ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-220/2021 от 31.05.2021 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2021 года город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.

при секретаре судебного заседания Черновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-220/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за просрочку уплаты налога,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском, уточнённым в соответствии со статьёй 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – "КАС РФ") к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 23 145 рублей и пени за просрочку уплаты этого налога в размере 320 рублей 75 копеек. Свои требования административный истец обосновал тем, что в 2018 году ФИО1 как собственник нежилого здания с кадастровым номером № <...>, расположенного в городе Балтийске, признавалась налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. Несмотря на получение налогового уведомления № <...> от 05.07.2019 и выставление требования об уплате налога и пени № <...>, ФИО1 своевременно не уплатила налог на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года и начисленную пеню за просрочку уплаты этого налога.

В письменном заявлении от 24.05.2021 врио начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области ФИО2 просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца (л.д. 183).

От ФИО1 поступило письменное заявление от 31.05.2021, в котором она просила рассмотреть административное дело в своё отсутствие. В поданных ранее письменных возражениях от 01.04.2021 ФИО1 не признала административный иск, мотивируя своё несогласие тем, что при расчёте налога на имущество физических лиц за 2017 и 2018 годы налоговый орган использовал недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ей нежилого здания, для определения которой были использованы ошибочные сведения о площади объекта налогообложения. 1 апреля 2021 года она погасила недоимку по налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды 2017 и 2018 годов в размере 20 380 рублей, исходя из кадастровой стоимости нежилого здания, равной 2 038 096 рублям 79 копейкам (л.д. 86–88, 224).

Проверив доводы, приведённые в административном исковом заявлении и письменных возражениях, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области подлежащим частичному удовлетворению по следующим мотивам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "НК РФ") налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно части первой статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Пунктом 2 статьи 15 НК РФ установлено, что к местным налогам относится налог на имущество физических лиц.

Как следует из пункта 1 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ (абзац первый пункта 2 статьи 399 НК РФ).

Статьёй 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 НК РФ.

Как следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ, объектом налогообложения признаются здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 402 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 403 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.

На территории муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (ОКТМО 27605101) налог на имущество физических лиц и его ставки на 2018 год были установлены решением Балтийского городского Совета депутатов от 24.11.2015 № 70.

Статьёй 405 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признаётся календарный год.

Как следует из пункта 1 статьи 406 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно пункту 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 стати 409 НК РФ).

Как установлено судом в ходе рассмотрения административного дела, в 2017 и 2018 годах ФИО1 в течение 24-х полных месяцев обладала правом собственности на нежилое здание сборного модульного магазина площадью <...> кв. м с № <...>, расположенное на территории муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (л.д. 9, 64–65, 66, 67–75, 89, 110, 112–115, 130–137, 162–176, 191–198, 215–222).

Следовательно, ФИО1 являлась налогоплательщиком налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского поселения "Город Балтийск" за налоговые периоды 2017 и 2018 годов.

В соответствии с Законом Калининградской области от 31.05.2018 № 176 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Балтийский муниципальный район", и организации местного самоуправления на объединённой территории" с 01 января 2019 года объединены территории муниципального образования - городского поселения "Город Балтийск", муниципального образования "Приморское городское поселение", муниципального образования "Сельское поселение Дивное" без изменения границ территории муниципального образования "Балтийский муниципальный район" и образовано муниципальное образование "Балтийский городской округ" (ОКТМО 27705000), в состав которого вошли города Балтийск и Приморск, посёлки Береговое, Лунино, Дивное, Крыловка, Нивы, Парусное, Прозорово, Тихореченское, Цветное, Черемухино.

Абзацем вторым пункта 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В силу абзаца первого пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Из материалов административного дела следует, что 14 июля 2019 года Межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области направила ФИО1 по почте заказным письмом налоговое уведомление № <...> от 05.07.2019 о необходимости уплатить в срок не позднее 2 декабря 2019 года налог на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 27705000 в сумме 23 145 рублей (л.д. 15–17).

В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Пунктом 6 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

Посчитав, что в срок, указанный в налоговом уведомлении № <...>, ФИО1 не исполнила надлежащим образом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год, 20 февраля 2020 года Межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области направила административному ответчику по почте заказным письмом требование об уплате налога № <...>, в котором известила о наличии по состоянию на 7 февраля 2020 года недоимки по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 27705000) в размере 23 145 рублей и пени по нему в размере 320 рублей 75 копеек, а также об обязанности уплатить задолженность в срок до 1 апреля 2020 года (л.д. 19–21).

В срок, установленный налоговым органом в требовании № <...>, ФИО1 как налогоплательщик не внесла какие-либо платежи в местный бюджет в целях погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и пене за просрочку уплаты этого налога.

Согласно пункту 1 статьи 72 и пункту 1 статьи 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться пеней, которой признаётся денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2 статьи 75 НК РФ).

Пунктами 3 и 4 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области как налоговый орган обладает полномочиями по обращению в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей (налога на имущество физических лиц, пени) с ФИО1

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога и пеней за счёт имущества физического лица подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней.

