91RS0009-01-2019-003270-98 Дело № 2а-2206/2019 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 октября 2019 года г. Евпатория Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе: Председательствующего, судьи - Маркиной Т.И. При секретаре - Свеженец Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Евпаторийскому городскому совету, Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории, заинтересованное лице Избирательная комиссия Республики Крым, о возложении обязанности на представительный орган муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийский городской совет устранить нарушения путем формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению досрочных муниципальных выборов в Совет городского округа, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратился в суд с административным иском к Евпаторийскому городскому совету, Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории о признании решения Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории от 09.09.2019 года № 152/1627-1 «Об общих результатах выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» незаконным, возложении обязанности на представительный орган муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийский городской совет устранить нарушения путем формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению соответствующих выборов. Определением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 18 сентября 2019 года исковое заявление ФИО1 к Евпаторийскому городскому совету, Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории о признании решения незаконным, обязании представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым совершить определенные действия оставлено без движения. 20 сентября 2019 года ФИО1 во исполнение определения об оставлении искового заявления без движения через канцелярию суда сдал уточненное исковое заявление, просительную часть которого уточнил следующим образом: признать решение Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории от 09.09.2019 года №152/1627-1 «Об общих результатах выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» незаконным, принять решение о расформировании территориальной избирательной комиссии г. Евпатории, возложить обязанность на представительный орган муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийский городской совет устранить нарушения путем формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению соответствующих выборов. Определением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 23 сентября 2019 года отказано в принятии исковых требований ФИО1 к Евпаторийскому городскому совету, Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории о признании решения Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории от 09.09.2019 года №152/1627-1 «Об общих результатах выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» незаконным на основании Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Республики Крым «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, которые не наделяют избирателя правом обжалования решения Территориальной избирательной комиссии, в данном случае города Евпатории Республики Крым от 09.09.2019 года № 152/1627-1 «Об общих результатах выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, граждане, принимавшие участие в выборах в качестве избирателей, вправе оспорить решения избирательных комиссий, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах. Определением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 23 сентября 2019 года административное исковое заявление ФИО1 к Евпаторийскому городскому совету, Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории о принятии решения о расформировании Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории возвращено административному истцу, поскольку данные требования подсудны Верховному Суду Республики Крым. Определением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 23 сентября 2019 года административное исковое заявление ФИО1, заинтересованное лицо Избирательная комиссия Республики Крым, к Евпаторийскому городскому совету, Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории о принятии решения о возложении обязанности на представительный орган муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийский городской совет устранить нарушения путем формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению досрочных муниципальных выборов в Совет городского округа принято к производству суда и назначено к судебному разбирательству. В качестве заинтересованного лица по делу привлечена Избирательная комиссия Республики Крым. 15 октября 2019 года через канцелярию суда ФИО1 подал уточненное исковое заявление, в котором вновь просит признать решение Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории от 09.09.2019 года №152/1627-1 «Об общих результатах выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» незаконным, в принятии требований, которых уже было отказано определением от 23.09.2019 года и данное определение является предметом апелляционного пересмотра, а также просит признать решение Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории от 19.07.2019 года № 129/1205-1 «О продлении полномочий участковых избирательных комиссий, сформированных на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в 2014 году» незаконным. А третье требование в уточненном иске осталось тем же, что и в ранее поданном исковом заявлении. Определением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 октября 2019 года отказано в принятии исковых требований ФИО1 к Евпаторийскому городскому совету, Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории о признании решений Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории от 09.09.2019 года №152/1627-1 «Об общих результатах выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва», от 19.07.2019 года № 129/1205-1 «О продлении полномочий участковых избирательных комиссий, сформированных на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в 2014 году» незаконными. Таким образом, на рассмотрении остались административные исковые требования об устранении нарушений путем формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению досрочных муниципальных выборов в Совет городского округа. Исковые требования мотивированы тем, что 09.09.2019 года принято решение Территориальной избирательной комиссией г. Евпатории (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория) № 152/1627-1 «Об общих результатах выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва», в котором выборы депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по единому избирательному округу и по одномандатным округам №№ 1-14 признаны состоявшимися и действительными. Считает, что данное решение является незаконным, в том числе по тем основаниям, что решением ТИК г. Евпатории от 22.06.2019 г. № 125/1156-1 комиссия возложила полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по подготовке и проведению выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва на территориальную избирательную комиссию г. Евпатории. В результате чего произошла подмена понятий «одномандатный избирательный округ № 6 с центром г. Евпатория» на «Территориальную избирательную комиссию г. Евпатории». Данное нарушение произошло в результате того, что Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 04.06.2014 г. № 2208-6/14 утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета Республики Крым, согласно графическому изображению которой установлены номера одномандатных избирательных округов от 1 до 25. В сформированную ТИК г. Евпатория не входит одномандатный избирательный округ № 13 по выборам депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва, ТИК г. Евпатории сформирована на части города Евпатории с числом избирателей 67705, от общего количества избирателей 89471 единого избирательного округа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Указывает, что одномандатный избирательный округ № 13 по выборам депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва входит в Территориальную избирательную комиссию города Саки, в связи с чем полномочия ТИК г. Евпатория на одномандатный избирательный округ № 13 не распространяются, так как не сформированы избирательные комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по местным выборам. Ссылается на то, что решением Евпаторийского городского совета от 18.06.2019 г. № 1-91/1 «О назначении выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» в части 2.2. указано о направлении настоящего решения в Территориальную избирательную комиссию г. Евпатории. По мнению истца, избирательная комиссия муниципального образования городской округ Евпатория, территориальная избирательная комиссия муниципального образования городской округ г. Евпатория, окружные избирательные комиссии муниципального образования городской округ г. Евпатория не формировались. Между тем, денежные средства на проведение выборов были выделены, соответственно, деньги, выделенные на подготовку и проведение местных выборов, израсходованы не по назначению. Считает, что поскольку решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 29.09.2014 г. № 1-1/5 ликвидирован Евпаторийский городской совет, следовательно, и ликвидирована территориальная избирательная комиссия города Евпатории, проводившая местные выборы 14 сентября 2014 года. Поскольку избирательная комиссия муниципального образования городской округ Евпатория, территориальная избирательная комиссия муниципального образования городской округ г. Евпатория, окружные избирательные комиссии муниципального образования городской округ г. Евпатория не формировались, проведенные выборы являются незаконными и просит обязать представительный орган муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийский городской совет устранить нарушение путем формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению досрочных муниципальных выборов в Совет городского округа. В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просил удовлетворить, дал пояснения, аналогичные, изложенным в иске. Дополнительно указав, что в декабре 2014 года был образован городской округ Евпатория, был принят Устав. Территория городского округа Евпатория была увеличена в связи с тем, что в ее состав вошли также пгт. Мирный, пгт. Заозерное и пгт. Новоозерное, а избирательная комиссия была сформирована в 2014 году Евпаторийским городским советом для проведения 1 выборов, затем Евпаторийский городской совет был ликвидирован, соответственно Евпаторийский городской совет в срок до 01.03.2015 года должен был сформировать избирательную комиссию по городскому округу Евпатория Республики Крым, но данных действий произведено не было. Считает, что передачей полномочий территориальной избирательной комиссии нарушены его права как избирателя, но при этом на вопрос суда пояснил, что он не принимал участия в голосовании как избиратель, но его активное избирательное право нарушено, так как он не участвовал в подведении итогов, в наблюдении за проведением выборов. Представитель Евпаторийского городского совета исковые требования считала не подлежащими удовлетворению. При этом, пояснила, что 24.05.2019г. Евпаторийским городским советом принято решение № 1-90/1 «Об обращении в Избирательную комиссию Республики Крым о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на территориальную избирательную комиссию города Евпатории». Принятое решение вступило в силу с момента принятия и было обнародовано на официальном сайте Правительства Республики Крым, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Одним из оснований для принятия решения Евпаторийского городского совета послужило, в том числе, письмо Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым от 15.05.2019 г. № 16/01-34/491 о возможности проведения сессий представительных органов муниципальных образований не позднее 27.05.2019 г., на которых предлагалось рассмотреть вопрос об обращении в Избирательную комиссию Республики Крым с предложением возложить полномочия избирательной комиссии муниципального образования на соответствующую территориальную избирательную комиссию. На основании решения Евпаторийского городского совета Избирательной комиссией Республики Крым было принято постановление от 05.06.2019 г. № 3/35-2 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на территориальную избирательную комиссию города Евпатории Республики Крым». Данное решение не противоречит системе избирательных комиссий, а также п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Аналогичная норма закреплена в п. 4 ст. 19 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым». Решение Евпаторийского городского совета от 24.05.2019 г. № 1-90/1 «Об обращении в Избирательную комиссию Республики Крым о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на территориальную избирательную комиссию города Евпатории» не было отменено, опротестовано в установленном порядке. Принятый муниципальный акт является актом однократного применения и распространял своё действие на