Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2018 года п.Новонукутский
Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ербадаева С.В., при секретаре Волженковой К.В., с участием прокурора-помощника прокурора Нукутского района Шобоева И.В., представителя административного истца- председателя Нукутской территориальной избирательной комиссии ФИО1, действующей на основании Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 14 декабря 2015 года № 100/1167, административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-220/2018 по административному исковому заявлению Нукутской территориальной избирательной комиссии к ФИО2 об отмене регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Закулей»,
установил:
В суд обратилась Нукутская территориальная избирательная комиссия с административным исковым заявлением к ФИО2 об отмене регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Закулей». В обоснование исковых требований указано, что решением Думы муниципального образования «Закулей» от ДД.ММ.ГГГГ№, которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в печатном издании муниципального образования «Закулей» №, были назначены выборы Главы муниципального образования «Закулей».
Согласно Календарному плану по подготовке и проведению муниципальных выборов на территории Нукутского района 9 сентября 2018 года, утвержденному решением Нукутской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ№, выдвижение кандидатов началось со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и до 18 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования (до 25 июля 2018 года). Право выдвижения имеют граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, и избирательные объединения.
Избирательное объединение - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - выдвинуло на должность Главы муниципального образования «Закулей» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Уполномоченным представителем избирательного объединения была назначена АЕВ.
Уполномоченный представитель избирательного объединения до истечения вышеуказанного срока представляет в комиссию следующие документы:
решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения;
нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании;
решение о выдвижении кандидата;
документ, подтверждающий согласование лица, выдвинутого кандидатом, с соответствующим органом политической партии, ее регионального отделения, иного общественного объединения, его регионального отделения, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Также кандидат представляет в комиссию следующие документы:
заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением иной выборной должности;
копию паспорта либо отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или документа, заменяющего паспорт гражданина;
заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий);
если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии соответствующих документов;
сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах;
иные документы.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Также кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению и свой статус в этой политической партии. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, также указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Кандидат вправе одновременно с вышеуказанными документами представить сведения о своей принадлежности к коренному малочисленному народу Российской Федерации, включенному в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Кандидат ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ представила в Нукутскую территориальную избирательную комиссию документы о своем выдвижении и документы для регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования «Закулей». В заявлении о согласии баллотироваться не содержится сведений о ее судимости.
Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 была зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального образования «Закулей».
В соответствии со статьей 60 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» комиссией была организована проверка соблюдения требований при выдвижении кандидата и достоверности сведений, представленных кандидатом в комиссию. В рамках проверки достоверности сведений о судимости, представленных кандидатом ФИО2, комиссия обратилась с представлением в Информационный центр Главного управления Министерства внутренних дел России по Иркутской области о проверке заявленных сведений о судимости кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ в комиссию из ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области поступила информация о том, что ФИО2 была осуждена ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом г.Иркутска по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации к <данные изъяты> месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком <данные изъяты> месяцев на основании ст.73 УК РФ.
В соответствии с ч.4 ст.60 Закона Иркутской области № 116-оз кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, в том числе сведения о своей судимости, до рассмотрения вопроса о его регистрации. Кандидат ФИО2 сведения о себе не уточняла, соответствующее заявление в комиссию не представила.
В соответствии с ч.7 ст.112 Закона Иркутской области № 116-оз решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, в том числе установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны комиссии.
На основании вышеизложенного председатель Нукутской территориальной избирательной комиссии ФИО1 просила суд отменить регистрацию ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года в с<адрес>, в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Закулей».
В судебном заседании представитель административного истца- председатель Нукутской территориальной избирательной комиссии ФИО1 исковое заявление поддержала в полном объеме, просила суд его удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и заявила, что намеренно скрыть сведения о судимости у нее не было. Она сообщила о наличии у нее погашенной судимости уполномоченному лицу АЕВ., заполнявшей от ее имени заявление в территориальную избирательную комиссию. Однако АЕВ ответила, что сведения о погашенной судимости указывать в заявлении не надо. Данное заявление АЕВ заполнила самостоятельно, однако она ознакомилась с ним перед подписанием. И когда знакомилась, то заметила, об отсутствии в нем сведений о погашенной судимости. Однако она доверилась уполномоченному лицу и не настояла на указании в заявлении о погашенной судимости. В связи с изложенным, просит суд отказать в удовлетворении административного иска.
Прокурор Шобоев И.В. в судебном заседании согласился с административным исковым заявлением и полагал, что имеются основания для его удовлетворения.
Выслушав стороны, заключение прокурора Шобоева И.В., допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства РФ.
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Свидетель ГВИ суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ, в ее присутствии, ФИО2 заявила уполномоченному лицу АЕВ, что та не указала в ее заявлении о регистрации в качестве кандидата сведения о погашенной судимости.
