ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-220/2022 от 21.04.2022 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-220/2022

УИД 75RS0025-01-2021-003954-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Галановой Д.И.,

при секретаре Базаровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района «Читинский район» о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением ссылаясь на то, что 17.09.2021 подал заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в рамках программы «Дальневосточный гектар» в соответствие с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приложив одновременно схему размещения земельного участка. Решением Администрации муниципального района «Читинский район» от 05.10.2021 рассмотрение заявления было приостановлено в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности гражданина или юридического лица. Одновременно административному истцу были направленны варианты схемы размещения земельных участков, которые могут быть предоставлены в безвозмездное пользование. 06.10.2021 административным истцом были направлены пояснения, обосновывающие неправомерность приостановления рассмотрения заявления, на что был предоставлен ответ о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории НСТ «Здоровье». 08.11.2021 административным ответчиком было отказано в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на основании п. 4.3 ст. 6 Федерального закона от 01.05. 2016 № 119-ФЗ. При этом на электронной площадке предоставления земельных участков указано основание отказа – испрашиваемый земельный участок находится в собственности гражданина или юридического лица. Указывает, что действия административного ответчика, заключившиеся в отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, нарушают прав истца, поскольку наложение границ испрашиваемого земельного участка на иной земельный участок не установлено, в ЕГРН отсутствуют сведения о праве собственности третьих лиц на спорный земельный участок. Поскольку оснований для приостановления рассмотрения заявления административного истца не имелось, а значит и обязанности у последнего предоставлять согласие с одним из предложенных Администрацией муниципального района «Читинский район» вариантов схем размещения земельного участка или согласия на предоставление одного из предложенных участков не имелось, соответственно отказ в предоставлении земельного участка по заявлению административного истца является незаконным. Также указал, что при обращении с административным исковым заявлением был вынужден обратиться за юридической помощью, на что было затрачено 16 000 рублей. С учетом уточненных административных исковых требований просил суд признать действия административного ответчика по отказу в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по программе «Дальневосточный гектар» в соответствие с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ незаконным, решение Администрации муниципального района «Читинский район» об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование признать незаконным и отменить, обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» повторно рассмотреть заявление от 17.09.2021 о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по программе «Дальневосточный гектар» в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя.

Представитель административного истца ФИО2 доводы уточненного административного искового заявления поддержал, пояснил, что ранее заявленные требования о взыскании судебных расходов не поддерживает.

Административный ответчик Администрация муниципального район «Читинский район» извещен надлежащим образом, участие представителя в судебном заседании не обеспечил, представил письменный отзыв, просил рассмотреть дело в отсутствие.

Заинтересованные лица администрация сельского поселения «Смоленское», НСТ «Здоровье» извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении дела слушанием по существу.

Суд считает возможным рассмотреть дело приданной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Статьями 1, 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории, в том числе Забайкальского края, площадь которого не превышает одного гектара.

В соответствии с ч.5 ст.4 названного Федерального закона заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование подается или направляется в уполномоченный орган гражданином по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы. Указанное заявление также может быть подано гражданином через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или орган регистрации прав.

Согласно положениям ч. 4.1. ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24, 26 и 27 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ предусмотрены основания для принятия решения об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.

В частности, в силу п.3 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование если испрашиваемый земельный участок находится в собственности гражданина или юридического лица.

Если в течение тридцати дней со дня направления уполномоченным органом заявителю предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи вариантов схемы размещения земельного участка и перечня земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, от заявителя не поступило согласие ни с одним из предложенных вариантов схемы размещения земельного участка или согласие на предоставление одного из предложенных земельных участков, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (ч.4.3 ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ).

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 17.09.2021 обратился в Администрацию муниципального района «Читинский район» с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 2 401 м2, предоставив одновременно схему его размещения.

Согласно представленной схеме, земельный участок расположен в кадастровом квартале , установлены характерные точки участка.

В октябре 2021 года административным ответчиком принято решение (без точной даты и номера) о приостановлении рассмотрения заявления ФИО1 от 17.09.2021 на основании ч.4.1 ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности гражданина или юридического лица, сообщено о направлении возможных вариантов схем размещения земельных участков, которые могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.

Позднее 15.10.2021 на обращение административного истца от 06.10.2021 Администрацией муниципального района «Читинский район» сообщено заявителю о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории НСТ «Здоровье».

08.11.2021 Администрацией муниципального района «Читинский район» принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 в безвозмездное пользование земельного участка на основании ч.4.3 ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

Согласно представленному ответу от 16.11.2021 административным ответчиком сообщено, что территория, на которой расположен истребуемый земельный участок находится в границах НСТ «Здоровье» медицинского и педагогического институтов, действующего на основании акта на право пользования землей от 23.03.1973, в ходе проверки документации товарищества прокуратурой были внесены коррективы в автоматизированную информационную систему «Имущественно-земельный комплекс Забайкальского края» в части основания для закрытия территория для предоставления гражданам на основании вышеуказанного акта, обращают внимание о наличии в Читинском районном суде Забайкальского края по данному факту спора.

