать рассмотрения ее заявления о предоставлении ей вида на жительство или гражданства РФ более восьми месяцев в связи с большим объемом таких обращений. В Армении она никогда не проживала, но получила там гражданство сразу после обращения, по национальному признаку.
Представители Северо- Осетинской таможни Гатеев В.М. и Савлаев А.У., в судебном заседании исковые требования не признали и представили суду письменный отзыв из которого следует, что Северо-Осетинская таможня находит его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим причинам:
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС транспортных средств регулируется главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение).
При соблюдении определенных Решением условий транспортные средства могут ввозиться с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов иностранными физическими лицами, признанными переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС.
В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами государств - членов ЕАЭС, такое освобождение не предоставляется.
В таможенный орган в целях таможенного контроля Лаупус Акопян Е.И. представлены следующие документы:
паспорт для выезда за границу (Reisepass), выданный в Германии, № C5MPW57V6, срок действия документа с <данные изъяты>; паспорт гражданина Республики Армения ARM № <данные изъяты>, срок действия документа с <данные изъяты>; вид на жительство иностранного гражданина <данные изъяты>, выданный Лаупус Акопян Г.И. как гражданке Республики Армения, то есть, как физическому лицу государства - члена ЕАЭС.
При этом, Лаупус Акопян Г.И. не были предоставлены документы, подтверждающие факт постоянного проживания в Германии, то есть, проживания, не ограниченного наступлением какого-либо события либо периодом действия документа, и сопровождающегося наличием постоянной регистрации по месту жительства.
С учетом изложенного действия Северо-Осетинской таможни об отказе в предоставлении Лаупус Акопян Г.И. освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства в связи с непредставлением при таможенном декларировании документов, подтверждающих наличие правовых оснований для такого освобождения, соответствуют нормам права ЕАЭС.
<данные изъяты> года гр. Республики Армения Лаупус (<данные изъяты> вновь была подана пассажирская таможенная декларация № <данные изъяты>, с целью выпуска в свободное обращение транспортного средства SKODA FABIA, 2011 года выпуска с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом гр. Лаупус (Акопян) ФИО15 представлены документы на транспортное средство, а также паспорт гражданина Республики Армения <данные изъяты>, с отметкой о регистрации в г. Ереван, Республики Армения, вид на жительство в Российской Федерации <данные изъяты>, в котором графе «Гражданство» указано Армения.
С учетом изложенного и в соответствии с п.п. 17 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС указанное лицо для таможенных целей рассматривается как лицо государства члена ЕАЭС, переселяющееся на ПМЖ из одного государства члена ЕАЭС (Армения) в другое государство - член ЕАЭС (Российская Федерация).
В этой связи, Владикавказским таможенным постом вновь было принято решение об отказе в выпуске рассматриваемого транспортного средства без уплаты таможенных платежей.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований по следующим основаниям:
Главой 37 ТК ЕАЭС, главой 35 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 311 "О порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем" регулируются особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования.
Ст. 261 ЕАЭС определен перечень документов, необходимых при подаче пассажирской таможенной декларации в том числе документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования, для личного пользования, т.е. на физическое лицо возлагается обязанность подтвердить соблюдения условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин.
В соответствии с пунктом 6 Приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто - и мототранспортные средства, прицепы к авто - и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
- ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
- авто - и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо., признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное местожительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
- таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза авто - и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.
При этом, законом разрешен временный ввоз транспортных средств также физическими лицами государств - членов, но на иных условиях (пункт 3 статьи 264 ТК ЕАЭС).
В настоящем случае материалами дела установлено следующее:
<данные изъяты> года Лаупус Акопян Г.И. обратилась в МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни и представила пассажирскую таможенную декларацию <данные изъяты>.
В целях прохождения таможенной процедуры истцом были представлены: загранпаспорт гражданина РФ; паспорт гражданина Германии № <данные изъяты>, срок действия документа с <данные изъяты> паспорт гражданина РФ, техпаспорт на автотранспортное средство № <данные изъяты>; письмо от ФТС России от <данные изъяты> и справка о переезде от <данные изъяты>, подтверждающая ее преимущественное проживание в иностранном государстве.
<данные изъяты> г. письмом начальника Северо-Осетинской таможни Бреусова А.В. <данные изъяты> в ответ на обращение истца от <данные изъяты>, ей отказано в процедуре выпуска в соответствии с с пп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС пп. 5 п. 1 ст. 261 ТК ЕАЭС, ввиду отсутствия документов, подтверждающих соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного лица переселившимся на постоянное место жительство пп. 1 п. 2 ст. 262 ТК ЕАЭС - не уплачена таможенная пошлина, налоги в соответствии с гл. 37 ТК ЕАЭС.
Вышеуказанные обстоятельства и соблюдение требований пункта 6 Приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» Лаупус Акопян Г.И. признаются и ответной стороной. Вместе с тем, ответная сторона основанием для отказа указывает то обстоятельство, что истец Лаупус Акопян Г.И. въехала на территорию Российской Федерации и получила вид на жительство, а затем гражданство Российской Федерации, как гражданка Армении, государства члена Евразийского экономического союза, а не как иностранная гражданка.
В целях проверки данного обстоятельства судом был сделан запрос в УВМ МВД России по РСО-Алания из ответ на который <данные изъяты> г. усматривается, что Лаупус Акопян ФИО16, принята в гражданство Российской Федерации в соответствии с п «а» ч.2 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (родились на территории РСФСР и имели гражданство РСФСР) на основании решения УВМ МВД по РСО-Алания № <данные изъяты> г.
По сведениям автоматизированной системы центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, СПО «Мигрант-1», Лаупус Акопян Гоар Ивановна прибыла в Российскую Федерацию из Республики Армения.
При установленных обстоятельствах на основании п.п. 17 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС суд приходит к выводу о том, что Лаупус Акопян Г.И. для таможенных целей правомерно рассматривается СОТ как гражданин государства члена ЕАЭС, переселяющийся на ПМЖ из одного государства члена ЕАЭС - Армении, в другое государство - член ЕАЭС - Российскую Федерацию. Отказ в предоставлении ей освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие правовых оснований для такого освобождения, соответствует нормам права ЕАЭС, поскольку таковые льготы для граждан государств членов ЕАЭС действующим законодательством не предусмотрены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Лаупус Акопян ФИО17 к Северо-Осетинской таможне о признании незаконным отказа в выпуске личного транспортного средства марки Шкода Фабия и предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей при выпуске личного транспортного средства, указанного в таможенной декларации от <данные изъяты> года незаконным, обязании устранить нарушение прав и обеспечении выпуска личного транспортного средства с предоставлением освобождения от уплаты таможенных платежей, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания со дня вынесения решения в мотивированном виде.
Судья Ф.Б. Моргоева