ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-220/2021 от 26.04.2021 Рыльского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-220/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Рыльск 26 апреля 2021 года


Рыльский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Костина А.А.,

с участием помощника прокурора Рыльского района Курской области Смородского С.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варфлусевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, в котором просит: признать незаконным бездействие Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru информации, предусмотренной пп.пп. 7, 9, 14 п.1 ст.6, пп.пп. 1,2 п.16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также обязать Администрацию Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области разместить на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru информацию, предусмотренную пп.пп. 7, 9, 14 п.1 ст.6, пп.пп. 1,2 п.16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно: информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления; информацию об объектах водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в жилые дома; документы, подтверждающие соответствие жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Рыльского района в рамках систематического надзора в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка соблюдения требований законодательства при разработке и эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что требования законодательства в названной сфере исполняются Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области не в полной мере. Так, Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства разработаны и действуют следующие муниципальные программы: Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области от чрезвычайных ситуаций на 2019-2021 годы и на период до 2023 года, утвержденная постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района 01.11.2013 № 110 (ред. от 30.12.2020 № 152); Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области на 2019-2021годы и плановый период до 2023 года, утвержденная постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района 25.11.2018 № 230 (ред. от 30.12.2020 № 154); Организация и предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды на территории «Крупецкий сельсовет» Рыльского района Курской области на 2019-2021годы и плановый период до 2023 года, утвержденная постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района 14.11.2018 № 200 (ред. от 30.12.2020 № 157); Комплексное развитие сельских территорий муниципального образования «Крупецкий сельсовет»на 2020 – 2022 годы и на период до 2025 года, утвержденная постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района 20.12.2019 № 196 (ред. от 07.04.2020 № 36). Однако, в нарушение пп.пп. 7, 9, 14 п.1 ст.6, пп.пп. 1,2 п.16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области по состоянию на 30.03.2021 на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru не размещена информация о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления; информация об объектах водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в жилые дома; информация о нормативных правовых актах органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; документы, подтверждающие соответствие жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов. Таким образом, Администрация Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, имея соответствующие полномочия, мер к размещению в ГИС ЖКХ информации в соответствии с законодательством Российской Федерации до настоящего времени не приняла, тем самым допустила незаконное бездействие, что, в свою очередь, противоречит одному из принципов создания, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, а именно полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе, свидетельствует о формальном подходе к реализации предусмотренных законом полномочий, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о жилищно-коммунальном хозяйстве.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Рыльского района Курской области Смородский С.Л. административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания извещен своевременно, надлежащим образом, представил суду заявление, в котором указано на полное признание административных исковых требований.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

29.12.2017 года между Администрацией Рыльского района и Администрацией Крупецкого сельсовета заключено соглашение № 6 «О передаче органами местного самоуправления муниципального района «Рыльский район» Курской области осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления муниципального образования «Крупецкий сельсовет» Рыльского района Курской области», согласно которому Муниципальный район передает, а Поселение принимает и обязуется осуществлять следующую часть полномочий Муниципального района по решению вопросов местного значения, а именно по решению вопроса местного значения: «Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством».

Пунктом 9 статьи 2 Жилищного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении урегулированы Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту – Федеральный закон № 209-ФЗ). Целью указанного Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ под государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту – ГИС ЖКХ) понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Статьей 2 Федерального закона № 209-ФЗ определены субъекты, размещающие информацию в системе ГИС ЖКХ – органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

В силу ст. 5 Федерального закона № 209-ФЗ система должна обеспечивать возможность, в том числе: сбора, хранения, обработки и анализа информации; доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме; получения и использования достоверной и актуальной информации; осуществления контроля достоверности, полноты и своевременности размещения информации в системе.

Согласно п.п. 1,8 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе следующих принципов: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе; полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.

На основании пп.пп. 1,2 п.16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ органы местного самоуправления размещают в системе: информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информацию, предусмотренную пунктами 6, 7, 9, 11, 13, 14, 28, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 определен адрес официального сайта ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Согласно пп.пп. 7, 9, 14 п.1 ст.6 Федерального закона № 209-ФЗ, в системе должна размещаться информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов.

На основании пп. 2 п. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр (далее по тексту – Приказ) утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в указанной информационной системе.

Разделом 6 Приказа определен состав информации, подлежащей размещению в системе органами местного самоуправления, а также сроки и периодичность размещения информации.

С 01.07.2016 государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства введена в эксплуатацию на всей территории РФ (Приказ Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства»).

Исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что обязанность по размещению на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru информации, предусмотренной пп.пп. 1,2 п.16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ возложена на органы местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства разработаны и действуют следующие муниципальные программы: Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области от чрезвычайных ситуаций на 2019-2021 годы и на период до 2023 года, утвержденная постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района 01.11.2013 № 110 (ред. от 30.12.2020 № 152); Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области на 2019-2021годы и плановый период до 2023 года, утвержденная постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района 25.11.2018 № 230 (ред. от 30.12.2020 № 154); Организация и предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды на территории «Крупецкий сельсовет» Рыльского района Курской области на 2019-2021годы и плановый период до 2023 года, утвержденная постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района 14.11.2018 № 200 (ред. от 30.12.2020 № 157); Комплексное развитие сельских территорий муниципального образования «Крупецкий сельсовет»на 2020 – 2022 годы и на период до 2025 года, утвержденная постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района 20.12.2019 № 196 (ред. от 07.04.2020 № 36).

Однако, в нарушение пп.пп. 7, 9, 14 п.1 ст.6, пп.пп. 1,2 п.16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области по состоянию на 30.03.2021 на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru не размещена информация о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления; информация об объектах водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в жилые дома; информация о нормативных правовых актах органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; документы, подтверждающие соответствие жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов.

Таким образом, Администрация Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, имея соответствующие полномочия, мер к размещению в ГИС ЖКХ информации в соответствии с законодательством Российской Федерации до настоящего времени не приняла, тем самым допустила незаконное бездействие.

Данные обстоятельства подтверждаются: справкой помощника прокурора Рыльского района Курской области от 30.03.2021 с фототаблицей; информацией Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области № 80 от 29.03.2020; копией выписки из соглашения № 6 «О передаче органами местного самоуправления муниципального района «Рыльский район» Курской области осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления муниципального образования «Крупецкий сельсовет» Рыльского района Курской области» от 29.12.2017 (в действующей редакции).

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что невыполнение Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области вышеуказанных требований закона в жилищно-коммунальной сфере противоречит одному из принципов создания, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, а именно полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе, свидетельствует о формальном подходе к реализации предусмотренных законом полномочий, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о жилищно-коммунальном хозяйстве, в связи с чем, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд


Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Рыльского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru информации, предусмотренной пп.пп. 7, 9, 14 п.1 ст.6, пп.пп. 1,2 п.16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Обязать администрацию Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области разместить на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru информацию, предусмотренную пп.пп. 7, 9, 14 п.1 ст.6, пп.пп. 1,2 п.16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно: информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления; информацию об объектах водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в жилые дома; документы, подтверждающие соответствие жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 29.04.2021.

Председательствующий судья: подпись