В материалы надзорного производства Прокуратуры Читинского района №1642ж-2021 представлена копия акта на право пользования землей от 23.03.1973.

Кроме того, в адрес административного ответчика прокурором Читинского района 11.11.2021 было направлено письмо, в котором, в том числе предложено внести коррективы в АИС «Имущественно-земельный комплекс Забайкальского края» в части основания для закрытия территория для предоставления гражданам, рекомендовано по результатам рассмотрения Читинским районным судом Забайкальского края гражданского дела по исковому заявлению НСТ «Здоровье» к администрации муниципального района «Читинский район» пересмотреть вопрос об обоснованности закрытия данной территории.

В ответ на указанные рекомендации административным ответчиком прокурору района сообщено, в АИС внесены коррективы в части основания для закрытия территории СНТ «Здоровье» для предоставления гражданам, основанием является указанный выше акт от 23.03.1973.

Также суду представлен скриншот АИС «Имущественно-земельный комплекс Забайкальского края», в частности карточки объекта №7148, карты, на которой отмечен ранее учтенный земельный участок без границ, площадью 149 734,15 м2.

В силу положений ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).

Судом предлагалось административному ответчику предоставить надлежащие доказательства, подтверждающие обоснованность отказа в предоставлении земельного участка в рамках Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, вместе с тем таковых в материалы дела не представлено.

Из имеющихся в материалах дела доказательств не представляется возможным безусловно утверждать о принадлежности испрашиваемого земельного участка гражданину либо юридическому лицу, а следовательно о наличии оснований предусмотренных ч.4.1 ст.6, ч.3 ст.7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

При этом из приобщенной к материалам дела копии решения Читинского районного суда Забайкальского края от 21.12.2021 по гражданскому делу по исковому заявлению НСТ «Здоровье» к администрации муниципального района «Читинский район», администрации сельского поселения «Смоленское», к ФИО3, ФИО4, Ёровой Е.А., ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании договоров безвозмездного пользования земельными участками в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» недействительными, о признании сделок недействительными и прекращении права собственности на земельные участки, применении последствий недействительности сделок, о признании права бессрочного безвозмездного пользования на земельные участки, об обязании внести изменения в Генеральный план и проект Правил землепользования и застройки сельского поселения «Смоленское», закрыть от предоставления в безвозмездное пользование оставшиеся земельные участки в координатах расположения границ оспариваемой природной территории в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар», не возможно установить, являлась ли предметом исковых требований территория спорного земельного участка, испрашиваемого ФИО1

Поскольку в ходе судебного разбирательства надлежащих доказательств, обосновывающих приостановление рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении в безвозмездное пользование спорного земельного участка, а также последующей отказ в предоставлении земельного участка не представлено, суд приходит к выводу о наличии нарушений требований ч.4.1 ст.6, ст.7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части признания действий административного ответчика и решения Администрации муниципального района «Читинский район» от 08.11.2021 незаконными.

На момент рассмотрения дела судом обстоятельства, послужившие основанием для обращения с административными исковыми требованиями, не устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Согласно ч.2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Как установлено ч.1 ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, и оснований для приостановления срока рассмотрения указанного заявления, предусмотренных частями 2 и 4.1 настоящей статьи: 1) принимает решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, подготовленной в форме электронного документа с использованием информационной системы, и обеспечивает отображение в информационной системе сведений о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой. При этом для образования земельного участка не требуются разработка и утверждение документации по планировке территории или проектной документации лесных участков; 2) обращается в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка, подлежащего образованию, а также о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

При изложенных обстоятельствах решение от 08.11.2021 подлежит отмене, при этом с целью восстановления прав административного истца суд, принимая во внимание положения ч.1 ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, считает необходимым обязать административного ответчика в срок в течение двадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 17.09.2021 о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

Поскольку в рамках уточненных требований не заявлено о взыскании судебных расходов, суд указанные требования не рассматривает.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать действия Администрации муниципального района «Читинский район» в части отказа в предоставлении ФИО1 на основании Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельного участка в безвозмездное пользование незаконным.

Признать решение Администрации муниципального района «Читинский район» от 08.11.2021 об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка в безвозмездное пользование незаконным, указанное решение отменить.

Возложить на Администрацию муниципального района «Читинский район» обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 17.09.2021 о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, поданного в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение двадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы, представления через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: Галанова Д.И.

Мотивированное решение составлено 12.05.2022