ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2207/20 от 27.01.2021 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-46/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Санкт-Петербург 27 января 2021 года

Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Лебедевой А.С.,

при секретаре Ивановой В.В.,

с участием представителя истца Балабанова В.О.,

с участием представителя ответчика Фомина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу к Смирнову Алексея Николаевичу о взыскании транспортного налога, налога на имущество и пени, по встречному иску Смирнова Алексея Николаевича к Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу о признании недоимок, возможность принудительного взыскания которых утрачена налоговым органом, безнадежных к взысканию, обязании внести соответствующие сведений,

у с т а н о в и л:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу) обратилась в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административном иском, который впоследствии уточнила, к Смирнову А.Н., в котором просит взыскать с административного ответчика недоимку:

- по транспортному налогу за 2016 год в размере 127 193,88 руб., за 2017 год в размере 151 000,48 руб.

- пени по транспортному налогу в размере 11 463,01 руб.

- по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 297,24 руб., за 2017 год в размере 596 руб.

- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 15,36 руб., а всего на сумму 290 565,97 руб.

В обоснование требований административный истец указал, что административному ответчику за 2015, 2016, 2017 гг., как собственнику транспортных средств начислен транспортный налог:

, начислен транспортный налог за 2015 год в размере 18000 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 26000 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 26000 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2015 год в размере 24635 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 24635руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 32215 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2015 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 28665 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2015 год в размере 60555 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 55050 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 55050 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2015 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2015 год в размере 12000 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 17989 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 25981 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2017 год в размере 6800 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

начислен транспортный налог за 2017 год в размере 875 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2017 год в размере 2938 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Также административному ответчику за 2016, 2017 гг., как обладающему правом собственности на помещение по адресу:

- <адрес>, кадастровый , начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 455 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 596 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес налогоплательщика были сформированы и направлены уведомление и требование об уплате налога и пени, которые им не были исполнены.

Поскольку в установленный срок налог уплачен не был, налогоплательщику начислена пеня:

- по транспортному налогу в размере 33828,01 руб.;

- по налогу на имущество физических лиц в размере 15,36 руб.

Поскольку судебный приказ был отменен по заявлению ответчика, административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.

В процессе рассмотрения спора, с учетом взысканных денежных средств в рамках исполнительных производств, возбужденных по судебному приказу от 24.03.2017 и 04.06.2019 МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу были уточнены налоговые обязательства по транспортному налогу за 2015 год и частично за 2016 и 2017 гг., в связи, с чем истец уточнил административные исковые требования, в соответствии с ч. 1 ст. 46 КАС РФ.

Ответчиком в процессе рассмотрения спора предъявлены встречные исковые требования о признании недоимок за 2014-2017 гг. возможность принудительного взыскания которых утрачена налоговым органом, безнадежных к взысканию, обязании внести соответствующие сведений в карточки расчетов с бюджетом.

В обоснование встречных исковых требований Смирнов А.Н. указал, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.

Представитель административного истца МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал, против удовлетворения встречных требований возражал.

Административный ответчик Смирнов А.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, доверил представление своих интересов представителю.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, против исковых требований возражал, на удовлетворении встречных исковых требований настаивал.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Суд, изучив материалы дела, материалы дел по заявлениям МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу о вынесении судебных приказов, приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьёй 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и статьей 45 Налогового кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщики уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения в силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Из вышеуказанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.

С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.

Согласно части 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 400-401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с п.4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Указанные органы направляли сведения за 2015-2017г. в налоговые органы по форме, утвержденной приказом Приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММВ-3-09/536@ «Об утверждении формы, сведений, предусмотренных ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации», зарегистрированным в Минюсте России 19.10.2007 N 10369.

В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Как следует из материалов дела, административному ответчику за 2015, 2016, 2017 гг., как собственнику транспортных средств начислен транспортный налог:

, начислен транспортный налог за 2015 год в размере 18000 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 26000 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 26000 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2015 год в размере 24635 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 24635руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 32215 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

- , начислен транспортный налог за 2015 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 28665 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

, начислен транспортный налог за 2015 год в размере 60555 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 55050 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 55050 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

, начислен транспортный налог за 2015 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 19845 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

, начислен транспортный налог за 2015 год в размере 12000 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2016 год в размере 17989 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 25981 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 6800 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 875 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;

, начислен транспортный налог за 2017 год в размере 2938 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Также административному ответчику за 2016, 2017 гг., как обладающему правом собственности на помещение по адресу:

- <адрес>, кадастровый , начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 455 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 596 руб., направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Принадлежность имущества административным ответчиком не оспаривалась.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п.6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п. 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Из содержания ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу в установленные ст. 48 НК РФ сроки обратилась к мировому судье судебного участка № 64 с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со Смирнова А.Н. задолженности по транспортному налогу в размере 516613 руб., пени в размере 33828.01 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 1051 руб., пени в размере 15.36 руб., всего в размере 551507.37 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 64 судебный приказ по делу № 2а-126/2019-64 отменен 24.07.2019.

Кировским РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу на основании судебного приказа от 04.06.2019 по делу № 2а-126/2019-64 взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 77538.62 руб., данное взыскание зачтено в счет частичного погашения задолженности по транспортному налогу за 2015 год.

Таким образом, за налогоплательщиком числилась задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 77341.38 руб. (154880.00-77538.62), за 2016 год в размере 163364 руб., за 2017 год в размере 198369 руб.

Кировским РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу на основании судебного приказа от 04.06.2019 по делу № 2а-126/2019-64 взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 157.76 руб., данное взыскание зачтено в счет частичного погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год.

Таким образом, за налогоплательщиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 297.24 руб. (455.00-157.76), за 2017 год в размере 596.00 руб.

С учетом взысканных денежных средств в рамках исполнительных производств, возбужденных по судебному приказу от 24.03.2017 и 04.06.2019 МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу были уточнены налоговые обязательства по транспортному налогу за 2015 год и частично за 2016 и 2017 гг., в связи, с чем истец уточнил административные исковые требования, в соответствии с ч. 1 ст. 46 КАС РФ и просит взыскать с ответчика недоимку:

- по транспортному налогу за 2016 год в размере 127 193,88 руб., за 2017 год в размере 151 000,48 руб.

- пени по транспортному налогу в размере 11 463,01 руб.

- по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 297,24 руб., за 2017 год в размере 596 руб.

- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 15,36 руб.

Порядок ведения карточки расчетов с бюджетом утвержден Приказ ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки "Расчетов с бюджетом".

Согласно ст. 2 гл. 1 данного Приказа налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, страховых взносах. Список КБК для ведения карточек "РСБ" определяется в соответствии со спецификами, которые актуализируются в программном обеспечении в случае изменения порядка учета обязательств.

Одно и то же юридическое (физическое) лицо в зависимости от возлагаемых на него законодательством о налогах и сборах, страховых взносах обязанностей может одновременно являться как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При этом плательщику открываются несколько карточек "РСБ" с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору. Отражение информации в карточках "РСБ" АИС "Налог" осуществляется автоматизировано в соответствии с данными технологического процесса 103.06.15.01.0010 "Проводка операций в КРСБ".

В соответствии с абз. 2 гл. 6 данного Приказа исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов, страховых взносов отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации.

Таким образом, соотнесение конкретного размера налогового обязательства по каждому объекту налогообложения в разрезе общей начисленной суммы по транспортного налогу не предусмотрено при ведении КРСБ, обязанность по соотнесению сумм Налоговым органом отсутствует в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В связи, с чем соотнести суммы налога за конкретное имущество (конкретный автомобиль), с учетом частичного погашения задолженности, в том числе в рамках исполнения судебных актов не представляет возможным.

Административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований, предусмотренных ч. 1 ст. 46 КАС РФ.

В процессе рассмотрения спора, с учетом взысканных денежных средств в рамках исполнительных производств, возбужденных по судебному приказу от 24.03.2017 и 04.06.2019 МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу были уточнены налоговые обязательства по транспортному налогу за 2015 год и частично за 2016 и 2017 гг., в связи, с чем истец уточнил административные исковые требования, что соответствует положениям ч. 1 ст. 46 КАС РФ и заявлять отказ от исковых требований в данном случае не требуется.

Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Положения статей 52 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом соблюдены, налоговое уведомление № 54913881 от 12.10.2017 направлено за налоговые периоды (2014 -2016), требование №30720 от 30.01.2019 направлено с момента выявления недоимки.

Факт направления налоговых уведомлений и требований подтверждается почтовыми реестрами.

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 6 мая 2016 года, в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, в частности с 6 мая 2016 года статьей 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций производится в порядке приказного производства.

Исходя из положений статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение в суд с административным исковым заявлением по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций предполагает первоначальное рассмотрение данных требований в порядке главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 30 января 2020 года N 20-О, срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Положения пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающего, что вынесение судебного приказа возможно по требованиям, носящим характер бесспорных, то наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства. При этом гарантией прав должника при вынесении судебного приказа является, в частности, обязанность судьи отменить судебный приказ при поступлении от должника в течение двадцати дней со дня получения приказа возражений относительно его исполнения (часть 3 статьи 123.5 и часть 1 статьи 123.7 КАС Российской Федерации).

Определением мирового судьи судебного участка № 64 судебный приказ по делу № 2а-126/2019-64 отменен 24.07.2019, в соответствии с частью 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения, а не в порядке главы 35 поименованного Кодекса.

Районный суд и суд апелляционной инстанции в силу положений части 1 статьи 313 Кодекса административного судопроизводства Российской не являются надзорной инстанцией над мировыми судьями.

Последним днем обращения в суд при исчислении срока по правилам части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является 24.01.2020.

Административный истец обратился с административным иском в Кировский районный суд – 24.01.2020.

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

Процедура взыскания налога соблюдена: требование об уплате налогов направлены в адрес ответчика с соблюдением требований налогового законодательства.

В связи, с чем процедура принудительного взыскания недоимки и срок обращения в суд налоговым органом соблюдены.

Таким образом, поскольку в налоговый период административным ответчиком не был уплачен транспортный налог и налог на имущество Физических лиц, доказательств оплаты административным ответчиком не представлено, в связи с чем, данная недоимка подлежит взысканию.

Доказательств оплаты недоимки по налогам и пени административным ответчиком не представлено.

На основании вышеизложенного, суд полагает требования Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу к Смирнову А.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 гг. и налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017гг. и пеней подлежащими удовлетворению.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимки по отдельным налогам, образовавшимся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженности по пеням, начисленным на указанные недоимки, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с названной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Частью 3 приведенной статьи предусмотрено, что решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 этой статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

По смыслу приведенных законоположений обязанность по уплате перечисленных выше налогов прекращается у налогоплательщиков только после списания соответствующих недоимок и задолженностей по пеням, начисленным на сумму данных недоимок.

Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм статей 44 и 59 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Поскольку суд пришел к выводу, что исковые требования Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу к Смирнову Алексея Николаевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 гг. и налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017гг. и пеней являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, ввиду того, что возможность принудительного их взыскания не утрачена налоговым органом, оснований для удовлетворения встречных исковых требований не имеется.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 6105,66 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу к Смирнову Алексея Николаевичу о взыскании транспортного налога, налога на имущество и пени - удовлетворить.

Взыскать со Смирнова Алексея Николаевича в пользу Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу недоимку:

- по транспортному налогу за 2016 год в размере 127 193,88 руб., за 2017 год в размере 151 000,48 руб.

- пени по транспортному налогу в размере 11 463,01 руб.

- по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 297,24 руб., за 2017 год в размере 596 руб.

- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 15,36 руб., а всего на сумму 290 565,97 (двести девяносто тысяч пятьсот шестьдесят пять рублей девяносто семь копеек) руб.

Взыскать со Смирнова Алексея Николаевича государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 6105,66 (шесть тысяч сто пять рублей шестьдесят шесть копеек) руб.

В удовлетворении встречного административного искового заявления Смирнова Алексея Николаевича к Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу о признании недоимок, возможность принудительного взыскания которых утрачена налоговым органом, безнадежных к взысканию, обязании внести соответствующие сведений – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: А.С. Лебедева