Свидетель КАИ суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ, когда он ожидал оформления его документов для регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения, он слышал, что ФИО2 говорила АЕВ что-то о судимости.
Свидетель АЕВ суду показала, что она является уполномоченным лицом партии «Единая Россия». Она оказывала консультативную помощь кандидатам, зарегистрированным на выборы от данной партии. В частности, кандидат ФИО2 была проинформирована о том, что должна представить сведения о судимости, в том числе о погашенных судимостях. Однако во время оказания ей помощи при заполнении от ее имени заявления, ФИО2 не сообщила ей о наличии у нее погашенной судимости, таким образом скрыв данный факт. Перед подписанием заявления для регистрации ее в качестве кандидата, ФИО2 ознакомилась с ним и подписала собственноручно без замечаний. В тот день она оказывала помощь в оформлении документов ФИО2, ГВИ, КАИ которые были у нее в кабинете. ФИО2 и ГВИ были одновременно у ее стола, в отношении КАИ. она точно сказать не может, но помнит, что тот какое-то время ожидал своей очереди.
На основании показаний, данных свидетелями ГВИ и КАИ, являющимися по мнению суда незаинтересованными лицами, суд критически относится к показаниям свидетеля АЕВ, в части несообщения ей ответчиком о наличии у нее погашенной судимости. Несмотря на данную оценку, суд полагает, что ответчик ФИО2, подписывая заявление о регистрации ее в качестве кандидата на должность главы сельского поселения, и заметив несоответствие указанных сведений о наличии судимости с фактическим данными, не внесла соответствующие изменения в заявление, тем самым скрыв от территориальной избирательной комиссии обязательные для регистрации факты.
Таким образом, судом было установлено, что ФИО2 подала документы, подготовленные уполномоченным представителем избирательного объединения в присутствии кандидата, при этом заявление о согласии баллотироваться изготовлено печатным способом, а не на бланке. В связи с указанным суд считает, что оснований полагать, что ФИО2 были созданы какие-либо препятствия для указания полных и достоверных сведений о себе избирательной комиссии, по делу не имеется.
В судебном заседании были также исследованы письменные материалы административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением избирательной комиссии Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ исполнение полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Закулей» возложено на Нукутскую территориальную избирательную комиссию.
Решением председателя Думы и Главы Администрации муниципального образования «Закулей» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ выборы Главы муниципального образования «Закулей» назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении в адрес Нукутской территориальной избирательной комиссии, поступившем ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 заявила о своем согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального образования «Закулей» на указанных выборах избирательному объединению Нукутское местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Решением Нукутской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального образования «Закулей».
В заявлении о согласии баллотироваться и иных документах о выдвижении ФИО2 на должность Главы МО «Закулей» отсутствует информация об имевшейся судимости по <данные изъяты> УК РФ и о ее погашении.
В ходе проверки представленных ФИО2 сведений, избирательной комиссией из ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области получены данные о том, что приговором Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ с назначением наказания в виде <данные изъяты> месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком <данные изъяты> месяцев на основании ст.73 УК РФ.
Факты осуждения ФИО2 и вступления указанного приговора суда в законную силу подтверждается копией приговора Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в материалах дела, и по существу административным ответчиком не оспариваются.
Как следует из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пп.«е» п. 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с п.2.1 ст.33 настоящего Федерального закона.
Исходя из п.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного п.14.3 ст.35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Как следует из положений п.2.1 ст.33 и п.58 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закон возлагает на кандидата безусловную обязанность сообщать также полные сведения о судимости, к которым относятся сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, а также данные о дате снятия или погашении судимости.
Пленум Верховного Суда РФ в п.31 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил, что, исходя из п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов). Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пп.7 - 9 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Уголовным кодексом Российской Федерации, действовавшим на 25 ноября 1997 года, <данные изъяты> признавалось преступлением, в связи с чем, ФИО2 обязана была указать сведения об имевшейся судимости и ее погашении.
Суд также считает, что решение о регистрации ФИО2 в качестве кандидата на должность Главы МО «Закулей» было принято Нукутской территориальной избирательной комиссией с нарушением действующего законодательства об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу требований ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Таким образом, суд считает, что положения ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязывают Нукутскую территориальную избирательную комиссию проводить проверку кандидатов до их регистрации.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 зарегистрирована в качестве кандидата на должность Главы МО «Закулей» ДД.ММ.ГГГГ, а представление в ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ФИО2 направлено Нукутской территориальной избирательной комиссией только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после регистрации ФИО2
Суд, в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что имеются установленные законом основания для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Нукутской территориальной избирательной комиссии к ФИО2 об отмене регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Закулей» - удовлетворить.
Отменить регистрацию ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Закулей».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нукутский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий