ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-220/2021 от 27.01.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-31/2022

(№ 2а-220/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 27 января 2022 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Козлове В.С.

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

представителя административного истца Алексеевой Т.В.,

представителя административного ответчика: Вакуленко Я.А.,

представителей заинтересованных лиц Шароватовой Ю.В.,

Янушкевич Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самбура Игоря Михайловича к Совету министров Республики Крым о признании недействующим в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, ИФНС России по г. Симферополю, Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым,

установил:

распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р, опубликованным в первоначальной редакции на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 18 декабря 2020 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжением от 3 июня 2021 года № 676-р, опубликованным на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 3 июня 2021 года.

Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункте 7 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано нежилое здание, кадастровый номер расположенное по адресу: <адрес>, площадью 2306,20 кв.м, наименование «магазин».

Самбур И.М., являющийся собственником указанного объекта недвижимого имущества, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим и не подлежащим применению с 18 декабря 2020 года пункт 7 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённый распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание, площадью 2306,20 кв.м, наименование «магазин», г.Симферополь, пр.Победы, 139. Самбур И.М. получил из ФНС уведомление об оплате налога в размере 1160354,00 руб., в связи с чем узнал о включении данного объекта в Перечень. Административный истец полагает, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером подлежит исключению из Перечня, поскольку его включение в Перечень неправомерно возлагает на истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере, при этом спорное здание не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А. с доводами административного искового заявления Самбура И.М. не согласилась, просила отказать в его удовлетворении ввиду отсутствия правовых оснований, свою позицию изложила в письменных возражениях, представленных в материалы дела (т.1 л.д.182-186).

Представитель заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» Янушкевич Н.Н. поддержала позицию административного ответчика, просила отказать в удовлетворении иска, позицию изложили в письменных пояснениях (т.1 л.д.175).

Административный истец Самбур И.М., его представитель Алексеева Т.В., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель административного истца Алексеева Т.В. направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя, требования иска поддержала в полном объёме.

Заинтересованные лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ИФНС России по г. Симферополю, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация города Симферополя Республики Крым явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения данного административного дела не направили.

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрацией города Симферополя Республики Крым представлены суду письменные возражения, в удовлетворении иска просили отказать (т.1 л.д.178-181; т.2 л.д.11-15).

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 22 ноября 2021 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

Судом также установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание с наименованием «магазин», с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.22-28). Здание расположено на земельном участке, с кадастровым номером , который имеет вид разрешённого использования «магазины», категория земель – земли населённых пунктов.

Поскольку названный объект капитального строительства включён в оспариваемый Перечень, истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, исходя из его кадастровой стоимости (т.1 л.д.21).

Таким образом, оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца Самбура И.М.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Статьёй 84 Конституции Республики Крым предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения (часть 1).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014г. № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» утверждён Регламент Совета министров Республики Крым (далее - Регламент), который в соответствии с Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» определяет порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий.

Согласно пунктов 6, 7 Регламента, работу Совета министров и общее руководство его деятельностью организует и обеспечивает Председатель Совета министров. Рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится, как правило, на заседаниях Совета министров.

В случае временного отсутствия Председателя Совета министров его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Совета министров или один из заместителей Председателя Совета министров в соответствии с распределением обязанностей (пункт 33 Регламента).

Для решения оперативных вопросов решения Совета министров могут быть приняты без созыва заседаний путём заочного голосования по соответствующим проектам актов, подготовленным в порядке, предусмотренном пунктами 122 - 172 настоящего Регламента, большинством голосов членов Совета министров (пункт 54 Регламента).

Исключительно на заседаниях Совета министров рассматриваются вопросы, в отношении которых такой порядок рассмотрения прямо предусмотрен законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым (пункт 55 Регламента).

Совет министров на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым, обеспечивает их исполнение (пункт 9 Регламента).

Официальным опубликованием актов Совета министров считается первая публикация их полного текста в газете «Крымская газета», или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru – пункт 111 Регламента).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьёй 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.

В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных этой же статьёй.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.

Из положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесён к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 поименованного кодекса при условии его соответствия любому из приведённых в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешённого использования земельного участка; разрешённое использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 727, Порядок № 727) утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, формирования и ведения Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Пунктом 2 Постановления № 727 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) определено исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на:

- осуществление мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Крым;

- формирование и ведение Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

- направление утверждённого Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и размещение его на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 4 Порядка № 727 определено, что объекты недвижимого имущества, которые соответствуют видам и условиям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включаются в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Перечень определяется на очередной налоговый период по налогу и формируется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка № 727).

