Дело № 2а-2217/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года г. Новосибирск
Советский районный суд города Новосибирска в составе
председательствующего судьи Толстик Н.В.
при секретаре Пиксаевой Е.В.
с участием
представителя административного истца Жеребцовой М.А.
административного ответчика Чернова А.Д.
представителя административного ответчика Черенева А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу, старшему государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Чернову А.Д. об оспаривании предписания,
у с т а н о в и л:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление энергетики и водоснабжения» обратилось в суд с административным иском к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу об оспаривании предписания №в от 03.07.2018.
Определением Советского районного суда г. Новосибирска от 08 ноября 2018 года к участию в деле привлечен старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Чернов А.Д., вынесший оспариваемое предписание.
Административный иск обоснован следующим. 03.07.2018 старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Черновым А.Д. Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление энергетики и водоснабжения» выдано предписание №, которым на данное юридическое лицо возложена обязанность организовать зоны санитарной охраны на участке недр <адрес> с установкой павильонов над устьями скважин. Административный истец считает указанное предписание незаконным по следующим основаниям.
ФГУП «УЭВ», являясь держателем лицензии на участке недр <адрес> выполняет все условия пользования недрами, за исключением условий эксплуатации водоносного горизонта. Добыча подземных вод на указанном участке до настоящего времени не осуществляется из-за отсутствия потребителя. Разведочно-эксплуатационные скважины законсервированы и для эксплуатации не оборудованы. Таким образом, в настоящее время деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных вод, не ведется. Собственник скважин не определен, в установленном порядке скважины бесхозяйными не признаны. ФГУП «УЭВ», не являясь собственником данного имущества, не может нести расходы по оборудованию скважин из средств, полученных за счет иных регулируемых видов деятельности. В предписании отсутствуют ссылки на нормы права, в соответствии с которыми законсервированные и не используемые скважины должны быть оборудованы павильонами и иметь ограждение зоны санитарной охраны первого пояса. Все приведенные ссылки на нормативные документы относятся к эксплуатируемым водозаборным сооружениям. Требования предписания содержат неконкретные общие формулировки, при этом отсутствует указание на способы устранения нарушений, в связи с чем, предписание является неисполнимым. Стоимость работ по выполнению предписания чрезмерная и в условиях отсутствия эксплуатации скважин не является оправданной. Кроме того, проведение работ по оборудованию павильонов требует выделение земельного участка, что невозможно без волеизъявления собственника такого участка. Строительство павильонов и оборудование зоны санитарной охраны скважин предполагает получение разрешения на строительство, а также согласие собственника земельного участка, которое на сегодняшний день не получено. Таким образом, исполнение предписания поставлено в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
В судебном заседании представитель ФГУП «УЭВ» Жеребцова М.А., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала, дала соответствующие объяснения.
Представитель административного ответчика Черенев А.В., действующий на основании доверенности, административный ответчик Чернов А.Д. возражали относительно административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.
Как установлено судом, в период с 26 июня 2018 года по 03 июля 2018 года в отношении ФГУП «УЭВ» Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу на основании приказа №802 от 20 июня 2018 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт № от 03 июля 2018 года (л.д.10-14) и вынесено предписание № от 03 июля 2018 года (л.д.15).
Оспариваемым предписанием № от 03 июля 2018 года, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Черновым А.Д., на ФГУП «УЭВ» в срок до 01.07.2019 возложена обязанность организовать зоны санитарной охраны подземных вод на участке недр <адрес> с установкой павильонов над устьями скважин.
Совокупность представленных в дело доказательств свидетельствует о том, что оспариваемое предписание выдано надлежащему лицу, является законным и обоснованным.
Как установлено судом, ФГУП «УЭВ» является владельцем лицензии № от 16.01.2015 на пользование недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения на участке недр <адрес> с приложением к ней, общей площадью 5,5869 га, включая зоны санитарной охраны первого пояса вокруг устьев скважин № Срок действия лицензии – до 01.02.2030.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Заранее оговоренные условия лицензии № от 16.01.2015 перечислены в условиях пользования недрами, которые владелец лицензии обязуется выполнять.
В соответствии с пунктом 4 Условий пользования недрами, являющихся приложением 1 к лицензии № от 16.01.2015, предусмотрены виды и объемы работ по бурению, обустройству скважин и эксплуатации водозабора на участке подземных вод <адрес> которые владелец лицензии, то есть ФГУП «УЭВ», обязуется выполнить.
