УИД 44RS0006-01-2020-000166-90
Дело № 2а-220/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2020 года гор.Галич Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.В.
с участием помощника Галичского межрайонного прокурора Смирновой Е.Н.
при секретаре Савельевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области, выразившегося в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок»,
у с т а н о в и л:
Галичский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области, выразившегося в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», который мотивировал тем, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в деятельности администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены отдельные нарушения. Отношения, связанные с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно п.4 ст.2 ФЗ № 294 муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Установлено, что администрация Березовского сельского поселения уполномочена на осуществление следующих видов муниципального контроля: - муниципальный жилищный контроль; - муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - муниципальный контроль в области торговой деятельности. В силу ст.13.3 ФЗ №294 ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415. Согласно п.2 Правил Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 294, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Доступ к общедоступной информации, содержащейся в едином реестре проверок, указанной в части 3 статьи 13.3 ФЗ № 294, предоставляется неограниченному кругу лиц с момента внесения указанной информации в единый реестр проверок посредством ее размещения оператором единого реестра проверок на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных (п.25 Правил). Порядок и сроки внесения необходимой информации в Единый реестр проверок регулируются разделом IV Правил.
Согласно Регламенту подключения и интеграции Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», размещенному в открытом доступе на сайте https://proverki.gov.ru (далее регламент ФГИС ЕРП). ФГИС ЕРП предусматривает доступ пользователей к открытой и закрытой части портала ФГИС ЕРП. Пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются в том числе, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, с функциональной возможностью внесения данных в ФГИС ЕРП и контроля этих данных.
В соответствии с п.4.1, п.4.2 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП предварительно должны иметь подтвержденные учетные записи должностного лица для прохождения процедуры идентификации, аутентификации и автоматизации ФГИС ЕРП.
Для получения доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП должны быть выполнены следующие обязательные требования: орган, подающий запрос оператору ФГИС ЕРП, должен быть зарегистрирован в соответствующем реестре, определено должностное лицо по организации взаимодействия с ФГИС ЕРП, указанное должностное лицо должно иметь учетную запись с ЕСИА с правом администрированного профиля. Из вышеизложенного следует, что орган муниципального контроля должен заблаговременно получить доступ к ФГИС ЕРП для исполнения требований о своевременном внесении информации в Единый реестр проверок. Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований администрацией поселения не получен доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП, без которого невозможно исполнение обязанности органа контроля по внесению информацию в Единый реестр проверок. Бездействие администрации поселения нарушает права субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении муниципального контроля, препятствует достижению целей правового регулирования в указанной сфере и созданию эффективной системы комплексной защиты и поддержки хозяйствующих субъектов. С целью устранения выявленных нарушений <дата> главе Березовского сельского поселения внесено представление с требованием обеспечить получение доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП.До настоящего времени нарушение не устранено, мер к получению доступа к закрытой части ФГИС ЕРП администрацией сельского поселения не принято.
На основании изложенного, Галичский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области, выразившееся в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок». Возложить на администрацию Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить получение доступа должностных лиц к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».
В судебном заседании административный иск по изложенным в нем обстоятельствам поддержала помощник Галичского межрайонного прокурора Смирнова Е.Н.
Представитель административного ответчика ФИО1 о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, явку в суд не обеспечила, представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без её участия, указала, что административное исковое заявление признает в полном объеме.
Выслушав мнение прокурора, принимая во внимание позицию стороны ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации(ч.1 ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»
В силу п.2 Правил единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из п.25 Правил следует, что доступ к общедоступной информации, содержащейся в едином реестре проверок, указанной в части 3 статьи 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и приложениях N 1 - 5 к настоящим Правилам, предоставляется неограниченному кругу лиц с момента внесения указанной информации в единый реестр проверок посредством ее размещения оператором единого реестра проверок на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и сроки внесения информации в единый реестр проверок регламентирован разделом IV Правил.
Согласно Регламенту подключения и интеграции Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», размещенному в открытом доступе на сайте https://proverki.gov.ru (далее регламент ФГИС ЕРП). ФГИС ЕРП предусматривает доступ пользователей к открытой и закрытой части портала ФГИС ЕРП. Пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются в том числе, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, с функциональной возможностью внесения данных в ФГИС ЕРП и контроля этих данных.
В соответствии с п.4.1, п.4.2 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП предварительно должны иметь подтвержденные учетные записи должностного лица для прохождения процедуры идентификации, аутентификации и автоматизации ФГИС ЕРП.
Для получения доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП должны быть выполнены следующие обязательные требования: орган, подающий запрос оператору ФГИС ЕРП, должен быть зарегистрирован в соответствующем реестре, определено должностное лицо по организации взаимодействия с ФГИС ЕРП, указанное должностное лицо должно иметь учетную запись с ЕСИА с правом администрированного профиля.
Судом установлено, что Галичской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, жилищного законодательства в деятельности администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены нарушения, в том числе администрацией поселения не приняты организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, а также получен доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП, без которого невозможно исполнение обязанности органа контроля по внесению информации в Единый реестр проверок.
<дата> Галичским межрайонным прокурором главе Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области ФИО1 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, жилищного законодательства (л.д.6-11).
Из объяснения главы Березовского сельского поселения ФИО1 от <дата> следует, что представление Галичского межрайонного прокурора в части получения доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП не исполнено, нарушения не устранены (л.д.12).
Согласно ч.3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области, выразившегося в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».
Руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие администрации Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области, выразившееся в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».
Возложить на администрацию Березовского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить получение доступа должностных лиц к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Воронцова
Решение в окончательной форме принято <дата>.
Федеральный судья Е.В.Воронцова