Согласно пункту 27 Порядка № 727 Перечень на очередной налоговый период утверждается Советом министров Республики Крым.

В соответствии с положениями пунктов 6, 7 при формировании Перечня и внесении в него изменений учитываются сведения:

а) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении, разрешённом использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также о видах разрешённого использования земельных участков;

б) Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» о назначении, разрешённом использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в документах технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимого имущества;

в) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и нежилых помещениях, и (или) об использовании объектов недвижимого имущества;

г) содержащиеся в актах обследования объектов недвижимого имущества, предоставленных Уполномоченным органом или государственным учреждением, отнесённым к ведению Уполномоченного органа и осуществляющим определённые полномочия Уполномоченного органа (далее - Учреждение);

д) представленные в Уполномоченный орган собственниками зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, а также лицами, которым здания (строения, сооружения) и нежилые помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления или предоставлены для использования (далее - правообладатели объектов недвижимого имущества).

Сведения, указанные в подпунктах «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, запрашиваются Уполномоченным органом ежегодно по состоянию на 1 октября текущего года и в последующем уточняются в процессе формирования Перечня на очередной налоговый период.

При отсутствии информации о виде использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в сведениях, предоставленных в соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений Уполномоченным органом или Учреждением проводится выездное обследование.

Судом установлено, что разработчиком оспариваемого в части распоряжения Совета министров Республики Крым являлось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Из перечня принятых постановлений и распоряжений Советом министров Республики Крым, дата заседания 22 декабря 2020 года, следует, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д. 127-129; 135,136).

Редакция постановления на стадии проекта была в установленном порядке согласована без замечаний с Министерством топлива и энергетики, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерством культуры Республики Крым, Министерством спорта Республики Крым, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, Министерством чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерством здравоохранения Республики Крым, Министерством транспорта Республики Крым, Министерством промышленной политики Республики Крым, о чём в справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о согласовании (т.1 л.д. 125-126, 131-134).

К проекту распоряжения Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью реализации на территории Республики Крым положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Проект распоряжения подготовлен в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (т.1 л.д.123-124).

Согласно справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о проведении рабочей экспертизы юридической службы головного исполнителя и Главного правового управления Аппарата Совета министров Республики Крым.

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», как уже указывалось, было размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru) в тот же день (т.1 л.д.130).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, нежилое здание, поставленное на государственный кадастровый учёт 20 марта 2015 года, кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес> площадью 2306,2 кв.м, имеет наименование «магазин», год завершения строительства – 2014 (т.1 л.д.22-25). Здание расположено на земельном участке, с кадастровым номером , который имеет вид разрешённого использования «магазины», категория земель – земли населённых пунктов (т.1 л.д.26-28, 214-243; т.2 л.д.3-9).

Согласно пояснениям представителя административного ответчика основанием для включения спорного здания в Перечень послужил подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости. Оспариваемый административным истцом Перечень на 2021 год был сформирован на основании сведений, внесённых в ЕГРН. При этом сведения ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером и документация технического учёта (инвентаризации) содержали наименование объекта недвижимости «Магазин», который расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью 750,0 кв.м, по тому же адресу и имеет вид разрешённого использования «магазины», категория земель – земли населённых пунктов.

Из Технического паспорта (по состоянию на 26 февраля 2014 года) на здание, литер «А», площадью 2306,2 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, проспект Победы, дом 139, судом установлено, что спорный объект состоит из трёх этажей. При этом 0 этаж (подвал) состоит из следующих помещений: раздевалка, площадью 10,1 кв.м., раздевалка, площадью 8,0 кв.м., душевая, площадью 5,0 кв.м., душевая, площадью 5,0 кв.м., санузел, площадью 4,4 кв.м., умывальная, площадью 2,9 кв.м., шахта лифта, площадью 4,3 кв.м., помещение, площадью 441,4 кв.м., подсобное, площадью 6,8 кв.м., лестничная клетка, площадью 7,4 кв.м., помещение, площадью 23,1 кв.м., помещение, площадью 23,9 кв.м., подсобное помещение, площадью 8,6 кв.м., всего 550,9 кв.м.

2 этаж состоит из: шахта лифта, площадью 4,3 кв.м., санузел, площадью 3,5 кв.м., помещение, площадью 473,9 кв.м., лестничная клетка, площадью 15,9 кв.м., санузел, площадью 4,3 кв.м., подсобное помещение, площадью 4,4 кв.м., помещение, площадью 29,7 кв.м., помещение, площадью 23,2 кв.м., всего 559,2 кв.м.

