ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-220/2018Г от 23.03.2018 Буйского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-220/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Буйский районный суд Костромской области в составе:

судьи Беляева В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Буйского межрайонного прокурора Костромской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Буйский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на Интернет страницах http://rus-dlploman/com/ и http://gdediplomm.com/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Прокурор просит суд после вступления решения суда в законную силу направить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области для включения сведений о доменных именах и ( или) указателей страниц http://rus-dlploman/com/ и http://gdediplomm.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Буйского района Костромской области в соответствии с заданием прокуратуры Костромской области 28.02.2018 года проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, а также законодательства об информации и информационных технологиях. При осуществлении мониторинга сети Интернет, были выявлены Интернет страницы сайтов по адресам: http://rus-dlploman/com/ и http://gdediplomm.com/, где размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести дипломы об образовании.

Открытый доступ к Интернет-ресурсам, на которых размещена информация о приобретении дипломов об образовании, является прямым нарушением требований действующего законодательства об образовании. Данное обстоятельство нарушает конституционные права неопределенного круга граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации. Продажа и приобретение дипломов, является противоправным деянием.

В интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, прокурор, ссылаясь на ст. ст. 2, 29, 55 Конституции РФ, а также на ст. ст. 3, 10, 15, 2, 9, 15.1 Федерального Закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 60 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», и на п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года №228 просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на вышеуказанных страницах сайтов, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и, внести сведения о доменных именах и ( или) указателей указанных страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Буйский межрайонный прокурор Костромской области Теплов С.В. ходатайствовал о рассмотрении настоящего заявления в соответствии с главой 33 КАС РФ в порядке упрощенного производства.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информации технологий и массовых коммуникаций в суд не явился, представил отзыв относительно требований заявленных прокурором, в котором признал обоснованность заявленных требований.

Неявка сторон извещенных о месте и времени рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела по существу.

Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка их не является обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, (глава 33 КАС РФ) на основании ч.7 ст. 150 КАС РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, при этом перечень данных дел, приведенный в названной норме права, не является исчерпывающим.

В силу ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со статьей 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.

Согласност. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации(далее - ГК РФ) способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ N 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 ФЗ N 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

Статья 60 Федерального Закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает на то, что в Российской Федерации лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность ( ч.3). Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры ( ч.4).

Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами ( ч.8).

Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук ( ч.9).

Статьей 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.

Частью 1 статьи 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов,предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.

Частью 3 статьи 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 28.02.2018 года помощником Буйского межрайонного прокурора Костромской области осуществлен осмотр информационно-коммуникационной сети «Интернет». В ходе проведенной проверки выявлены интернет сайты: http://rus-dlploman/com/ и http://gdediplomm.com/, где размещена информация о способах приобретения дипломов об образовании, что является прямым нарушением требований действующего законодательства ( л. <...>, 12, 13-16).

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного и недобросовестного поведения.

Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу: http://rus-dlploman/com/ и http://gdediplomm.com/ указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг, действия прокурора направлены на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан.

Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, поскольку использование данной информации влечет за собой привлечение граждан к уголовной ответственности.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, которые отвечают положениям ст. ст. 59 - 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания обозначенной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, предусмотренных статьей 39 КАС РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет сайтах http: информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Следует после вступления решения суда в законную силу направить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области для включения сведений о доменных именах и ( или) указателей сайтов - http://rus-dlploman/com/ и http://gdediplomm.com/в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Буйского межрайонного прокурора Костромской области о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет на сайтах http://rus-dlploman/com/ и http://gdediplomm.com/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

После вступления решения суда в законную силу направить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области для включения сведений о доменных именах и ( или) указателей сайтов - http://rus-dlploman/com/ и http://gdediplomm.com/в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.М. Беляев