процедуру муниципальных выборов второго созыва и исчерпывает своё действие в момент завершения выборов и объявления общих результатов выборов. В связи с указанным, требование об обязании Евпаторийского городского совета сформировать избирательные комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению досрочных муниципальных выборов является незаконным, кроме того, отсутствуют основания для проведения досрочных выборов, предусмотренные Законом. Имеется решение ТИК города Евпатории Республики Крым от 09.09.2019 г. № 152/1627-1 «Об общих результатах выборов депутатов Евпаторийского городского совета второго созыва», которое было принято к сведению на первой сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва. При этом, права и интересы административного истца, как избирателя не нарушены. Как при выборе депутатов первого созыва, так и при выборе депутатов второго созыва, муниципальное образование городской округ Евпатория воспользовалось своим правом на обращение в Территориальную комиссию Республики Крым о возложении обязанности муниципальных избирательных комиссий на Территориальную избирательную комиссию. Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории считала исковые требования необоснованными и просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что Территориальная избирательная комиссия города Евпатории сформирована постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 16.06.2014 года, срок ее полномочий продлен до окончания выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва на основании постановления Избирательной комиссии Республики Крым от 18.06.2019 г. В соответствии с действующим законодательством Евпаторийским городским советом Республики Крым 18.06.2019 года принято решение №1-91/1 «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва». На основании обращения Евпаторийского городского совета Республики Крым постановлением избирательной комиссии Республики Крым от 05.06.2019 года № 3/35-2 на территориальную избирательную комиссию города Евпатории возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Указала, что право территориальной избирательной комиссии исполнять функции окружной комиссии закреплено нормами п. 1 статьи 25 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что также подтверждено нормами пункта 4 статьи 19 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 №17- ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым». Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, а именно, посредством электронной почты, причины неявки суду не сообщены. Прокурор в своем заключении полагала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что Законом предусмотрен порядок формирования избирательных комиссий. Выборы были проведены 08.09.2019 года. Постановление Избирательной комиссии Республики Крым от 05.06.2019 года № 3/35-2, решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 24.05.2019 года № 1-90/1, от 18.06.2019 года № 1-91/1 не были обжалованы и отменены, изменены, выборы признаны состоявшимися. Полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска ввиду его недоказанности. Суд, выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются, наряду с референдумом, свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (преамбула; ч. 1 ст. 1; ч.ч. 1-3 ст. 3; ч.ч. 1 и 2 ст. 32). Признавая избирательные права граждан Российской Федерации в числе прав и свобод человека и гражданина как высшей конституционной ценности, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому их государственную, в том числе судебную, защиту, предполагающую возможность обжалования в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст.ст. 2 и 18; ч. 1 ст. 45; ч.ч. 1 и 2 ст. 46; ст. 52). Будучи универсальным правовым средством государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционный институт судебной жалобы, выполняющий обеспечительно-восстановительную функцию в отношении всех конституционных прав и свобод, служит важнейшей гарантией избирательных прав граждан и их объединений. Соответственно, федеральный законодатель, обладающий определенной свободой усмотрения при создании конкретных процессуальных механизмов защиты избирательных прав (включая установление форм реализации, круга субъектов, оснований для обращения в суд и т.п.), должен исходить из особенностей их конституционной природы, с тем чтобы вводимые им способы судебной защиты обеспечивали эффективность принудительной реализации заявленных материально-правовых требований, вытекающих из избирательных правоотношений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.013 г. №8-П). Раскрывая содержание права на судебную защиту избирательных прав, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции (постановления от 15.01.2002 г. №1-П, от 25.02.2004 г. №4-П, от 26.12.2005 г. №14-П, от 22.04.2013 г. №8-П, от 13.04.2017 г.; 11-П и др.): - право на судебную защиту предполагает наличие конкретных институциональных и процессуальных механизмов, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, не нарушая при этом разумный баланс между частными и публичными интересами; - осуществляя правовое регулирование доступа к суду, включая определение условий и порядка реализации права на судебное обжалование, федеральный законодатель обязан исходить из необходимости обеспечения цивилизованного разрешения избирательных споров в правовом государстве, не допуская отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина, допустимые ограничения которых должны быть соразмерными и обусловливаться целями защиты конституционных ценностей; - судебная защита избирательных прав должна быть действенной независимо от того, на каких стадиях избирательного процесса были допущены или выявлены их нарушения, в том числе в отношении установления итогов голосования и определения результатов выборов; - возможность обжалования в судебном порядке решений (действий, бездействия) избирательных комиссий, включая связанные с установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в обязательном порядке должна предоставляться избирателям, кандидатам и избирательным объединениям, участвовавшим в выборах, что не исключает распространение права на обращение в суд и на иных субъектов избирательного процесса с учетом особенностей их правового статуса и с соблюдением препятствующего злоупотреблению правом на судебную защиту баланса между индивидуальным характером избирательных прав и публичным предназначением выборов; - исходя из того, что выборы затрагивают интересы всех граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в управлении делами государства через своих законно избранных представителей, предусматриваемые федеральным законодателем основания, сроки и иные условия судебного контроля за итогами голосования и результатами выборов не должны ставить под сомнение гражданское доверие к избирательному процессу. Судебная защита избирательных прав в Республике Крым регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Крым от 05.06.2014 г. №17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», а также КАС Российской Федерации. В силу ст. 96 Закона Республики Крым от 05.06.2014 г. №17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд (п. 1); с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии; избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах (п. 10). Перечисленным законоположениям корреспондируют предписания ст. 239 КАС РФ, согласно которым избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан (ч. 1); кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (ч. 2); с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (ч. 10); с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11); с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, в установленных законом случаях прокурор (ч. 15); избиратель вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором он принимал участие в соответствующих выборах (ч. 16). Таким образом, гарантируя избирателям, кандидатам, избирательным объединениям и другим участникам выборов право на обращение в суд за защитой избирательных прав, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Республики Крым «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации исходят из обусловленной характером допущенного или предполагаемого нарушения избирательных прав конкретных участников выборов, необходимости дифференциации общего и специального (по предметам, субъектам и срокам подачи жалобы, заявления) порядков его реализации. Избранный федеральным законодателем подход полностью согласуется со ст. 46 Конституции Российской Федерации и конкретизирующей ее положения применительно к сфере административного судопроизводства ч. 1 ст. 4 КАС РФ, согласно которой каждый, если иное прямо не предусмотрено законом, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28.01.2016 г. №109-О, от 26.05.2016 г. №1145-О, от 25.05.2017 г. №999-О и др.). Обращаясь с настоящим иском, ФИО1 считает нарушенными его права как избирателя, поскольку в установленном законом порядке избирательные комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению выборов не формировались, т.е. по п. 1 ст. 239 КАС Российской Федерации. Как установлено судом, 15 мая 2019 года Министерством внутренней политики, информации и связи Республики Крым в адрес председателей советов городских округов, городских и сельских поселений Республики Крым направлена информация о том, что в связи с внесенными изменениями в Закон Республики Крым от 05 июня 2014 года № 16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва Республики Крым» в части наименований органов местного самоуправления, Избирательная комиссия Республики Крым планирует принять постановление о возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии. Учитывая вышеизложенное, просит рассмотреть возможность проведения сессий представительных органов муниципальных образований не позднее 27 мая 2019 года, на которых рассмотреть вопрос об обращении в Избирательную комиссию Республики Крым с предложением возложить полномочия избирательной комиссии муниципального образования на соответствующую территориальную комиссию. Суд не соглашается с доводами истца о том, что данное обращение Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым в адрес председателей советов городских округов является вмешательством в выборный процесс, поскольку данным письмом была лишь доведена информация и предложено рассмотреть вопрос о возможности обращения в Избирательную комиссию Республики Крым с предложением возложить полномочия избирательной комиссии муниципального образования на соответствующую территориальную комиссию, но результат принимается на соответствующей сессии совета в предусмотренном порядке с принятием соответствующего решения. Евпаторийским городским советом 24.05.2019 года принято решение № 1-90/1 «Об обращении в избирательную комиссию Республики Крым о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на территориальную избирательную комиссию города Евпатории», которым решено обратиться в избирательную комиссию Республики Крым о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на территориальную избирательную комиссию города Евпатории. Данное решение обнародовано на официальном сайте Правительства Республики Крым и муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 05 июня 2019 года № 3/35-2 возложены на территориальную избирательную комиссию города Евпатории Республики Крым полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Настоящее постановление направлено в Евпаторийский городской совет городского округа Евпатория Республики Крым и в территориальную избирательную комиссию города Евпатории Республики Крым, а также опубликовано в печатном органе и размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Крым. Этим же постановлением признано утратившим силу постановление Избирательной комиссии Республики Крым от 25 июня 2014 года № 5/95-1 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория на территориальную избирательную комиссию города Евпатории». Решением Евпаторийского городского совета № 1-91/1 от 18.06.2019 года «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва на 08 сентября 2019 года. Данное решение опубликовано в печатном органе, а также размещено на сайтах Правительства Республики Крым и муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, а также направлено в территориальную избирательную комиссию г. Евпатории. Решением Территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория) от 22.06.2019 года № 125/1156-1 на территориальную избирательную комиссию города Евпатории предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Крым от 5 июня 2014 года № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» на выборах депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов с их перечислением (всего 14). Данное решение опубликовано в печатном органе и размещено на официальном Портале правительства Республики Крым и направлено в Избирательную комиссию Республики Крым. Решением территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым № 129/1205-1 от 19.07.2019 