3 этаж состоит из: шахта лифта, площадью 4,3 кв.м., санузел, площадью 3,4 кв.м., помещение, площадью 489,2 кв.м., лестничная клетка, площадью 15,2 кв.м., помещение, площадью 23,7 кв.м., помещение, площадью 23,1 кв.м., всего 535,8 кв.м.

Кроме того, имеется техэтаж, состоящий из: лестничная клетка, площадью 15,3 кв.м., подсобное помещение, площадью 38,4 кв.м., котельная, площадью 24,9 кв.м.

Такие характеристики здания свидетельствуют о его использовании в целях размещения торговых объектов.

Из информации, представленной ИФНС России по г. Симферополю от 18 января 2022 года № 20-20/00936 (т.1 л.д.245-246) следует, что сотрудниками Инспекции 14 января 2022 года был осуществлён осмотр объекта недвижимого имущества с кадастровым номером В результате осмотра установлено, что по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, проспект Победы, дом 139, расположено 3-х этажное капитальное здание, в котором расположен торговый центр по продаже непродовольственных товаров. При визуальном осмотре установлено, что в цокольном этаже расположен торговый зал по продаже линолеума, на 1 этаже здания осуществляется розничная торговля ковролином (ковровыми покрытиями), на 2 этаже осуществляется продажа ковров, на 3 этаже находятся свободные площади (на фасаде здания размещена реклама о сдаче в аренду 3 этажа). На момент проверки в торговых залах находились сотрудники торгового центра и посетители. На фасаде здания имеется вывеска «РИВАС» с указанием режима работы.

На момент принятия оспариваемого распоряжения № 2039-р действовал Классификатор видов разрешённого использования земельных участков, утверждённый приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, зарегистрированный в Минюсте Российской Федерации 8 сентября 2014 года за № 33995, в соответствии с которым под кодом 4.4 значился вид разрешённого использования земельного участка «магазины», который предполагал размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.

Согласно Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0412 от 10 ноября 2020 года, зарегистрированному в Минюсте России 15 декабря 2020 года за № 61482, вид разрешённого использования «магазины» (код 4.4) включает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что целевое назначение земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание, не менялось. Сведений о внесении каких-либо изменений в документы технического учёта (инвентаризации) об объекте недвижимости в юридически значимый период представленные суду материалы не содержат.

Административным истцом в материалы дела представлен договор аренды № 1, заключённый 1 июня 2019 года между ИП Самбур И.М. и ИП Самбур В.Д. (т.1 л.д.45-49), в соответствии с которым ИП Самбур И.М. (Арендодатель) передаёт во временное пользование за плату ИП Самбур В.Д. (Арендатор) на срок с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года нежилые помещения, состоящие из 3-х этажей в ТЦ «Ривос» (0 этаж – 550,9 кв.м. 1 этаж - 558,6 кв.м., 2 этаж – 559,2 кв.м.), под магазин общей площадью 1668,70 кв.м. В соответствии с пунктом 2.3 Договора, он может быть пролонгирован по согласованию сторон.

Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Ни глава 30, ни глава 32 НК РФ, устанавливающие налоги на имущество организаций и физических лиц соответственно, не раскрывают содержание такого понятия, как торговый объект, используемый в статье 378.2 поименованного кодекса, в отличие от глав 26.3 и 26.5 НК РФ, которые исключительно для отношений, регулируемых названными главами (единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения), в качестве одного из видов торгового объекта указывают магазины.

В силу предписаний пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в поименованном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.

Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащённые оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчётов с покупателями при продаже товаров (статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Приведённое понятие торгового объекта содержится в пункте 14 ГОСТа Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утверждённого и введённого в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст (пункт 3), в пункте 38 магазины отнесены к стационарным торговым объектам.

Таким образом, на момент утверждения оспариваемого Перечня принадлежащее административному истцу здание располагалось на земельном участке, вид разрешённого использования которого предусматривает размещение на нём торговых объектов, следовательно, у суда не имеется правовых оснований для признания недействующим оспариваемого в части Перечня № 2039-р.

Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть, не требуя соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно, следовательно, неиспользование части такого объекта не имеет правового значения независимо от причин этого.

При таких данных, исходя из имеющихся в деле документов и установленных судом фактических обстоятельств дела, суд признаёт несостоятельными приведённые в административном иске доводы, поскольку спорное здание обоснованно включено административным ответчиком в оспариваемый Перечень, как отвечающее критериям, предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Самбура Игоря Михайловича к Совету министров Республики Крым о признании недействующим в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме 10 февраля 2022 года.