Пунктом 4.5 Условий пользования недрами предусмотрена обязанность владельца лицензии выполнить строительство павильонов и обустройство территории первого пояса зоны санитарной охраны (зоны строгого режима) площадью 5,2 га вокруг водозабора (скважины 1,2,3,4,5,6,7) и 0,3869 га вокруг водозаборной скважины № в соответствии с требованиями «Положения об охране подземных вод», СНиП 2.04.02-84, СанПиН 2.14.027-95 и СНиП 11-31-75 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (л.д.71-80).
На момент рассмотрения настоящего дела судом лицензия № от 16.01.2015, выданная ФГУП «УЭВ», не отозвана, не прекращена, является действующей, что влечет для административного истца обязанность по выполнению указанных условий.
Помимо требований лицензии, аналогичные обязательства на пользователя недр возлагаются и действующими нормативными положениями.
Так, согласно пункту 1 статьи 59 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
В силу пунктов 1 и 7 абзаца 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
В силу пункта 8.7 СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, Наружные сети и сооружения», в зависимости от местных условий и оборудования устье скважины следует, как правило, располагать в наземном павильоне или подземной камере.
Пунктом 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», установлены необходимые мероприятия на территории зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной, дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие и другое.
Учитывая приведенные выше нормы права, ФГУП «УЭВ» являясь пользователем недр в соответствии с условиями лицензии № от 16.01.2015, обязано выполнить строительство павильонов и обустройство территории первого пояса зоны санитарной охраны (зоны санитарного режима) площадью 5,2 га вокруг водозабора (скважины №) и 0,3869 га вокруг водозаборной скважины №.
Доводы относительно того, что приведенные выше нормативные требования распространяются только на фактически эксплуатируемые скважины и не применяются к скважинам, находящимся в состоянии консервации, являются необоснованными и не вытекают из положений действующего законодательства.
В связи с тем, что лицензия на право пользование недрами является действующей, ФГУП «УЭВ» вправе в любой момент по своему усмотрению продолжить использование данных скважин.
При таких обстоятельствах, фактическое состояние и обустройство скважин, даже в условиях их временной консервации, должно обеспечивать охрану недр от загрязнений.
Доводы о том, что ФГУП «УЭВ» не является собственником спорных скважин, на выводы суда не влияют, поскольку не имеют правового значения для дела.
Как установлено выше, обязательства по организации зоны санитарной охраны подземных вод с установкой павильонов над устьями скважин возлагаются на административного истца законом и положениями действующей лицензии как на пользователя недрами. Данные обязательства никак не обусловлены наличием или отсутствием права собственности на водозаборные сооружения.
Не являются обоснованными и подлежат отклонению также доводы административного иска относительно того, что выполнение требований оспариваемого предписания поставлено в зависимость от волеизъявления собственника земельного участка.
Как следует из абзаца 3 статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 3 абзаца 1 статьи 12 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Из пункта 2.1 Условий пользования недрами, являющимися приложением 1 к лицензии № следует, что участок недр ограничен границами зоны санитарной охраны (первого пояса) вокруг устьев скважин, площадь которых составляет: для скважин № – 5,2 га, для скважины № – 0,3869 га. Общая площадь участка недр составляет 5,5869 га.
Следовательно, территория, на которой необходимо организовать и разместить павильоны, передана ФГУП «УЭВ» в пользование именно для осуществления мероприятий по организации зон санитарной охраны недр.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о том, что исполнение предписания поставлено в зависимость от волеизъявления третьих лиц, которым принадлежат право собственности на земельный участок, подлежат отклонению.
Доводы истца о том, что предписание является неисполнимым, являются необоснованными. Вопреки доводам административного истца, в оспариваемом предписании указаны нарушения требований действующего законодательства, которые необходимо устранить, а также конкретные действия, которые необходимо выполнить ФГУП «УЭВ».
При этом, экономическая затратность действий по выполнению предписания не может служить основанием для удовлетворения иска об оспаривании предписания, которое основано на положениях действующего законодательства.
Поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции, порядок вынесения предписания соблюден, основания для его вынесения имелись, а содержание предписания соответствует требованиям действующих нормативных актов, регулирующих спорные правоотношений, административный иск подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-228, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» – оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение составлено 19 ноября 2018 года
Судья Н.В. Толстик