года продлен срок полномочий участковых избирательных комиссий, сформированный на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в 2014 году, до окончания избирательных кампаний по выборам депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва и депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва. Данное решение опубликовано в печатном органе и размещено на официальном Портале правительства Республики Крым. Решением территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория) от 09 сентября 2019 года № 152/1627-1 признаны выборы депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам №№ 1-14 состоявшимися и действительными. Установлено, что в Евпаторийский городской совет Республики Крым второго созыва избрано 28 депутатов, в том числе 14 депутатов по единому избирательному округу, 14 депутатов по одномандатным избирательным округам. Настоящее решение опубликовано в печатном органе и размещено на официальном Портале Правительства Республики Крым. В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. В силу п. 4 статьи 19 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных (многомандатных) избирательных округов, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования (в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию - на эту территориальную избирательную комиссию). Таким образом, возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению выборов на территориальную избирательную комиссию и о возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по подготовке и проведению выборов депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва на территориальную избирательную комиссию города Евпатории не противоречит нормам действующего законодательства. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 сентября 2011 г. N 1296-О-О в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия окружных избирательных комиссий могут быть возложены на иные избирательные комиссии, в том числе на территориальную комиссию. Данные законоположения, направленные на оптимизацию деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов и способствующие снижению бюджетных расходов на организацию избирательных кампаний, не связывают членство гражданина в избирательной комиссии с фактом его проживания на соответствующей территории, вследствие чего они не исключают возможности членства с правом решающего голоса в территориальной избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, любого гражданина и тем самым не ставят юридические возможности граждан в реализации права на участие в деятельности таких территориальных избирательных комиссий в зависимость от места жительства указанных граждан. Доводы истца о том, что в связи с ликвидацией Евпаторийского городского совета, Заозерненского, Новоозерненского, Мирновского поселковых советов на основании решения 1 сессии I созыва Евпаторийского городского совета Республики Крым от 29 сентября 2014 года № 1-1/5, считается и ликвидированной территориальная избирательная комиссия города Евпатории являются необоснованными, поскольку решения о ликвидации территориальной избирательной комиссии города Евпатории не принималось. Решение о ликвидации Евпаторийского городского совета принималось в связи с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации на основании № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 54-ЗРК от 21.08.2014 года «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», но при этом законом установлено, что вновь созданные органы, которые будут образованы в соответствии с законами Российской Федерации являются публичными правопреемниками органов, которые ранее действовали. Евпаторийский городской совет Республики Крым является действующим юридическим лицом, что подтверждено соответствующей выпиской из государственного реестра юридических лиц. Решением 3 сессии I созыва Евпаторийского городского совета Республики Крым от 21 октября 2014 года № 1-3/13 утверждено положение «О Евпаторийском городском совете» как юридическом лице, формой муниципального казенного учреждения как органа публичного образования, созданного в соответствии с законами Российской Федерации. Административным истцом не представлено доказательств о том, что постановление Избирательной комиссии Республики Крым от 05 июня 2019 года № 3/35-2, решение территориальной комиссии, на которую в установленном законом порядке возложены полномочия окружной избирательной комиссии, от 22.06.2019 года № 125/1156-1 признаны незаконными, как и не признаны незаконными решение № 1-90/1 «Об обращении в избирательную комиссию Республики Крым о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на территориальную избирательную комиссию города Евпатории» от 24 мая 2019 года и решение Евпаторийского городского совета № 1-91/1 от 18.06.2019 года «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва». Обращаясь с настоящим иском, административный истец просит обязать представительный орган муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийский городской совет устранить нарушение путем формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению досрочных муниципальных выборов в Совет городского округа. Между тем, пунктом 4 ст. 10 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах. Оснований для проведения досрочных выборов судом не установлено, в связи с чем и отсутствуют основания для формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению досрочных муниципальных выборов в Совет городского округа. Решением территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория) от 09 сентября 2019 года № 152/1627-1 признаны выборы депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам №№ 1-14 состоявшимися и действительными, соответственно, также отсутствуют основания для формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению выборов в Евпаторийский городской совет. На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления. Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Евпаторийскому городскому совету, Территориальной избирательной комиссии г. Евпатории, заинтересованное лице Избирательная комиссия Республики Крым, о возложении обязанности на представительный орган муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийский городской совет устранить нарушения путем формирования избирательных комиссий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым по подготовке и проведению досрочных муниципальных выборов в Совет городского округа отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Маркина Т.И. |