Из абзаца второго пункта 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ следует, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей (налога, пеней) и санкций может быть подано в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с должницы ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, пени за просрочку уплаты этого налога поступило к мировому судье 2-го судебного участка Балтийского судебного района Калининградской области 23 июля 2020 года, то есть с соблюдением шестимесячного срока, установленного абзацем первым пункта 2 статьи 48 НК РФ (л.д. 47).

24 августа 2020 года мировой судья 2-го судебного участка Балтийского судебного района Калининградской области вынес определение, которым отменил судебный приказ по делу № 2а-1494/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2018 годы, пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц (л.д. 76).

Административное исковое заявление, послужившее основанием для возбуждения настоящего административного дела, было сдано административным истцом в организацию почтовой связи для направления в Балтийский городской суд Калининградской области 18 февраля 2021 года, что свидетельствует о соблюдении Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области шестимесячного срока, установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ (л.д. 27).

Проверяя правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера обязательных платежей, взыскиваемых с ФИО1, суд приходит к следующим выводам.

В качестве налоговой базы для расчёта налога на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года налоговый орган использовал кадастровую стоимость нежилого здания с № <...> в размере 4 629 037 рублей, определённую постановлением Правительства Калининградской области от 23.12.2016 № 625 по состоянию на 1 января 2016 года.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 403 НК РФ.

В силу абзаца четвёртого пункта 2 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 403 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 2 статьи 403 НК РФ.

Частью первой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту – "Федеральный закон № 135-ФЗ") при осуществлении государственного кадастрового учёта внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (часть вторая статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 9 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514, в случае изменения площади здания, в сведениях ЕГРН о которых содержится кадастровая стоимость, их кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади.

25 ноября 2019 года на основании решения государственного регистратора исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН о нежилом здании с № <...> в части, касающейся сведений о его площади, равной <...> кв. м, а также определена и внесена в ЕГРН кадастровая стоимость этого объекта недвижимости в размере 2 038 096 рублей 79 копеек (л.д. 143, 144, 151, 202, 205, 212–213).

В соответствии с частью второй статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу части третьей статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных статьёй 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ.

Как следует из абзаца второго части четвёртой статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения.

Письменные сообщения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области от 17.05.2021 № <...> и Министерства экономического развития, промышленности о торговли Калининградской области от 27.05.2021 № <...> (л.д. 225–228, 232–234) подтверждают, что датой начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимости с № <...> в размере 2 038 096 рублей 79 копеек является 8 февраля 2017 года.

Исходя из этого, расчёт налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате ФИО1 за налоговый период 2018 года, имеет следующий вид: 2 038 096,79 руб. х 0,5% = 10 190 руб.

1 апреля 2021 года ФИО1 уплатила в местный бюджет муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (ОКТМО 27705000) на основании квитанции-извещения с индексом № <...> налог на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года в сумме 10 190 рублей, о чём бесспорно свидетельствует чек-ордер ПАО Сбербанк от 01.04.2021 по операции № <...>, совершённой через банкомат № 147861 (л.д. 93).

Следовательно, на момент вынесения настоящего решения у ФИО1 отсутствует недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года, подлежащая взысканию в судебном порядке.

Поскольку ФИО1 погасила недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 409 НК РФ, с административного ответчика должна быть взыскана пеня за период, указанный административным истцом: с 3 декабря 2019 года по 6 февраля 2020 года включительно.

Расчёт пени имеет следующий вид: (10 190 руб. х 6,5% : 300 х 13 дн.) + (10 190 руб. х 6,25% : 300 х 53 дн.) = 141,21 руб.

Таким образом, с ФИО1 подлежит взысканию в доход местного бюджета пеня по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 141 рубля 21 копейки.

С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о том, что иск Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области подлежит частичному удовлетворению и с ФИО1 подлежат взысканию в доход местного бюджета муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (ОКТМО 27705000) пеня по налогу на имущество физических лиц за 2018 год (КБК 18210601020042100110) за период с 3 декабря 2019 года по 6 февраля 2020 года включительно в размере 141 (ста сорока одного) рубля 21 копейки.

На основании части первой статьи 114 КАС РФ, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (ОКТМО 27705000) государственная пошлина в сумме 5 рублей (141,21 руб. : 23 465,75 руб. х 904 руб.).

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 114, 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области частично.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: Калининградская область, <...>, в доход местного бюджета муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (ОКТМО 27705000) денежные средства в сумме денежные средства в сумме 146 (ста сорока шести) рублей 21 копейки, из которых 141 рубль 21 копейка – пеня по налогу на имущество физических лиц за 2018 год (КБК 18210601020042100110) за период с 3 декабря 2019 года по 6 февраля 2020 года включительно, 5 рублей – государственная пошлина (КБК 18210803010011000110).

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской в удовлетворении остальной части исковых требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области В.В. Дуденков

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2021 года на восьми страницах.