Дело №*а-2206/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2018 год с. Новая Малыкла
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Синяева В.И.,
при секретаре Ястребовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Димитровградский» о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд с указанным административным иском и в обоснование указал, что прокуратурой Новомалыклинского района была проведена проверка деятельности специального учреждения – Центра временного содержания иностранных граждан МО МВД России «Димитровградский» (далее – Учреждение), расположенного по адресу: ***. В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального законодательства. Так, в нарушении требований ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в учреждении отсутствует производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Также вопреки п.п. 4.7, 12.11 СанПиН 2.1.2/3041-96 «Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения иммигрантов – иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 12.01.1996 года № 1, на территории Учреждения не выделены и не оборудованы спортивная площадка и детская игровая площадка.
Кроме того, выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности, в частности п. 24 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г № 390 «О противопожарном режиме», согласно которому в Учреждении не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы и ограждений на крышах.
Вопреки требований ч.7 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.п. 35, 39 Типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений федеральной миграционной службы и её территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных приказом ФМС России от 26.09.2014 г. № 534, учреждение не оборудовано комнатой для временной изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв; разогрев пищи и питание иностранных граждан осуществляется в коридоре (холе) 2 этажа.
С целью устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой Ульяновской области 10.04.2017 г. вносилось представление начальнику УМВД России по Ульяновской области.
Вместе с тем проведенной 12.02.2018 г. прокуратурой Новомалыклинского района совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Ульяновской области УНД и ПР ГУ МЧС России пол Ульяновской области, а также ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Димитровграде, повторная проверка показала, что вышеуказанные нарушения не устранены.
Несоблюдение ответчиками требований федерального законодательства нарушает права работников Учреждения, а также находящихся там лиц и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области Степанов А.А. уточнил иск, отказавшись от требований организовать в Учреждении производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг, и оборудовать на территории Учреждения спортивную и детскую площадки. В остальном административный иск поддержал по изложенным в нем доводам, и просил суд обязать ответчиков устранить нарушения закона в срок до 01.01.2019 г.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Димитровградский» ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования прокуратуры не признала, но в то же время показала, что Учреждение является структурным подразделением МО МВД России «Димитровградский», и было передано указанному ОВД в 2017 году. В настоящее время для оборудования комнаты для лиц, у которых произошел нервный срыв, и для помещения для разогрева пищи и питания подготовлены сметы и направлены в отдел капитального ремонта УМВД России по Ульяновской области для согласования. На сегодняшний день согласована смета для комнаты для содержания лиц, у которых произошел нервный срыв на сумму 127 832 рубля 94 коп., будет согласована также смета по оборудованию помещения для разогрева пищи и питания. Параллельно завершается подготовка аукционной документации на проведение строительных работ, после выделения финансовых средств будут проведены соответствующие аукционные мероприятия. При этом обратила внимание суда на то, что проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах проводятся не реже одного раза в пять лет, а Учреждение передано ответчику лишь в 2017 году, следовательно, срок проведения испытаний в настоящее время еще не истек.
Представитель ответчика УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, согласно письменному отзыву просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, реадмиссии или выдворению из Российской Федерации по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.
В соответствии с пунктом 7 ст. 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Согласно п. 121 Приказа Федеральной миграционной службы России от 26 сентября 2014 г. №534 «Об утверждении Типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений федеральной миграционной службы и её территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии», при проектировании и оборудовании объектов специальных учреждений следует учитывать противопожарные требования действующих строительных норм и правил, а также других действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в области противопожарной защиты.
Также в силу пунктов 35 и 39 указанного выше Приказа при разработке проектов строительства, а также при реконструкции, расширении, техническом перевооружении и капитальном ремонте специальных учреждений должны быть предусмотрены комната для временной изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв, и помещение для приготовления (разогрева) пищи.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Федеральная миграционная служба упразднена, её функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. Следовательно, УМВД России является правопреемником упраздненной Федеральной миграционной службы.
В судебном заседании установлено, что в Ульяновской области специальным учреждением для содержания иностранных граждан является Центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России «Димитровградский». Данное учреждение находится по адресу: ***. Указанное учреждение было передано Федеральной миграционной службе в 2014 году после произведенной реконструкции из здания общеобразовательной школы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним, Учреждение было передано в оперативное управление УМВД России по Ульяновской области 25.07.2016г. на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области №*р от **.**.*** (л.д. 27).
По распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области №*р от **.**.*** Учреждение передано в оперативное управление МО МВД России «Димитровградский» (л.д. 26).
Следовательно, данное учреждение должно отвечать требованиям Приказа Федеральной миграционной службы от 26 сентября 2014 г. №534, который не отменен и действует в настоящее время.
В соответствии с указанным Приказом, иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан.
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой проверки обнаружены нарушения законодательства.
Так, вопреки п. 24 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г № 390 «О противопожарном режиме», в Учреждении не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы и ограждений на крышах.
В силу п.п. 35, 39 и 41 Приказа Федеральной миграционной службы от 26 сентября 2014 г. №534 «Об утверждении Типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений федеральной миграционной службы и её территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии», в Учреждении отсутствуют комната для временной изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв, и помещение для приготовления (разогрева) и приема пищи.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании хотя и не признала исковые требования, но в тоже время и не отрицала отсутствие в Учреждении указанных помещений и готовность их оборудования, о чем свидетельствует наличие в настоящее время сметы на оборудование комнаты для временной изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв.
Указанные нарушения закона могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью не только работникам указанного Учреждения, но и находящимся там иностранным гражданам и лицам без гражданства.
При таких обстоятельствах уточненные административные требования прокурора подлежат удовлетворении. При этом предложенный прокурором срок для устранения указанных нарушений закона является разумным.
Доводы представителя административного ответчика ФИО1 о том, что эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы и ограждений на крышах проводятся не реже одного раза в пять лет, а Учреждение находится в оперативном управлении лишь с 2017 года, следовательно, не истек срок указанных испытаний, не состоятельны, поскольку Учреждение эксплуатируется с 2014 года, а ответчиками не представлены доказательства о том, что необходимые испытания пожарной лестницы и ограждений на крышах проводились во время ввода здания в эксплуатацию или в последующем.
При этом, разрешая административное исковое заявление прокурора, суд полагает, что требования, изложенные в нем, должны быть исполнены обоими ответчиками – МО МВД России «Димитровградский» и УМВД России по Ульяновской области. Суд признает указанных ответчиков надлежащими, т.к. Учреждение находится на балансе Отдела полиции, который в свою очередь финансируется УМВД России по Ульяновской области и непосредственно подчиняется Управлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 266-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные административные исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Димитровградский» в срок до 01 января 2019 года в специальном учреждении – Центре временного содержания иностранных граждан межмуниципального отдела МВД России «Димитровградский»:
-провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы и ограждений на крышах;
-оборудовать комнату для временной изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв;
-оборудовать помещения для разогрева пищи и питания находящихся в нем лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий В.И. Синяев